Без педалей и руля

Когда американцы в самом начале 70-х затеяли полностью безопасный автомобиль, то проект заказали авиационным инженерам, справедливо полагая, что те не имеют автомобильных стереотипов и потому сделают работу с чистого листа. Авиационные умницы действительно от автомобиля как такового оставили лишь общие черты и четыре колеса, в основном применив заведомо более безопасные и полезные авиационные наработки.

Когда американцы в самом начале 70-х затеяли полностью безопасный автомобиль, то проект заказали авиационным инженерам, справедливо полагая, что те не имеют автомобильных стереотипов и потому сделают работу с чистого листа. Авиационные умницы действительно от автомобиля как такового оставили лишь общие черты и четыре колеса, в основном применив заведомо более безопасные и полезные авиационные наработки.


В память о тех концептуальных затеях в серийных автомобилях всего мира остались энергопоглощающие зоны деформации, усилители в дверях и стойки кузова, похожие на каркас безопасности, раздельные фары, в которых габариты имеют свою лампочку, ближний свет — свою, а дальний — свою. Но в целом их идеи хотя и продвинули людей в умении избегать смерти на больших скоростях, нерешенных вопросов оставили также немало. К тому же американский безопасный автомобиль получился просто некрасивым и сильно напоминал танк.

Французы никогда не отказывали себе в удовольствии показать миру, что они любую тему знают лучше, вещи понимают глубже и вообще последнее слово должно остаться за ними. Поэтому, выдержав паузу в несколько десятилетий, именно французы собрались порадовать мир совершенными решениями, определить вектор развития автомобилестроения и показать, как же на самом деле должен выглядеть по-настоящему безопасный автомобиль. От имени нации реализовать потенциал взялись инженеры «Citroёn».

Перед тем как определить направление главного интеллектуального удара, они обозначили, с чем именно предстоит бороться. Мозговой штурм выявил два никем до сих пор не решенных вопроса, по совместительству всего два непокорных узла, которые есть на каждом автомобиле и от которых в случае чего и не увернешься и получишь самые серьезные травмы, переходящие в летальный исход, а именно — педальный узел и рулевой вал. Ведь как ни учи автомобиль складываться по заранее запрограммированным зонам деформации, как ни заставляй подушку «выстреливать» в голову нежно и проникновенно, все равно шансы поломать ноги о педали, как, впрочем, и нанизаться грудью на железяку рулевого вала, остаются слишком велики.

И тогда «Citroёn» решился убрать и рулевой вал, и педали. Но не стоит пугаться раньше времени. Сам руль остался, причем на прежнем месте. Но жесткую связь с колесами утратил и не имеет никакого стойкого железа внутри. Принцип — как на компьютерном имитаторе. Ну а раз усилия водителя передаются не напрямую на колеса, а по проводам на электроусилитель, то отпала и необходимость крутить его по два с половиной/три оборота, и французы оставили «штурвалу» всего треть оборота от упора до упора.

А вот с педалями они расправились начисто, полностью убрав их из автомобиля и отдав привычные для ног функции кнопкам на руле. Ехать теперь можно будет закинув ногу на ногу. При этом газ и тормоз оформили довольно логично, расположив клавишу газа под большими пальцами рук, а тормозом стали клавиши с обратной стороны руля, под указательными пальцами.

Французская идея автомобиля без педалей и без рулевого вала уже миновала стадию теории и получила практическое воплощение. Чтобы показать результаты, инженеры «Citroёn» устроили ездовую презентацию, пригласив прессу на армейский полигон, на котором в обычное время проходят испытания танки «Леклерк». Свою идею безопасного автомобиля будущего они воплотили в серийном кузове Citroёn С5. Сделали это специально, чтобы не отвлекать журналистов разглядыванием концепт-кара непривычного облика и помочь им сосредоточиться на постижении главного.

Снаружи носитель идей С5 украшен только логотипом «By wire». Этими английскими словами и называется французская идея оставить машину без педалей и рулевого вала. Внутри самолетного вида штурвал, лишенный замкнутого обода. В память о том, что когда-то это был руль, остались только две рукоятки по бокам да привычного вида ступица, в которой по-прежнему до поры до времени затаилась подушка безопасности. Заводится машина стандартно, с ключа. Ну, теперь пробуем сдвинуться с места. «Лепесток» тормоза левым пальцем руки прижать, селектор «автомата» перевести в «D». Едет! Теперь добавить газу большим пальцем. Насколько сильно надо давить на газ и на тормоз, машина тактично дает прочувствовать на первых метрах. Причем программа управления просчитана без погрешностей, поэтому вопрос прилагаемых усилий отпадает сразу. Хотя торможение левой рукой получается грубей, чем правой. Вот что значит подсознательная привычка тормозить правой ногой…

А как рулить — вот в чем вопрос. Угол поворота штурвала таков, что привычное понятие «крутить руль» уже неуместно, точнее будет сказать «качнуть руль». На малых скоростях это дается легко и в рамках привычного. Но как только скорость возрастает, особенно в повороте под 90 градусов, рефлексы берут свое. Ведь в таком повороте привычно повернуть руль от души. А тут получается, что выставляешь колеса до упора. И машина резко прыгает, ломая траекторию. Поскольку понять, на какой угол повернуты колеса, не получается, на уровне подсознания начинаешь «ловить» машину, вращая руль в обратную сторону. Но заставить себя качнуть его градусов на пять крайне сложно. В итоге рывок рулем, но уже в другую сторону, и Citroёn опять шарахается. Не случайно французы спрятали журналистов на танковом полигоне. Препятствий здесь почти нет, все давно вытоптали танки, поэтому и риска никакого. Но и удовольствия тоже…

И вот так потихоньку, сбрасывая скорость, подавляя в себе рефлексы, удается проехать несколько километров, после чего в голове все же начинает выстраиваться алгоритм управления. В целом идея работоспособна. И сложность во взаимопонимании — это не просчет инженеров, это недостаток компьютерной программы, которая не дает почувствовать «ноль», но все же очень старается помочь. На то, чтобы довести идею до совершенства, у инженеров «Citroёn» еще 10 лет. В серию они готовят «By wire» к 2015 году. Время дописать программу еще есть.

Но кроме этого, остается вопрос доверия человека к подобным способностям автомобиля. Ведь когда все команды передаются по проводам и жесткой связи нет, может случиться так, что в определенный момент продиктовать машине свои намерения у водителя не получится. Но французы пошли в этом вопросе по авиационному пути и на всякий случай продублировали все, что только можно. Они поставили два электроусилителя руля, два процессора, проложили двойную проводку. А вот о том, как подготовить мозги будущих водителей, ребята думать не стали. За них с этой задачей справятся фирмы, продающие компьютерные имитаторы типа «Формулы-1». Ко многим из них прилагаются почти такие же электронные рули, и когда настанет светлое французское завтра, как раз вырастет поколение людей, для которых все это будет привычно с детства. А если кто помнит французский фильм «Такси-1», так там полицейский Эмильен уже в наше время не мог крутить нормальный руль, зато у него отлично получалось на компьютере.