Деньги на бочку!

Потребительские цены на автомобильный бензин в России за прошлый год выросли почти на 40%. Это рекорд последних лет. В этом году после некоторой заминки цены на АЗС продолжают свой безостановочный бег. Не исключено, что 2005 год установит новые достижения.

Потребительские цены на автомобильный бензин в России за прошлый год выросли почти на 40%. Это рекорд последних лет. В этом году после некоторой заминки цены на АЗС продолжают свой безостановочный бег. Не исключено, что 2005 год установит новые достижения.


Специалисты указывают на две основные причины повышения цен на бензин — изношенность производственных мощностей и неэффективность системы налогообложения нефтедобывающей отрасли. С другой стороны, парадоксальным образом бензин дорожает из-за «выгодных» для российского бюджета мировых цен на нефть. Компании оголяют внутренний рынок, отправляя ее на экспорт. Даже высокий налог в $136 за тонну экспортной нефти не спасает российский рынок от вывоза углеводородов. Получается, на вывозе зарабатывают все кому не лень: и государство, и компании. А издержки, как всегда, ложатся на плечи автовладельцев.

Наверняка многие автолюбители помнят, какими темпами дорожал бензин на столичных

АЗС во второй половине прошлого года. Тогда цена популярного 93-го всего за четыре месяца — с июля по октябрь 2004 года — поднялась с 12,35 до 14,10 руб. Подорожание на более чем полтора рубля вызвало некоторую нервозность не только у автомобилистов, но и у властей предержащих.

В начале декабря президент Путин даже указал руководителю одной весьма крупной нефтяной компании на недопустимость резкого роста цен на топливо. Ситуацию пообещали исправить. Цены немного откатились назад. Практически до конца апреля ценники на заправках если и увеличивались, то осторожно: общее подорожание за первые четыре месяца 92-го бензина составило немногим более рубля.

Дешевле — не значит лучше

На начало мая в среднем литр 92-го бензина стоил 14,5 руб. Однако весной сказался так называемый сезонный фактор, когда сельхозпредприятия начали в больших количествах закупать перед посевной и солярку, и бензин. В итоге хлипкое равновесие нарушилось. Подсуетился и мировой рынок — цена нефти заметно превысила 50 долларов за баррель. Сказали свое слово и другие факторы. Соответственно ценники на заправках снова начали отщелкивать свои копеечки. Разумеется, в сторону увеличения. Так, средневзвешенная цена литра 93-го на середину июля в столице поднялась до 15,57 руб. за литр.

Более качественный 95-й — дороже на рубль. Многие автовладельцы, выезжающие на выходные за город, обратили свои взоры на заправки в области: соблазн сэкономить рубль с литра бензина слишком велик. Однако здесь есть «подводные камни». Специалисты бензинового рынка предостерегают: кажущаяся многим существенная разница между ценой бензина в городе и области в итоге может выйти боком. Дело в том, что если стоимость бензина в дальнем Подмосковье разнится со столичной более чем на полтора рубля, этот факт должен заставить собственника авто призадуматься: почему такое происходит? Понятно, что если недешевый 93-й продается по очень привлекательной цене, то это не альтруизм продавца, а его голый расчет. В противном случае суррогатное топливо с непонятными присадками, приобретенное неизвестно где, не продать. Так что относительная дешевизна — первый признак некачественного бензина. По данным Департамента экономической безопасности МВД РФ, в области доля «бодяжного» топлива составляет не менее 25%. Поэтому лучше поостеречься.


НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Григорий СЕРГИЕНКО, исполнительный директор Московской топливной ассоциации:

— Цены на бензин продолжают понемногу ползти вверх. На прошлой неделе и на нынешней стоимость топлива увеличилась в среднем на 50 коп. за литр. Прежде всего это вызвано тем, что цены на нефть на внешнем рынке заметно выросли. Соответственно поднялись они и на внутреннем рынке. Например, цена тонны нефти для НПЗ по поставкам в июле поднялась на полторы тысячи рублей. Сегодня стоимость тонны углеводородов составляет от 6,5 до 7 тыс. руб. Причем договоры на поставку нефти заключались еще во второй половине июня.

Что касается оптовых цен на топливо, за первую неделю июля стоимость солярки увеличилась на 9,5%, бензина марки Аи-80 — на 6%, популярного 92-го — на 3,7%, а высокосортного 95-го — на 2,8%. Так что в июле цены на заправках будут только увеличиваться. Однако какой паритет цен установится к концу лета, сказать сложно: сегодня это зависит от многих факторов как на мировом, так и на внутреннем рынке.