1735

Зимовать — так на машине!

Купить хороший подержанный автомобиль в начале зимы легче, чем весной
Спрос на малолитражки на вторичном рынке в холодное время года традиционно падает. Считается, что зимой в цене полный привод. Но сезонное «замерзание» цен на «недоприводные» модели — не единственная причина для покупки такого авто именно сейчас.
Поделиться

Спрос на малолитражки на вторичном рынке в холодное время года традиционно падает. Считается, что зимой в цене полный привод.

Но сезонное «замерзание» цен на «недоприводные» модели — не единственная причина для покупки такого авто именно сейчас.


Что же предлагает сегодня рынок подержанных отечественных авто с колесной формулой 4х2 в сегменте до $4500? Обычно спрос на такие машины заметно активизируется весной, в преддверии дачно-отпускного периода. Но стоит иметь в виду, что именно на этой волне обменивают на хорошие деньги «подубитых» за зиму кандидаток в категорию «помойка». Поэтому подержанную отечественную машину имеет смысл брать именно в начале зимы.

Первый путь — покупка авто у знакомых. Тут есть возможность получить более-менее достоверную информацию о его пробеге, состоянии, юридическом прошлом и настоящем. Но если вам рассказали не все или утаили принципиальные моменты, обида будет досаждать долго. Но это зависит от каждого конкретного случая.

Рынок — наиболее рискованная зона поиска. Можно купить совершенно чистую, честную машину с хорошими данными. При этом концентрация «темных лошадок», особенно в верхней части ценового сектора, тут весьма высока. Ограниченное для принятия решения время, лоск и блеск тщательно отполированного кузова, уловки продавцов и жажда обладания «новой старой» машиной могут помутить рассудок даже вполне трезвомыслящего покупателя и заставить принять необдуманное решение.

Однако рынок очень и очень удобен в качестве «тренировочного полигона» по отработке навыков осмотра машин и поиска дефектов.

И, наконец, периодика, публикующая информацию о продаже авто. Открыв любой номер газеты частных объявлений, можно обнаружить тысячи предложений по продаже машин интересующего нас диапазона цен и марок. Подавляющее большинство из них, если верить напечатанному, находятся в «хорошем», «очень хорошем», «отличном» и «идеальном» состоянии. Насколько это соответствует действительности — придется выяснять в ходе многочисленных встреч с продавцами и тщательных осмотров.

Внешнее великолепие автомобиля, сверкающего натертыми боками, может оказаться ширмой для «убитого» или «тяжело больного» авто.

За спрос не бьют

Кузов нужно смотреть при дневном свете, заранее спросив разрешения у владельца «пощупать» резиновые уплотнители. Тут либо разрешают, либо сразу скидывают цену, либо... смотрим другую машину. Слабые места «зубил» (семейство ВАЗ-2109) — места под уплотнителями стекол, края крыльев, места стыков передних стоек с крышей, арки колес, пороги, пятая дверь. Откройте багажник, загляните под пластиковые коврики, боковые пластмассовые панельки. Присутствует на металле заводской «антикор» — хорошо. Следы вмешательства, как правило, прекрасно видны. Ржавчина на ровных поверхностях, на стыках — последствия царапин, ударов и прочего. Неграмотная рихтовка и покраска, предпродажный ремонт выдают себя пристрастному взгляду. Даже наезд на бордюрный камень может оставить шрамы. Если погнутый шрус при этом меняется, то крыша — небольшой выпуклостью на ребре — будет напоминать о случившемся всю оставшуюся автомобильную жизнь. Жесткость кузова тут — понятие сложное. Загляните под машину, загнав ее на подъемник или яму. Отличный внешний вид может противоречить следам ударов по днищу, потекам масла на коробке передач, на днище за мотором. Наличие антикора и ржавчины определяется визуально.

Двигатель обязан завестись сразу, независимо от того, горячий он или холодный. Из-под открытого капота не должно ни в коем случае пахнуть бензином. «Масло» на объем, цвет и запах проверяют, помимо исследования поверхности щупа, заглядывая в корпус воздушного фильтра. Хитрый продавец может заранее заглянуть туда. Поэтому попросите его прокатиться на машине «с ветерком». Нормальный с виду мотор за пол-МКАД в режиме 100—150 км/ч вдруг «выплюнет» в «кастрюлю» ненормативных 50 граммов масла. Компрессия меряется за 200 рублей в ближайшем автосервисе. Ее разброс больше единицы по цилиндрам (к примеру, «8-12-9-10») не есть хорошо. Тосол, как известно, сине-зеленого цвета. Если в бачке плещется бурая водичка, да еще с масляными пятнами, то скорее всего мотор перегревали, возможно, неоднократно. Свист из-под капота говорит о неисправной помпе или недостаточном натяжении приводящего ее ремня.

Пятиступенчатые «коробки» переднеприводных вазовских моделей страдают затрудненным (со временем) включением первой передачи и... «музыкой» механизмов. Но если «хрустит» включение задней передачи — не стоит отказываться от приглянувшегося экземпляра. Многие ездят с этим годами. Выжмите сцепление — если какие-то звуки пропали, значит, в узле имеются проблемы. Прокатитесь, посмотрите, как машина останавливается, как велик свободный ход педали, когда тормоза «схватывают». Присутствует вибрация при торможении — смотри состояние тормозных дисков, колодок и барабанов. Оцените состояние тормозных шлангов, магистралей, работоспособность тормозных цилиндров и вакуумного усилителя. Все электрическое обязано включаться, загораться, поворачиваться и бибикать. Стартер — уверенно крутить коленвал. На б/у машинах часто горит вполнакала лампа зарядки аккумулятора. За десятки тысяч пробега влага и соль плохо действуют на реле-регулятор напряжения и диодный мост генератора.

Наконец, порулите автомобилем на площадке — ничего не слышно? Если да, то вылезаем уточнять, задевает ли колесо за подкрылок или шрус просится на свалку.



«Классический» подход

Выбор вазовской «классики» помимо обычных тестов на «битость-крашеность» имеет свои особенности. Ковровое покрытие в салоне должно быть достаточно чистым. Уплотнители дверей — ровные. Сиденья — не просиженными. При приемлемом (40—50 тыс. км) пробеге накладки на педалях должны быть целы. Если надписи на кнопках в салоне сильно стерты, то пробег явно занижен. Если же все намекает на то, что у автомобиля действительно небольшой пробег, то можно исследовать ее дальше. Как и в случае с переднеприводными, оцениваем состояние двигателя, рулевого управления и трансмиссии. Особенности заднего привода требуют «прослушивания» на ходу редуктора заднего моста — он не должен никак о себе сообщать. Крестовины кардана не должны «цокать» при трогании и переключении передач. Подшипникам ступиц, как и сцеплению, гудеть на ходу не положено.

В случае с подержанной «Волгой» специфика выбора по принципу — «был бы кузов в порядке, а остальное лечится» — проявляется как никогда ярко. На «барже» надо проехаться и послушать, не стучит ли где чего. Все тихо — машина в порядке. Относительном, конечно, — проблемные места предыдущий хозяин либо уже «вылечил», либо уже ничего не отвалится. Про следы ударов и ржавчину повторяться, видимо, не стоит. Желательно покупать авто не старше 2001 года выпуска, когда на ГАЗе заработала импортная покрасочная линия. Посмотрите на движок.

Он подозрительно чист? От покупки лучше воздержаться. Подтеки масла допускаются, но не в виде капель и луж. Рулевое управление при энергичном покачивании не должно стучать. Не приветствуются скрипы и стуки при вертикальной и поперечной раскачке машины. Состояние кузова можно оценить, подняв машину на домкрате до отрыва колеса от земли. Если двери открываются только при нажатии или требуют, чтобы их слегка приподнимали в этот момент, — кузов потерял былую жесткость. На скорости 80—100 км/ч авто пытается самостийно поменять полосу движения — предстоит реанимация запущенной передней подвески.