«Автогражданку» ожидает капремонт

Недавно правительство рассмотрело реализацию закона об ОСАГО. Первоначально планировалось обсудить этот вопрос в начале июня. Однако еще раньше Конституционный суд признал статью 5 закона об ОСАГО несоответствующей Конституции и отдал распоряжение правительству подготовить необходимые изменения. Новая редакция закона должна появиться до конца нынешнего года.

Недавно правительство рассмотрело реализацию закона об ОСАГО. Первоначально планировалось обсудить этот вопрос в начале июня. Однако еще раньше Конституционный суд признал статью 5 закона об ОСАГО несоответствующей Конституции и отдал распоряжение правительству подготовить необходимые изменения. Новая редакция закона должна появиться до конца нынешнего года.


Правительство быстро одобрило предложения Министерства финансов по совершенствованию нормативных документов ОСАГО. По предложению премьер-министра Михаила Фрадкова это решение было принято на заседании правительства, причем без какого-либо противодействия. Итак, какие изменения ожидают ОСАГО благодаря решению Конституционного суда?

Предлагается упростить оформление документов на получение страховых выплат при мелких ДТП. Причем вызывать представителей ГИБДД на место происшествия уже не нужно. Также предполагается в ближайшие годы подключить Россию к так называемому европейскому протоколу. Что это дает автовладельцам? Пострадавший автомобилист сможет получить страховую выплату не в компании виновника ДТП, а у своего страховщика. При этом страховые компании должны будут урегулировать вопрос выплат между собой.

По данным Минфина, с начала действия закона об ОСАГО страховщики собрали с автовладельцев почти 87 млрд. руб. Однако выплатили только немногим более 26 млрд. руб. Тем не менее страховщики постоянно говорят об убыточности «обязаловки». В воздухе повис вопрос об увеличении страховых тарифов. Однако базовая ставка тарифов (1980 руб.), по всей вероятности, останется прежней, поскольку на этом настаивает Минфин. Однако размеры повышающих коэффициентов, вероятно, будут снижены. Это касается прежде всего повышающих коэффициентов за недостаточный водительский стаж, мощность двигателя и некоторых территориальных коэффициентов. Возможно, благодаря новым изменениям страховщики не смогут так нагло занижать стоимость восстановительного ремонта аварийных машин. Предполагается исключить из правил страхования существующую ныне методику расчета ремонта автомобиля. Как известно, это положение давало возможность экспертно-оценочным фирмам, работающим на договорной основе со страховыми компаниями, существенно занижать стоимость восстановления авто. Чтобы окончательно поставить точку в этом скользком вопросе, правительство пообещало принять единые правила для проведения независимой технической экспертизы.

Выдана индульгенция потерпевшим, не уложившимся в жесткий пятидневный срок, оговоренный в нынешнем законе для подачи заявления в страховую компанию о выплате денег. Этот пункт из текста закона должны исключить. Как известно, затягивание со сбором документов всегда давало повод страховым компаниям отказывать в выплате денег попавшим в аварию автомобилистам.

Чиновники также собираются ввести полисы «выходного дня». Однако в этой инициативе просматривается предложение президента Путина, который ясно высказался по этому поводу еще в прошлом году. Сделан шаг и навстречу пенсионерам, которые используют автомобиль преимущественно в летний период. Минимальный срок страхования, составляющий сегодня шесть месяцев, предложено сократить.


НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Сергей ДОРОФЕЕВ, первый заместитель председателя Всероссийского общества автомобилистов (ВОА):

— За два гора работы ОСАГО достигнута вполне определенная цель: с автомобилистов собрали деньги. Это единственное достижение — «автогражданка» начала работать на этапе сбора денег. Все остальное, к сожалению, не работает или решается в очень усеченных вариантах. Самое главное, по моему мнению, полностью не работает статья 12 закона об ОСАГО — нет системы независимой технической экспертизы. Следовательно, существует целый ряд проблем. Первое. Нет независимой техэкспертизы по обстоятельствам наступления страхового случая. Например, часть ДТП, особенно в зимний период, происходит по прямой вине дорожников. Но это как раз в документах не фиксируется. Страховые компании выплачивают деньги за плохую работу дорожников. Сегодня страховщикам проще определить виновником одного из водителей, чем судиться с дорожными службами. Также существуют разночтения в ОСАГО и Правилах страхования. Например, в тексте закона написано, что экспертиза проводится в целях выяснения обстоятельств наступления страхового случая. А вот в постановлении Правительства №238, регламентирующем правила проведения автоэкспертизы, и Правилах страхования зафиксировано, что экспертиза проводится в целях определения причин возникновения неисправности автомобиля. Даже неспециалисту понятно, что это совершенно разные вещи, хотя у них есть точки соприкосновения.

Каковы перспективы у ОСАГО? Думаю, изменения в закон все-таки внесут. Например, снимут ограничения на максимальную страховую выплату. Сегодня принципиально существование закона никто не оспаривает. Однако какие бы изменения в «автогражданку» ни вносились, она все равно работать не будет, поскольку не действуют подзаконные акты. Главное — не работает сама система реализации закона. Боюсь, что отношение автомобилистов ко всем изменениям в ОСАГО сведется к одному: придется нам больше платить за полис «обязаловки» или нет? Если мы сегодня не получаем положенного по закону, где гарантии того, что все изменится в лучшую сторону?