1339

Смена ориентации

Росавтопром перепрофилируется на производство иномарок
В прошлом году автомобильный рынок России очередной раз показал небывалый рост. Значительно выросли продажи новых иномарок, причем как импортированных, так и собранных на местных мощностях. Даже автомобилям российского производства удалось набрать дополнительные очки — их продажи увеличились в среднем на 10%. Однако последовавшие в нынешнем году события все же доказывают, что местный автопром переживает самый масштабный кризис последних лет.
Поделиться

В прошлом году автомобильный рынок России очередной раз показал небывалый рост. Значительно выросли продажи новых иномарок, причем как импортированных, так и собранных на местных мощностях. Даже автомобилям российского производства удалось набрать дополнительные очки — их продажи увеличились в среднем на 10%. Однако последовавшие в нынешнем году события все же доказывают, что местный автопром переживает самый масштабный кризис последних лет.


Уже за первый квартал текущего года реализация российских моделей упала на 14%, тогда как иномарок опять выросла (новые — вдвое против прежнего, а подержанные — в полтора раза). Уверенно наращивают свои объемы и сборщики «российских иномарок» (рост 17%). Тенденция сохраняется и в текущем, втором, квартале. В этой связи дальнейшая участь российских автозаводов снова под вопросом, и тезис о грядущей гибели отечественного автопрома опять приобретает актуальность.

Тот факт, что глубокий системный кризис уже разросся метастазами по всей отрасли, подтверждают новости, приходящие с «полей». Проблемы автозаводов накапливались десятилетиями, и в результате, естественно, должно было «рвануть». Сегодня практически все руководители предприятий уверены, что их участь и единственный путь дальнейшего существования — сборка иномарок. А это означает, что необходимо обновлять парк оборудования чуть ли не целиком, принципиально менять кадровую политику, сокращать неоправданно раздутые штаты. И все бы ничего, даже необходимые для революционных изменений инвестиции при желании можно было бы найти, да только встает еще один немаловажный вопрос — сборкой какой модели заниматься. Ведь не секрет, что заморские автомагнаты не торопятся отдавать свои наиболее ликвидные и свежие модели новоявленным сборщикам. Своих-то работяг тоже кормить надо. Отсюда мытарства ижевцев, которые после длительных анонсов, слава богу, все же смогли вплотную подойти к запуску проекта Kia Spectra. Таганрогцы тоже не без труда благодаря неожиданной любви россиян к довольно пресному Hyundai Accent, вышедшему в тираж в самой Корее, заполучили перспективные модели Sonata (седан бизнес-класса) и Porter (малотоннажный грузовик), а в придачу расположение руководства концерна и обещания дальнейшего сотрудничества. По некоторым данным, даже авторитетный «Автотор» вынужден собирать малопопулярные модели Kia ради того, чтобы не потерять поставок машинокомплектов для рейтинговых Kia Rio и Kia Sportage.

Впрочем, возможно, все это и не так — всего лишь плод журналистского воображения. Тогда обратимся к фактам. КамАЗ и правительство Татарстана всего за $50 млн. избавились от 99,6-процентного пакета акций ЗМА (завода микролитражных автомобилей в Набережных Челнах). Мощности приобрела компания «Северсталь-Авто» — и отнюдь не для расширения производства «Оки». Как стало известно, ЗМА станет площадкой для лицензионной сборки внедорожников SsangYong Rexton (согласитесь, не самая востребованная модель на нашем рынке).

Существенно сократить выпуск «Оки» планируют и в Серпухове. «АвтоВАЗ» отказался от своей «дочки», продав 100% акций «СеАЗа». Покупателем стала самарская финансово-промышленная группа «Автоком», объединяющая несколько предприятий по выпуску автокомпонентов. Высвободившиеся производственные мощности (завод может выпускать до 22 000 машин в год) используют для производства другого автомобиля. Какого именно, пока неизвестно, но не исключено, что им может стать какая-нибудь бюджетная иномарка.

Очевидно, не все ладно и на уже упомянутом «Иж-Авто», принадлежащем группе «СОК». Иначе как объяснить намерения руководства до конца года сократить численность рабочих более чем на треть — с 11 до 7 тысяч человек. По словам представителей группы «СОК», столь массовые увольнения — следствие реорганизации давно устаревшей структуры персонала, которая мало изменилась с советских времен. Но, по другим сведениям, причина массовых увольнений кроется в другом: скорее всего «Иж-Авто» уже в этом году снимет с производства хэтчбек «Ода» — цифры его продаж не внушают оптимизма. Вызывает вопросы дальнейшая судьба ижевско-вазовской «классики», а также перспективы универсала «Фабула» и пикапа «Ода». Впрочем, реальных конкурентов у них пока нет. А когда уйдут и они, «Иж-Авто» превратится в сборочное предприятие седанов Kia Spectra и еще одной корейской модели, название которой пока не разглашается.

Перманентные планы Горьковского автозавода по оснащению самой непотопляемой «баржи» времен развитого социализма «Волги» импортными агрегатами, по сути, карандаши из одной коробки. Словом, сегодня отечественные автопроизводители пытаются выгрести против течения самостоятельно, но экономисты предрекают всем предприятиям (пожалуй, кроме «АвтоВАЗа») переход на сборку иномарок в самом ближайшем будущем. В новейшей истории российский автопром переживал уже не один кризис. Но в 1998 году выручил дефолт, благодаря которому цены на наши автомобили снизились в несколько раз. А в 2002-м «девятый вал» подержанных иномарок был остановлен повышением таможенных пошлин. Нынче же помощи ждать неоткуда.