1608

МЕНТорский тон,

или Какие требования сотрудников милиции считаются законными
Взаимоотношения ГАИ и водителей сильно походят на извечный конфликт между отцами и детьми. Нетрудно догадаться, что роль строгого и бескомпромиссного папаши здесь исполняют инспектора. С той лишь разницей, что менторы от ГИБДД частенько бывают несправедливы в своих нравоучениях, ибо совершенно не знают правовых норм. Попытаемся разобраться, какие требования сотрудника дорожной милиции можно считать законными, а какие — нет.
Поделиться

Взаимоотношения ГАИ и водителей сильно походят на извечный конфликт между отцами и детьми. Нетрудно догадаться, что роль строгого и бескомпромиссного папаши здесь исполняют инспектора. С той лишь разницей, что менторы от ГИБДД частенько бывают несправедливы в своих нравоучениях, ибо совершенно не знают правовых норм. Попытаемся разобраться, какие требования сотрудника дорожной милиции можно считать законными, а какие — нет.


Гаишник на дороге — царь и бог в одном флаконе. Чувствуя свою безграничную власть над водительской братией, он с ловкостью манипулирует и безоговорочно подчиняет себе практически любого водителя, даже если тот ни в чем не виноват. Порой даже кажется, будто шоферы на миг оказываются в армии, где приказы старшего по званию, как известно, не обсуждаются. Скомандовал инспектор, к примеру, открыть багажник — водитель тут же подрывается с места и пулей мчится демонстрировать милиционеру содержимое заднего отсека. Коли велел гаишник в машину патрульную пересесть для составления протокола — шофер не задумываясь спешит выполнять приказ.

А вот и зря, ибо далеко не все прихоти служивых законны. Открыв Правила дорожного движения — основной закон на дороге — мы увидим всего лишь несколько простых водительских обязанностей: останавливаться по требованию сотрудников милиции, иметь при себе и передавать для проверки документы на автомобиль и «права», быть пристегнутым ремнями безопасности, проходить медосвидетельствование на состояние опьянения, предоставлять свое транспортное средство сотрудникам правоохранительных органов, ФСО, ФСБ, медработникам для транспортировки пострадавших. При ДТП водитель, причастный к нему, должен немедленно остановить автомобиль и выставить знак аварийной остановки. Про обязанность ходить за гаишником по пятам, открывать/закрывать капот в ПДД не сказано ни слова.

А теперь давайте припомним, сколько раз мы слышали от инспекторов фразу, произносимую тоном, не терпящим возражений: «Пройдите в патрульную машину». А спрашивается, для чего: чтобы исправлять за дэпээсником орфографические и стилистические ошибки?.. И здесь грех не вспомнить об Ильдаре Бичарове, которого придорожные милиционеры пригласили в свой служебный автомобиль, оборудованный скрытой звукозаписывающей техникой, и подвели под уголовную статью. Дабы не попасть в подобный переплет, рекомендуем вам вообще не покидать собственное авто и уж тем более не ходить тенью за инспектором. Составление протокола входит в его обязанности, а не в ваши. Служивый, конечно, может сослаться на КоАП, где сказано, что протокол должен составляться в присутствии нарушителя. Но это лишь означает, что инспектор может стоять рядом с автомобилем остановленного водителя и на коленке заполнять бумаги.

Еще одно распространенное заблуждение тружеников свистка и жезла касается процесса скручивания номеров за непройденный техосмотр. На Руси осталось еще немало сотрудников ГИБДД, наивно полагающих, что бремя крутить отверткой или гаечным ключом лежит на водителях. Ничего подобного! В постановлении правительства РФ данная почетная миссия целиком и полностью возложена на милиционеров, но никак не на водителей. Поэтому когда служивый, боясь перепачкать свой мундир, вручает вам орудия труда, смело говорите, что требование незаконно, а посему исполнять его не будете даже под дулом пистолета. Вдобавок ко всему именно гаишники, но отнюдь не вы, заинтересованы в свинчивании «жестянок».

Нередко на стационарных постах ДПС инспектора проводят досмотр транспортных средств. Аналогичную процедуру любят устраивать и наряды ППС, которых хлебом не корми, а дай порыться в чужих вещах. Обычно сия процедура сводится к тому, что водителя просят открыть багажник, расстегнуть сумку, переложить с места на место какую-нибудь тряпочку... Но бывает и серьезнее, когда милиционеры с фонариком осматривают салон авто, открывают «бардачок», прощупывают обшивку сидений. В девяноста процентах случаев досмотр производится с нарушением закона: без ведения протокола досмотра и понятых. Известны случаи, когда под предлогом проверки содержимого багажника служивые подкидывали наркотики. Отметим, что за гаишниками шлейф столь дурной славы не тянется, а вот подобные истории о сотрудниках ППС и некоторых других милицейских служб всплывают регулярно.

Начнем с того, что для проведения досмотра милиции необходимо найти хотя бы одну вескую причину. Ну, к примеру, ручей крови вытекает из вашего багажника или из выхлопной трубы торчит тлеющий кончик фитиля от тротиловой шашки. Также поводом для досмотра может послужить любое совершенное вами административное правонарушение. Но мало найти предлог — надо соблюсти еще ряд других формальностей, как, например, пригласить двух понятых и вести протокол досмотра. Что касается роли водителя при проведении сей процедуры, то она более чем скромна — сидеть в машине или стоять поодаль в качестве стороннего наблюдателя. Открывать капот, багажник, сумки — это заботы исключительно людей в погонах, ибо досматривать самого себя в обязанности гражданина не входит. Обычно инспектора в таких случаях говорят, мол, мы вас и не собираемся досматривать, мы лишь хотим осмотреть ваши вещи. Лукавят правоохранители, ведь это элементарная игра слов и подмена понятий.

Впрочем, это далеко не полный перечень незаконных требований сотрудников милиции. В одном из ближайших номеров мы продолжим тему.