Забытые имена

Даже в условиях бурного роста продаж новых иномарок, который наблюдается в России, обойтись без брендов-аутсайдеров невозможно. Но можно ли обвинять производителей в выпуске неконкурентоспособной продукции? Упаси господи, просто концерны по разным причинам не всегда бывают заинтересованы в присутствии на нашем рынке. И остается удивляться, что великолепно раскрученные в прочих странах марки у нас могут быть преданы чуть ли не полному забвению.

Даже в условиях бурного роста продаж новых иномарок, который наблюдается в России, обойтись без брендов-аутсайдеров невозможно. Но можно ли обвинять производителей в выпуске неконкурентоспособной продукции? Упаси господи, просто концерны по разным причинам не всегда бывают заинтересованы в присутствии на нашем рынке. И остается удивляться, что великолепно раскрученные в прочих странах марки у нас могут быть преданы чуть ли не полному забвению.


Если рассматривать группу аутсайдеров с географической точки зрения, то компания подбирается вполне интернациональная. Ни шатко ни валко идут дела у американцев в лице таких марок, как «Cadillac», «Chrysler», «Jeep». Среди «азиатов», из тех, кто на слуху, безнадежно отстает южнокорейский «SsangYong». И что удивительно, в нижней части турнирной таблицы полно европейских брендов. Причем мелкосерийные автомобили класса «luxary» и дорогие спорткары мы, понятно, в расчет не берем. «Saab», «Alfa Romeo», «Mini», «Jaguar», «Seat»... Так вот о дальнейшей участи в России некоторых из них сегодня и пойдет речь.

Первый и главный кандидат на полное выбывание — испанский «Seat». Cегодня автомобили концерна в Россию уже не поставляются. Впрочем, дилеры остались, но их мощности уже перепрофилированы. Вообще-то и в лучшие времена дилеров было немного: автосалон компании «Пеликан Авто» на шоссе Энтузиастов, занимались продажами Seat и некоторые дилеры «Volkswagen», например, «Авто Престус». Объективно бренд довольно интересен и заслуживает внимания, иначе сотни тысяч европейцев не ездили бы на этих вполне доступных и современных автомобилях. Однако марка не оправдала надежд именно в России. В условиях отсутствия инициативы и рекламной поддержки от производителя наши продавцы не смогли «раскрутить» ее на рынке своими силами.

По некоторым данным, проблемой «Seat» нынче занимается «Фольксваген Груп Рус» («Seat» — испанская составляющая немецкого концерна). Однако в московском офисе «Volkswagen» обнаружить испанский след не удалось. Барышня, напротив которой в местном телефонном справочнике стояло заветное слово, уже давно, как не работает. Одним словом, наши надежды обнаружить хоть какие-то следы деятельности «Seat» в России растворились в недрах телефонного коммутатора представительства «Volkswagen Group». Между тем еще в 2003 году у «Seat» были довольно амбициозные виды на Россию: приезжавшие делегации много обещали. Но сегодня стало окончательно ясно, что испанцы не потянули наш отдаленный, но перспективный рынок.

В «Пеликан Авто» о дальнейших планах своего бывшего поставщика информации нет. Впрочем, в салоне «Авто Престус» еще можно наблюдать остатки автомобилей Seat 2003 года выпуска. Правда, существуют некоторые задержки с комплектующими: на складе их нет, но на заказ могут доставить. Возможно, «Volkswagen Group» отрезал тропинку на Восток своему испанскому подразделению, боясь конкуренции с его стороны для той же «Skoda», а также для собственных бюджетных моделей.

В прошлом году продано всего 87 автомобилей Seat: 35 хэтчбеков Ibiza, 13 седанов Cordoba, 18 хэтчбеков Leon, 15 седанов Toledo и 6 минивэнов Alhambra. В году текущем эти цифры и вовсе исчезающе малы.

Если примерно лет 30—35 назад в СССР вы спросили бы любого о том, какие он знает наиболее знаменитые марки автомобилей, то, вне всякого сомнения, FIAT прозвучал бы в первой тройке. Время было такое. Мы свято верили ЦК партии, а он, в свою очередь, тогда постановил, что FIAT — абсолютный лидер мировой автоиндустрии и его руководство наиболее лояльно к идеям ленинизма и пролетарского интернационализма. Подтверждением фиатовского, как тогда казалось — безграничного, промышленного потенциала стало начало строительства тольяттинского автогиганта. Хотя несколько позже, когда итальянцы полностью передали бразды правления советским специалистам и перестали поставлять свои комплектующие, в глазах общественности авторитет FIAT начал потихоньку падать.

Нынче в Москве работают четыре официальных дилера концерна и по одному в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. Нельзя сказать, что эти компании сильно преуспели в продвижении итальянской продукции на рынке, однако своих редких покупателей автомобили FIAT, а тем более престижные Alfa Romeo, все же находят. Совсем плохо обстоят дела с их «родственницей» — не менее популярным в Европе брендом «Lancia» (в прошлом году было продано всего 6 представительских седанов Thesis). Нынче в российском представительстве FIAT идет реорганизация, однако, как сообщили здесь «МКмобилю», в ближайшем будущем открытие в России новых дилерских центров не планируется. Кроме того, пока нельзя говорить и о том, что продажи вышеперечисленных итальянских марок по сравнению с прошлогодними показателями сколько-нибудь значительно выросли. Они остались на прежнем уровне.

Напомним, в прошлом году реализовано всего 87 автомобилей FIAT (символично — равно как и Seat): Punto — 57 шт., Stilo — 22, Ulysse — 3 шт., новый городской хэтчбек Panda разошелся тиражом всего в 5 экземпляров. Несмотря на более высокую стоимость, популярность Alfa Romeo в России несколько выше: в прошлом году своих владельцев нашли 163 автомобиля. На долю Alfa Romeo 156 пришлось 114 продаж, хэтчбек Alfa Romeo 147 разошелся тиражом в 44 экземпляра, престижную Alfa Romeo 166 купили всего три человека, а купе GTV — двое. Как уже говорилось, уровень текущих продаж по сравнению с приведенными прошлогодними результатами динамикой не блещет. Хотя эксперты полагают, что эти марки могли бы найти гораздо больше поклонников при должном рыночном сопровождении. Впрочем, похоже, что денег на это просто нет — концерн переживает далеко не лучшие свои времена.

И наконец, остается посочувствовать английскому концерну «MG Rover», до недавнего времени поставлявшему нам автомобили Rover и родстеры MG: ZT и TF. Только-только российскому дистрибьютору удалось сформировать прочную и качественную нишу для этих марок (в прошлом году продано 667 Rover и 37 MG), как фирма-производитель, что называется, «приказала долго жить» — обанкротилась. Пока дальнейшая судьба английского завода еще окончательно не определена, в России распродаются оставшиеся на складах машины. Михаил Бахтиаров, президент автомобильного холдинга «Major», рассказал нам, что производство автомобилей действительно остановлено, но каких-либо официальных заявлений из Англии пока не поступало. По-прежнему сегодня в продаже хэтчбек Rover Streetwise и Rover 75. А также автомобили из гаммы MG: TF и ZT. И стоит отметить, что если не учитывать период после остановки производства, объемы продаж за истекший период текущего года выше прошлогодних показателей. Так, только за первый квартал было реализовано порядка 111 автомобилей.

Между тем паниковать владельцам этих автомобилей не стоит, — успокоил господин Бахтиаров, — запасные части поставляются в полном объеме, а поддержка их производства осуществляется производителем, не связанным с самим заводом. Кроме того, дилеры продолжают поддерживать гарантию и сервисное обслуживание автомобилей этих марок. По нашим данным, производством комплектующих для парка в 3 млн. автомобилей MG и Rover по всему миру занимается компания «Caterpillar» и прекращать свою деятельность на данном поприще не собирается. Если же говорить о российских перспективах марки в целом, то прогнозы специалистов отнюдь не радужные...