52 недели вне закона-II, или легализация

Тем, кто читает нашу газету регулярно, наверняка запомнились хроники нашего корреспондента («МКмобиль», №1/2005) о проведенном на собственной шкуре эксперименте. Напомним, он целый год ездил на своем автомобиле, «принадлежащем» ему на основании собственноручно изготовленной рукописной доверенности, не имея полиса ОСАГО и талона о прохождении ТО. Какие неожиданные результаты дал эксперимент, вы, наверное, помните.

Тем, кто читает нашу газету регулярно, наверняка запомнились хроники нашего корреспондента («МКмобиль», №1/2005) о проведенном на собственной шкуре эксперименте. Напомним, он целый год ездил на своем автомобиле, «принадлежащем» ему на основании собственноручно изготовленной рукописной доверенности, не имея полиса ОСАГО и талона о прохождении ТО. Какие неожиданные результаты дал эксперимент, вы, наверное, помните.

Однако настало время менять автомобиль на более свежий, а значит, легализоваться.


У меня, напомню, Lada. Гниет... Стартеров сменил за несколько лет — со счета сбился, не раз расточенные стенки цилиндров можно продавить пальцем... Одним словом, пришла пора продавать «чудо техники», а значит, обращаться в ГАИ со всеми вытекающими последствиями. В смысле со слезами бессильной злобы.

Юридического владельца своей машины я нашел довольно быстро, благо учетные базы ГИБДД продаются на каждом шагу. Мне повезло, человек, отдавший четыре года назад новенькую еще «ласточку» по доверенности, не переехал, а главное, еще не получил уведомления из налоговой инспекции о транспортной подати государству. Иначе он непременно оказался бы на моем месте в бесконечных очередях в МРЭО, но не с заявлением о продаже и снятии машины с учета, а с просьбой о выбраковке утраченного авто (таковых, кстати, после Нового года в гаишных очередях обнаружилось до 50%). Мужик в ГАИ со мной не поехал, но за бутыль коньяка новую «генералку» выписать согласился.

Итак, МРЭО. Сколько всего выстрадано и написано по этому поводу. Сплошной негатив. Мол, неразбериха, очереди, произвол гаишников и все такое. Однако я никому не верю. Тем паче что гаишное начальство на каждом углу твердит о ежедневных улучшениях, нововведениях и открытии все новых отделов для облегчения участи автовладельцев, желающих выполнить волю государства и совершить положенные регистрационные действия со своим транспортом. И кто бы мог подумать, что меня угораздит вляпаться по самые уши именно в нововведения. Ведь именно с нынешнего года изменен порядок взимания государственной пошлины за государственную регистрацию. На практике это выглядит просто — платить нужно несколько большую сумму (снятие с учета отечественного авто обойдется теперь не менее чем в 550 рублей), и, кроме того, платежи отправляются другому получателю. То есть на выдаваемых в МРЭО квитанциях изменились реквизиты. В теории все просто, отстоял в первое окошко три часа, сообщил инспектору — миловидной девушке — о своих намерениях, а та уже через три минуты выдает тебе заполненное на компьютере заявление, местный «обходной лист» и две, конечно же, заполненные квитанции для оплаты в сберкассе государственных издержек за регистрацию, «транзитники» и собственно пошлины.

Но есть нюанс. В «рестайлинговой» квитанции каждый страждущий должен был исправить лишь один пункт, изменяющийся в зависимости от района проживания и обозначенный таинственной аббревиатурой ОКАТО. Реквизит-то, может, и один, только включает в себя одиннадцать хаотично расставленных цифр. И переписывая от руки в квитанцию этот «пароль» (бесчисленные, по числу муниципальных районов, варианты ОКАТО висят тут же, на стене), многие граждане делали ошибки. Озябшие (дело-то происходит почти на улице), измученные длительным вертикальным положением и отсутствием туалета люди вставляли в квитанции неправильные цифры и даже не подозревали, что об этом им придется потом сильно жалеть. Впрочем, я все переписал правильно — зрением бог не обидел. А роковую ошибку допустила милая барышня в близлежащем Сбербанке, к окошку которой пришлось отстоять еще полтора часа. Кроме того, она требовала у всех «ходоков из ГАИ» номер районной налоговой инспекции и ИНН, чем повергала последних, особенно кавказцев, в полный хаос. Она вбила-таки в свою адскую машину напечатанные, а не написанные мною от руки цифры ОКАТО, чем обрекла меня на второй день мучений в МРЭО.

Ошибку обнаружил дотошный инспектор уже в другом окошке, дело было уже после обеда, часов в пять. Отстояв к нему после недолгой сверки узлов и агрегатов на площадке добрых пару часов, я протягивал в амбразуру свои поистершиеся номера. В предельно фамильярной (обращаясь на «ты») и потому доступной форме он мне объяснил, что мои 50 рублей за «транзитники» направлены банком в совершенно неизвестном направлении и он не может принять мои документы. А это означало еще одну сумасшедшую очередь в Сбербанке и следующие два часа — к нему же. Даже если я успел бы до закрытия МРЭО сдать правильные квитанции и номера, то получить «транзитники» сегодня — утопия. Ситуацию осложняла копия генеральной доверенности, по которой я снимал с учета свою машину. Это была не ксерокопия, заверенная нотариусом, а копия, составленная последним в произвольной форме. Нотариус, каналья, не заметил слона — забыл поставить номер доверенности.

Одним словом, поисками другого, правильного, нотариуса и повторным заходом в ГАИ я занимался уже на следующий день. Причем транзитные номера и ПТС с изменениями я получил уже в начале седьмого вечера. А что осталось? Да кроме злобы и ощущения собственного бессилия перед совершенно идиотской «системой» — ничего. Прошел уже, почитай, месяц, а машину я так и не продал. Езжу с просроченными «транзитниками», по-прежнему без страховки и талончика ТО. Гаишники тормозят, но поняв, что налички не получат, по-прежнему ленятся писать протоколы и отпускают с миром. Может, вывести эксперимент на качественно новый уровень? Проездить практически безнаказанно еще один год не только без документов, но и без номеров! Ведь разве я виноват, что в системе ГАИ — Сбербанк царит жуткий хаос, всего за пару дней превращающий законопослушного гражданина в наглого беспредельщика...