Особая категория

Слухи о том, что ГАИ намеревается кардинально изменить систему выдачи водительских удостоверений, витают уже не первый год. Пространные разговоры о неких новых «правах» уже давно никто не воспринимает всерьез. Но, как выяснилось, зря. Возможно, уже в этом году получить заветную «корочку» станет не только сложнее, но и вовсе невозможно...

Слухи о том, что ГАИ намеревается кардинально изменить систему выдачи водительских удостоверений, витают уже не первый год. Пространные разговоры о неких новых «правах» уже давно никто не воспринимает всерьез.

Но, как выяснилось, зря. Возможно, уже в этом году получить заветную «корочку» станет не только сложнее, но и вовсе невозможно...


На протяжении последних трех лет в кулуарах ГИБДД разрабатывалась принципиально новая схема работы с кандидатами в водители. Идеи высказывались разные: от абсолютно бредовых до вполне здравых. В ходе жарких дебатов гаишникам удалось-таки найти золотую середину, и они уже подготовили проект документа, благодаря которому собираются существенно повысить уровень водительского мастерства россиян.

Перво-наперво решено избавиться от мелких автошкол, которые не обучают своих слушателей уверенному пилотажу на дорогах, а банально дрессируют их на сдачу экзаменов в ГИБДД. Для ликвидации «мелочевок» создан надзорный орган. Правда, владельцы водительских альма-матер высказывают опасения, что «ревизоры» не столько будут озабочены своими непосредственными функциями, сколько зарабатыванием денег, а это неизбежно приведет к подорожанию обучения минимум в два раза. К слову сказать, ряд столичных автошкол уже с февраля поднимает цены, и таким образом стоимость двухмесячного курса в них составит 13 000—15 000 рублей. При таких расценках «права» для многих россиян станут попросту недоступны.

Но и это еще не все. Претерпит изменения и ныне действующая классификация водительских категорий. Сейчас для вождения небольшого грузовичка достаточно открыть категорию «С» (автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонн).

С этой же отметкой в «правах» можно вполне законно водить хоть 15-тонный самосвал, но по мнению сотрудников ДОБДД это совершенно другая «весовая» категория. Именно поэтому решено ввести подкатегории. За основу взяли западную модель, где на протяжении последних сорока лет действует строгое деление автомобилей и мотоциклов по классам.

Таким образом, мотоциклы разделятся на две подкатегории: «А» (с рабочим объемом цилиндров до 100 «кубиков») и «А1» (с объемом движка свыше 100 см3). Категорию «В» (легковые автомобили) также собираются расчленить. Во-первых, в разных классах могут оказаться машины с механическими коробками передач и «автоматами». Необходимость такого подхода подтверждает исследование, показавшее полную несостоятельность «автоматчиков» при езде на машинах с классической КП, — вероятность попадания в ДТП таких драйверов крайне высока. Во-вторых, планируется джипы и минивэны убрать из разряда легкового транспорта и отнести их в самостоятельную категорию.

Что касается грузовиков, то в этом классе подкатегорий будет больше всего. Большегрузы массой от 3,5 до 6 тонн — «С», от 6 до 8,5 — «С1», от 8,5 до 12 — «С2». Свыше 12 — «С3». Более того, чтобы получать каждую последующую подкатегорию, скажем, «С1», нужно будет полтора года откататься на «С». Ну а если кровь из носу надо получить сразу категорию «С1», то сдавать экзамен в ГИБДД необходимо на автомобиле данного класса.

Из-за высокой аварийности на пассажирском транспорте Госавтоинспекция хочет микроавтобусы с количеством мест свыше 8, предназначенные не для коммерческого использования, отнести к категории «D», маршрутные такси — к «D1», автобусы типа ПАЗ — к «D2», а типа «Икарус» — к «D3».

Категория «Е» (прицепы) тоже станет многоликой. Отдельные позиции будут для прицепов к легковушкам, к большегрузам и автобусам. Причем для грузовиков введут особо подробное деление — прицеп, полуприцеп, сдвоенный прицеп.

Точную дату вступления в законную силу этих нововведений в Госавтоинспекции назвать не берутся — во многом это будет зависеть от законодателей. Впрочем, работа над подробной классификацией водительских категорий продолжается и сейчас. Не исключено, что гаишный проект претерпит еще очень серьезные изменения, ибо даже служивым не совсем понятно, что делать с армией действующих водителей. Возможно, «рулевым» джипов, минивэнов и тем, кто привык к «автомату», придется пересдавать экзамены.