1957

Инструкция для «чайника»,

или Как получить «права», не давая взяток
Гаишники, принимающие экзамены у кандидатов в водители, давно считаются цветом коррупционной «малины». Дескать, не дал им на «лапу» пару сотен долларов — считай, экзамен априори провален. Подогревается это мнение всевозможными рассказами про мифических знакомых, сдававших на «права» «по-честному» по 6—7 раз, но так и оставшихся «бесправными».
Поделиться

Гаишники, принимающие экзамены у кандидатов в водители, давно считаются цветом коррупционной «малины». Дескать, не дал им на «лапу» пару сотен долларов — считай, экзамен априори провален. Подогревается это мнение всевозможными рассказами про мифических знакомых, сдававших на «права» «по-честному» по 6—7 раз, но так и оставшихся «бесправными». Так ли плохо обстоят дела с получением водительских «корочек» на самом деле, выяснял наш корреспондент, прикинувшись рядовым соискателем.


Вначале немного лирики. Впервые сел за руль автомобиля и научился управляться с КП в семь лет. До двенадцати отец доверял машину только на проселочных дорогах, в тринадцать лет позволил выехать в город. Тогда же произошла первая встреча с гаишниками. К счастью, отделались легко — инспектор понимающий попался и за бутылку армянского коньяка вернул батяне все документы на авто... Два года изучал в юношеской автошколе устройство автомобиля, ПДД и практическое вождение. Ровно в восемнадцать лет пошел в ГАИ пытать счастья. Из 32 человек с первого раза сдали лишь трое, в числе которых оказался и автор этих строк. Клянусь, никто из нас за положительный результат взяток гаишнику не давал.

Через два года пошел на курсы повышения квалификации — осваивать категорию «С». Честно отходил в школу два месяца и получил «права» с первой попытки, не заплатив ни копейки мзды.

Можно, конечно, допустить, что коррупционная ситуация с тех пор лихо изменилась и служивые нынче без взяток экзамены не принимают. За выяснением подробностей решено было отправиться в ГАИ Балашихинского района Подмосковья, внедриться в группу без пяти минут водителей. Первый этап — теория. Один билет, двадцать вопросов, в двух из которых можно совершить ошибку. Для чистоты эксперимента к экзамену не готовился вообще. Первые семь вопросов «расщелкал» как орешки, а вот на восьмом немного завис: на картинке изображены «Жигули» (навскидку — пятой модели) и черная BMW, перед которой висит знак «Уступи дорогу». Вопрос: кто имеет преимущество в проезде перекрестка? Это довольно типичная ситуация, в которую попадают все владельцы машин отечественного производства. Хозяевам дорогих иномарок, как известно, Правила не писаны, а посему кто кому уступает, определяется исключительно «крутизной» машины. Жизненный опыт подсказывает, что «пятерка» должна уступить дорогу «бумеру», но в последний момент выбираю ответ, верный с точки зрения ПДД.

На последнем вопросе опять заминка. Можно ли развернуться перед регулируемым железнодорожным переездом на расстоянии от путей 50 метров? Знаю точно, что запрещен обгон на самих переездах и за 100 метров до них. Логично предположить, что разворот будет таким же опасным маневром, как и обгон. Подспудно вспоминаю случай из жизни, когда один «умник» решил-таки развернуться аккурат перед путями, но не рассчитал ширины проезжей части и намертво перекрыл встречную полосу. Поэтому выбираю — «запрещено». На экране компьютера высвечивается оптимистичная надпись: «Экзамен сдан, совершена одна ошибка». И надо ведь, запорол именно последний вопрос с ж/д-переездом. Оказывается, разворачиваться запрещено только на самих путях, а за переездом и перед ним — сколько угодно. Вместе с тем за многолетнюю водительскую практику не довелось повстречать вблизи переездов разметку, позволяющую развернуться.

А вообще, надо заметить, довольно глупа отечественная система приема экзаменов по ПДД.

К примеру, в Европе ответы делятся на «правильный», «частично правильный» и «неправильный». То есть если выбранный ответ кандидата в водители не представляет угрозы безопасности дорожного движения, но на сто процентов не соответствует Правилам, то считается «частично правильным».

Рядом со мной сидела девушка, запоровшая экзамен. Сразу в слезы, стала умолять инспектора дать ей еще один шанс, даже готова была заплатить.

— Через недельку придете и попытаетесь снова, — отрезал капитан-экзаменатор. — На сегодня ваш экзамен окончен.

Ага, скажете вы, вот инспектор и прокололся — на взятку намекает. Но позвольте, если барышня недоучила ПДД, то на каком основании экзаменатор может ей «нарисовать» положительный результат!

Из нашей группы теорию сдали 80%. Никто «левых» денег за удачное прохождение теста не давал.

Дальше по плану «площадка». Из шести упражнений выбрано три: «эстакада», «змейка» и «заезд в бокс». Несмотря на то что по долгу службы частенько приходится общаться с людьми в погонах, мандраж при виде человека в гаишной форме невольно появляется. Вспоминаю давние заветы инструктора: мол, управлять машиной надо так, чтоб у инспектора ГИБДД фуражка не съехала. Только тронулся, и уже три штрафных балла: не включил указатель поворота перед началом движения. Еще один штраф за неправильное выполнение упражнения: перед эстакадой надо было остановиться и встать на «ручник», я же вспомнил об этом лишь на середине горки. Пытаюсь тронуться со стояночного тормоза. Машина буксует и не желает карабкаться выше. Увы — не заметил лед.

Упражнение не сдано, пришлось откатываться назад, за что инспектор поставил пять штрафных баллов. Но отчаиваться не время, ибо есть еще одна попытка. Подъезжаем к стойкам, изображающим гараж. Упражнение сдано на «отлично», ведь выполнять подобный трюк приходится каждый день.

Со «змейкой», думал, проблем не возникнет, но то ли с непривычки к учебной машине, то ли из-за излишней самоуверенности в своих водительских силенках слегка «тюкнул» стойку. Кошусь на гаишника: вроде не заметил.

— Останавливайте машину, экзамен не сдан — зацепили стойку.

— Слушай, командир, может, ты этого не видел... — провоцирую инспектора.

— Повторяю: экзамен не сдан. Приходите через неделю.

Надо заметить, для того, чтобы сдать площадку, одних только навыков мало. Здесь нужна хорошая дрессировка, то есть вызубрить как «Отче наш»: где включать «поворотник», когда ставить на ручник и прочее. Внимательность и отсутствие чрезмерного водительского «я» — приветствуется.

Ну не сдаваться же так просто. Иду к вышестоящему гаишному руководству, рассказываю о целях визита и умоляю допустить до «города». На скорую руку придумали с начальником легенду для лейтенанта, чтобы тот не заподозрил во мне «засланного казачка» или «блатного».

Для человека, который не первый год ездит по Москве, сдать экзамен в Балашихе, где движение не столь интенсивное, кажется плевым делом. Однако и здесь не обошлось без штрафных баллов в экзаменационном листке: объезжая припаркованный автомобиль, позабыл об указателе поворота — 3 балла. Хотя, признаюсь, не столько забыл, сколько сработала привычка: перестраиваясь в соседний ряд (при отсутствии автомобилей вокруг), «поворотником» не пользуюсь вообще.

— Вы какой-то слишком шустрый для начинающего водителя, — начал отчитывать инспектор. — Только закончили автошколу, а уже позволяете себе маленькие шалости. А что же будет дальше?..

С горем пополам, но «город» сдал. И могу точно сказать, что инспектор никоим образом не пытался меня завалить — принимал экзамен так, как есть: без подстав и провокаций. И не поверю, когда кто-то будет говорить, что без взятки получить «права» нереально. Когда умеешь аккуратно водить, знаешь и можешь применять на практике ПДД, ни один даже самый суровый инспектор не сумеет сказать: «Экзамен не сдан. Ждем вас через неделю».


НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Геннадий ГОЛОСОВ, заместитель начальника отдела контроля регистрационной и экзаменационной работы при ГУВД МО:

— Хочу отметить, что в некоторых автошколах инструктора по вождению «накручивают» своих подопечных против ГИБДД — говорят, мол, без взятки в 100—200 долларов экзамен не сдашь. Под этим предлогом собирают с будущих водителей деньги и кладут их в свой карман. А у курсантов остается впечатление, что Госавтоинспекция прогнила насквозь.