Попали в десятку

Почитай два года подряд в стане российских продавцов новых иномарок неспокойно. Рокировки и смены лидеров. Если раньше тягаться с продажами всего лишь одной Daewoo Nexia было не по силам ни одному мировому бренду, то сегодня заслуженного ветерана нашего рынка — СП «УзДэуАвто», представленного двумя моделями, — ведущие мировые автопроизводители беззастенчиво оттеснили на четвертое место.

Почитай два года подряд в стане российских продавцов новых иномарок неспокойно. Рокировки и смены лидеров. Если раньше тягаться с продажами всего лишь одной Daewoo Nexia было не по силам ни одному мировому бренду, то сегодня заслуженного ветерана нашего рынка — СП «УзДэуАвто», представленного двумя моделями, — ведущие мировые автопроизводители беззастенчиво оттеснили на четвертое место. А в целом можно сказать, что итоги продаж новых иномарок в России оказались выдающимися, но вполне ожидаемыми.


Выдающимися, так как по итогам 2004 года поставлен абсолютный рекорд — продано более 350 000 (без учета продаж Chevrolet Niva) новых иномарок, что как минимум на 80% больше, чем годом ранее. Если же говорить об ожидаемости, то здесь вспоминаются осторожные прогнозы различных экспертов начала прошлого года. Тогда для подстраховки последние предсказывали одни, весьма скромные цифры, но в неофициальных беседах давали руки и даже головы на отсечение, если к концу 2004 года рынок новых иномарок вплотную не подберется к отметке в 400 000 автомобилей. Что он, собственно, и сделал.

Продажи южнокорейской автомобилестроительной компании «Hyundai Motor Co.» на российском рынке в 2004 году выросли по сравнению с годом 2003-м в 3,48 раза — до 50 686 автомобилей. По сути, уверенный обход корейцами японской «Toyota» — главная интрига нашего рейтинга. Как нам видится, «Hyundai» оказался на верхней строчке по нескольким объективным причинам. В России собираются две его модели: Accent (за год продано более 20 000 машин) и Sonata (с апреля, когда стартовала сборочная линия, продана 5391 штука, плюс 540 автомобилей, ранее собранных в Корее). Помимо таганрогцев завидную активность и агрессивность проявила компания «Карнэт 2000». Эта «дочка» холдинга «Рольф», самого крупного сегодня игрока на рынке продаж, используя для раскрутки дешевые японские деньги своих соучредителей из «Mitsubishi Motors», сумела за очень короткий период создать могучую дилерскую сеть по всей стране и обеспечить ее продукцией.

Японской «Toyota», пока не имеющей на территории России своего сборочного производства, бороться за кошельки россиян несколько сложнее. Однако это не помешало ей уверенно выйти на второе место с результатом в 47 426 проданных авто (из них 3559 приходится на бренд «Lexus»), что превосходит прошлогодний показатель почти вдвое. Лидерами среди автомобилей Toyota стали: Corolla (12 973), Camry (9797) и RAV4 (6156). Только тираж Lexus по сравнению с 2003 годом увеличился в 2,5 раза. Здесь по-прежнему остается в лидерах внедорожник RX300 (2589 автомобилей).

Третье место осталось за концерном «Ford». Ему так и не удалось перевалить за психологическую черту в 40 000 автомобилей — в 2004 году компания реализовала в России 39 241 автомобиль (+89,46% к 2003 году). Как и прежде, наибольшим спросом пользовался Ford всеволожской сборки — 28 590 продаж, что составляет более 70% от общего объема. На втором месте Mondeo. В январе-декабре прошлого года было продано 3866 седанов и универсалов этой модели. Отлично стартовали продажи компактвэна Focus C-Max — 2926 экземпляров, неплохо разошелся внедорожник Maverick (1118 автомобилей), был спрос и на кроссовер Fusion (707 машин).

Увы, но все хуже обстоят дела у СП «УзДэуАвто». Нет, его российский импортер «Квин Групп» вполне доволен итогами продаж в 35 398 автомобилей (рост на 74,8%), но в нашем рейтинге это уже четвертый результат. За указанный период в России реализовано 25 280 автомобилей Daewoo Nexia и 10 118 Daewoo Matiz. Между тем будущее узбекского проекта пока под вопросом, так как неизвестно, захочет ли продлить соглашение о сотрудничестве нынешний владелец марки «Daewoo» — концерн «General Motors». Однако представители

«УзДэуАвто» обещают в 2005 году сопроводить в Россию и пристроить здесь около 60 000 своих автомобилей. Далее расположилась «Mitsubishi» с собственным рекордом продаж в 30 097 машин (рост на 70,3%). Нужно сказать, что каждый год эта марка стабильно держится в рейтинге, занимая 4—5 места. А лидером продаж среди прочих моделей Mitsubishi стал Lancer, разошедшийся тиражом в 17 502 штуки. В продолжающемся уже несколько лет споре с «Kia» уверенно вернул себе лидерство «Nissan». В 2004-м реализовано 28 434 автомобиля японской марки. В то время как «Kia», несмотря на активную деятельность калининградских автостроителей, не удалось преодолеть двадцатитысячный рубеж. Ниже примостился «Renault» с 16 126 проданными автомобилями, что на 42% превышает показатели предыдущего года.

На момент подписания номера было еще неясно, с какими цифрами войдет в рейтинг концерн GM, но то, что он будет в десятке, — факт. Почетная обязанность замыкать топовую десятку на этот раз легла на главную японскую выскочку ушедшего года — «Mazda». По сравнению с аналогичным периодом 2003 года объем ее продаж в прошлом году вырос аж в 5,2 раза и, по нашим данным, составил 8565 автомобилей. А на следующий год в планах у компании увеличить продажи как минимум до 15 000 автомобилей.


КСТАТИ

Рынок новых российских авто за год вырос почти на 20%. Согласно предварительной оценке аналитиков ИО «Ladaonline», в 2004 году реализовано порядка 1 300 000 новых машин. Это на 18,7% больше, чем в 2003 году, когда было продано 1 095 000 автомобилей. Лидером авторынка остается «Lada». В прошлом году нашли владельцев 700 000 легковушек под этим брендом. В том числе 625 500, произведенных на самом «АвтоВАЗе», 54 000, построенных на «ИжАвто», 17 500, выпущенных на «РосЛаде» в Сызрани, и около 3000 различных несерийных моделей, выпущенных тольяттинскими компаниями «Супер-Авто», «ВИС», «Бронто», «Моторика». Примерно по 60 000 легковых автомобилей продано под марками ГАЗ и «Ока». Порядка 53 500 россиян в прошлом году стали обладателями Chevrolet Niva. Еще около 40 000 автолюбителей приобрели автомобили марки «Иж», и чуть менее 30 000 человек польстились на новые УАЗы. В целом на долю российских марок пришлось около 72,5% рынка новых легковых автомобилей.