1242

А ВАЗ я попрошу остаться

Амбиции части россиян могут обернуться потерей автопрома
Состоявшееся 19 мая заседание правительства, посвященное обсуждению очередных мер по реализации «Концепции развития автомобильной промышленности в России до 2010 года», подняло в околоавтомобильных кругах немало шуму, напугав одних и обнадежив других.
Поделиться

Состоявшееся 19 мая заседание правительства, посвященное обсуждению очередных мер по реализации «Концепции развития автомобильной промышленности в России до 2010 года», подняло в околоавтомобильных кругах немало шуму, напугав одних и обнадежив других.


На этот раз так называемые среднесрочные планы Белого дома во исполнение вышеупомянутой концепции в основном вызвали недовольство частников — владельцев авто с правым рулем, а также профессиональных «перегонщиков» подержанного транспорта из-за рубежа. Между тем в стане официальных автоимпортеров и внутренних автопроизводителей (как чисто отечественных, так и зарубежных) наблюдается обратная картина. Рыночники, в свою очередь, искренне поддерживают политику правительства, направленную на защиту внутреннего рынка от ввозимых подержанных иномарок.

По сути, как утверждают многие эксперты, чтобы создать благоприятный климат для дальнейшего поступательного развития российского авторынка, а с ним и автопрома, еще в самом начале 90-х годов прошлого века подержанным иномаркам следовало объявить бойкот посредством запретительных таможенных пошлин. Однако этого сделано не было. Напротив, на протяжении многих лет в страну фактически беспрепятственно ввозились сотни тысяч автомобилей, в том числе и откровенный хлам, который в итоге поставил под угрозу существование местного производства и автоиндустрии в целом.

Отраслевые эксперты сходятся во мнении, что, несмотря на весьма вероятные в ближайшем будущем непопулярные решения (например, ужесточение режима ввоза и использования «праворуких» японских авто), нынешняя политика властей намного более последовательна и позитивна для страны в целом. И сегодня уже можно говорить, что концепция развития автопрома, принятая в 2002 году, оказалась действительно эффективной. Во многом благодаря повышению импортных пошлин в стране появились заводы мировых автопроизводителей: СП «GM-АвтоВАЗ» в Тольятти, «Ford» во Всеволожске, «Renault» в Москве. Успешно работают калининградский «Автотор», «ТагАЗ», в Ижевске начинается сборка модели Kia Spectra. А совсем недавно о своих планах построить заводы в России объявили «Toyota» и «DaimlerChrysler».

Динамично развивается и крупнейший российский производитель «АвтоВАЗ», который уже нынешним летом начинает продажи автомобилей Lada Kalina. По словам дилеров, в чьих салонах недавно появились демонстрационные образцы нового вазовского семейства, уже сейчас покупатели проявляют изрядный интерес к новинке. По отзывам сотрудников одного из крупнейших столичных автосалонов, в день не меньше двадцати человек обращаются к менеджерам с просьбой рассказать о модели. Причем интерес к демонстрационным моделям позволяет прогнозировать устойчивый спрос в будущем.

Между тем весь мировой опыт подтверждает правильность мер по поддержке автомобильной промышленности. Страны, некогда ставившие своей задачей развитие собственного автомобилестроения, предпринимали абсолютно такие же решительные шаги, о которых говорят сегодня в российском правительстве. Например, в Южной Корее импортные пошлины были колоссальные, а результат — в кратчайшие сроки страна вышла на международные рынки со своей продукцией. Все страны, где поставлена задача развития собственной автоиндустрии (Турция, Бразилия, Индонезия, Таиланд, Китай, Индия), прежде всего защищали собственный рынок высокими таможенными пошлинами и даже запретом ввоза подержанных автомобилей. Даже Соединенные Штаты со своей устойчивой и сбалансированной экономикой в период «автомобильных» войн с Японией установили практически непреодолимые таможенные барьеры. В результате японцы начали активно создавать свои заводы на территории США, что благоприятно отразилось на автомобильных ценах и на североамериканской экономике в целом. И в Москве на Краснопресненской набережной от посеянных в 2002 году зерен уже через 5—7 лет ожидают аналогичных позитивных всходов.