1500

Грустная дорога в дюнах

Dakar-2005 не обошелся без трагедий
Что же такое гонит этих людей выходить на старт одного из самых опасных соревнований в мире и больше двух недель бороздить бездорожье в наше время, когда комфортабельные сверхзвуковые лайнеры способны за несколько часов облететь половину земного шара? Что заставляет их проходить наземными путями маршруты летчиков — героев Сент-Экзюпери? И так же, как и персонажи книг французского мечтателя, навеки упокоившегося где-то там — между побережьем Европы и Северной Африки, не все из пилотов приходят к цели — финишу в сенегальской столице…
Поделиться

Что же такое гонит этих людей выходить на старт одного из самых опасных соревнований в мире и больше двух недель бороздить бездорожье в наше время, когда комфортабельные сверхзвуковые лайнеры способны за несколько часов облететь половину земного шара? Что заставляет их проходить наземными путями маршруты летчиков — героев Сент-Экзюпери? И так же, как и персонажи книг французского мечтателя, навеки упокоившегося где-то там — между побережьем Европы и Северной Африки, не все из пилотов приходят к цели — финишу в сенегальской столице…


Говорят, мотогонщик Фабрицио Меони, двукратный победитель Дакара, не хотел выходить на старт в этом году. Теперь нам никогда не узнать, что двигало 41-летним итальянцем, который все же решил побороться за третью в своей карьере победу… 11 января на скорости под 200 км/ч на спецучастке в пустыне мотогонщик вылетел из седла, и прибывшие на вертолете медики оказались бессильны. Днем ранее в госпитале от полученных травм скончался его коллега — Хосе Мануэль Перес…

Слова о том, насколько труден, опасен и коварен ралли-марафон Telefonica-Dakar (именно так сейчас звучит полное название соревнования), уже давно стали общим местом. Камни и пески, жара и туман, песчаные бури и шальные пули бандитов. Нынешний Дакар наша команда окрестила «настоящим спортивным адом». Вряд ли, выходя 31 декабря на старт марафона в испанской Барселоне, кто-то думал о том, что ему не суждено добраться до финиша в этот раз, а кому-то и вообще никогда...

Это было, было…

Несмотря на все опасности и постоянную критику в адрес организаторов, Дакар неизменно проходит с 1979 года и собирает все больше и больше участников. Наиболее известным это соревнование стало под названием «Париж — Дакар», хотя из французской столицы, да и из Франции вообще, марафон стартовал далеко не всегда. Вот и в этом году спортивный караван отправился в путь из испанской Барселоны. Родина корриды и конкистадоров принимала старт Дакара в четвертый раз в истории марафона.

В 1995-м, 1996-м и 1999-м соревнование начиналось в Гранаде, и в те годы рейд был знаменит под именем «Гранада — Дакар». В этом году мы стали свидетелями уже 27-го Дакара, а в первый раз марафон стартовал 26 декабря 1978 года с парижской площади Трокадер. В большинстве случаев Дакар стартовал именно из Парижа или его окрестностей. В 1997 году марафон начался и закончился в Дакаре, а в 2000-м и 2003-м проводился «в обратную сторону»: по маршруту Дакар — Египет. В разные годы помимо пилотов, специализирующихся на рейдах, в соревновании принимали участие гонщики из других дисциплин: формулисты Жаки Икс, Патрик Тамбэ, Жак Лаффит, раллист Колин Макрей и др., представители иных видов спорта (например, футболист Раймонд Копа), актеры (Клод Брассье) и даже коронованные особы, например, принц Монако Альберт Гримальди.

Рекордсмены Дакара — Ари Ватанен (на его счету четыре победы в зачете автомобилей), Карел Лопраис (шесть побед в грузовиках) и нынешний герой категории внедорожников Стефан Петрансель. Он одержал шесть побед в мотозачете, а в этом году праздновал уже вторую победу в автомобилях. Да-да, именно так, и в этом году снова среди внедорожников не нашлось достойного конкурента представителю «Mitsubishi», праздновавшей десятую победу в целом и третью подряд. Последним гонщиком, выигравшим Дакар и не принадлежавшим к лагерю «Mitsubishi», стал француз Жан-Луи Шлессер на багги имени самого себя в 2002 году.



Круче дюн могут быть только дюны

Дакар одно из немногих автосоревнований в мире, где на первых ролях — пилоты из России. Более того, наши являются рекордсменами. Если до нынешнего Дакара со своими шестью победами в грузовом зачете вне конкуренции была чешская «Tatra» и на один победный Дакар от нее отставали наш КамАЗ и «Mercedes», то теперь наша команда сравняла счет. Первым в истории из наших пилотов на Дакаре отличился экипаж Виктора Московских в 1996 году. Еще четыре победы КамАЗу принес Владимир Чагин, из них три Дакара было выиграно подряд в 2002—2004 годах. И в этом сезоне ни многострадальный DAF (отсутствовавший на арене Дакара с 1988 по 2002 год), ни чешская «Tatra», ни «Mercedes», ни японская «Hino» не смогли конкурировать с российским спортивным монстром, несмотря на проблемы, преследовавшие экипаж Чагина, который по традиции справил на Дакаре свой день рождения. Эстафету лидерства вовремя перехватил Фирдаус Кабиров.

27-й Дакар установил новый рекорд по количеству участников: на старт вышли 230 мотоциклистов, 168 легковых и 69 грузовых экипажей разных национальностей. Больше всего в гоночном караване оказалось французов. По сравнению со своим предшественником нынешний Дакар стал короче на несколько сотен километров и два этапа. Также, несмотря на обилие знакомых названий, маршрут рейда оказался как минимум наполовину новым. Всего спортсменам предстояло преодолеть 8956 километров дорог и бездорожья Испании, Марокко, Мавритании, Западной Сахары, Мали и Сенегала, из них 5431 километр спецучастков. Разные страны, разные дороги и бездорожье, разные покрытия — от острых камней до коварных песчаных дюн пустыни Сахары. За 17 дней — с 31 декабря прошлого года до 16 января нынешнего — экипажам и персоналу выдался лишь один день отдыха — 9 января. Самым длинным этапом стал испанский — 919 километров между Барселоной и Гранадой, а самым внушительным спецучастком — мавританский Зуерат-Тишит (660 километров). Больше всего этапов (шесть) пришлось на территорию Мавритании.

Итак, стартовав в последний день старого года в Барселоне, уже 2 января марафон покинул гостеприимную Европу. Первой африканской страной, встретившей караван, стало Марокко — переправившиеся через Гибралтар машины и мотоциклы высадились в порту Танжер, где и началось, по сути, самое главное марафонское действо. Проехать быстро — это только полдела. Не заблудиться, не попасть в аварию, выстоять во время песчаной бури, не свалиться замертво от жары и при этом постараться оказаться как можно выше в турнирной таблице — в таких гонках огромное значение имеет опыт, спортивная мудрость, грамотно построенная стратегия всего марафона, что с блеском доказали его победители.

Уже первый африканский этап, а именно, его спецучасток Рабат — Агадир, был под угрозой срыва из-за густого тумана. К этому времени экипаж Владимира Чагина уже вышел вперед в зачете грузовиков, а будущий победитель соревнования во внедорожниках Стефан Петрансель шел на втором месте. И в то время как на следующий день, 4 января, на первом длинном спецучастке марафона Владимир Чагин только укрепил лидерство, Стефан Петрансель трижды пробивал на своем Mitsubishi колеса и терял время. На следующий день, когда спортсмены покинули каменистое Марокко и переехали в песчаную Мавританию, КамАЗ потерял один из экипажей — Ильгизара Мардеева. Наш грузовик перевернулся на тестах, серьезно пострадали механики. Уже во время СУ перевернулся автомобиль лидировавшего до тех пор в категории внедорожников Колина Макрея, а неудачник предыдущего этапа Стефан Петрансель выиграл СУ и переместился на пятое место. Чагин продолжал уходить в отрыв в грузовиках.



Сплошной форс-мажор

Перелом наступил уже 6 января, во время первого так называемого марафонского этапа (на финише запрещено техническое обслуживание) по маршруту Зуерат — Тишит. В зачете автомобилей Стефан Петрансель вышел в лидеры и больше не уступал первую строчку до самого финиша в столице Сенегала, несмотря на все усилия его преследователя, бывшего горнолыжника Люка Альфана. А на третье место вышла Ютта Кляйншмидт на VW. И ей удалось сохранить эту позицию до конца марафона.

Увы, но в тот день россияне потеряли еще одного «бойца». И какого! В разгар разыгравшейся песчаной бури сломался грузовик под управлением Владимира Чагина. Этот день поставил крест на надеждах пилота выиграть пятый Дакар (в итоге, несмотря на все усилия, экипаж занял только 18-е место). Ребятам удалось починить двигатель, но затем закончилось топливо… Все необходимое было в конце концов найдено, но на финиш этапа Чагин пришел поздно ночью и, получив многочасовой штраф, выбыл из числа претендентов на победу. Зато вперед выбился экипаж Фирдауса Кабирова — Айдара Беляева — Андрея Макеева, удерживавший до этого второе место. После столь драматичного этапа восьмой раунд «Дакара-2005» был отменен. Увы, это оказалась не последняя отмена по форс-мажорным причинам.

После гибели Фабрицио Меони 12-й этап был под угрозой полной отмены, однако организаторы все-таки решили выпустить на старт внедорожники и грузовики, а вот мотоциклистов переправили к следующему пункту маршрута на самолете. Всего за несколько месяцев до марафона на ралли «Фараон» в Египте разбился трехкратный победитель Дакара Ричард Саинкт. И вот на Дакаре еще две потери… И все же после дня траура мотоциклисты снова вышли на старт, а 16 января на финише в столице Сенегала первым оказался француз Сирил Депре.

Казалось, последний день «Дакара-2005» должен стать чистой формальностью, экипажи Фирдауса Кабирова и Стефана Петранселя уверенно лидировали в своих группах, но еще одна сенсация ждала гоночный караван после финиша. На DAF Ханса Бекса, который уверенно занимал вторую позицию, судьи обнаружили запрещенную систему воздухозаборников и дисквалифицировали экипаж. И второе место в грузовиках перешло японцу Йошимасе Суговаре на Hino, а третьим стал итальянец Джакомо Висмара на Mercedes.