1416

От рассвета до заката

Томятся столичные автовладельцы в ГАИ при регистрации своих машин
Московская ГАИ упорно отрицает, что в их царствии существуют проблемы в регистрационных подразделениях. «Очередей у нас нет. Машины ставим на учет быстро и качественно», — рапортуют, будто зомбированные, начальники МОТОТРЭРов.
Поделиться

Московская ГАИ упорно отрицает, что в их царствии существуют проблемы в регистрационных подразделениях. «Очередей у нас нет. Машины ставим на учет быстро и качественно», — рапортуют, будто зомбированные, начальники МОТОТРЭРов.

В некоторых округах Москвы хлопот с получением номеров действительно нет. Но это скорее исключение. А вот правило — такое положение дел, как, скажем, в ГАИ Юго-Восточного округа.


Сосед по гаражу недавно жаловался: вот, говорит, хотел «волжанку» свою с учета для продажи снять, весь день угробил, а результата — ноль. Зря время только потратил... В рассказ верилось с трудом, однако убедиться в правдивости слов «посчастливилось» уже через несколько недель, когда понадобилось поставить новое авто на учет.

Года два назад гаишники изобрели телефоны предварительной записи, позвонив по которым можно «забронировать» место в очереди. Набрав номер МОТОТРЭРа Юго-Восточного округа, что на Перерве, 21, в трубке услышал уверенный голос сотрудника, предложившего явиться во вторник к половине пятого вечера и подойти к 12-му окну. В назначенный час прорваться к окошку, увы, не удалось — освирепевшая очередь намертво перегородила подступы к заветной дырке в стене:

— По какой такой предварительной записи?! — гудел народ. — Ничего не знаем, мы тут с семи утра стоим и никого без очереди не пропустим.

Воевать с озлобленной толпой — занятие настолько неблагодарное, насколько и небезопасное, а посему пришлось встать в очередь. Но ненадолго. Через каких-то пять минут вышел капитан и «обрадовал» известием, что прием документов давным-давно окончен и можно смело разъезжаться по домам.

На следующий день приехал пораньше — к половине десятого утра. В тесных коридорах людей уже набилось столько, что ходить приходилось бочком.

Обнаружив конец очереди, покорно стал ждать. Надо заметить, что томиться пришлось опять недолго — вначале двенадцатого в проеме засияло лицо госинспектора, сообщившего, что прием документов окончен. Спешно пришлось искать хвост очереди в другое окошко... Ближе к 17.00 стало понятно, что и сегодня сдать документы для регистрации авто не получится, а посему в очередной раз пришлось уйти ни с чем.

День третий. К зданию МОТОТРЭРа приехал к шести утра, но и это не спасло от очередей — возле входа с ноги на ногу уже переминались восемь человек. К семи часам нас было около сорока, и в вопросе «кто за кем стоит» все окончательно запутались. На приеме документов от моторизованного населения специализируются три окна, и дабы избежать хаоса, решили составлять списки. К открытию гаишного подразделения насчитывалось уже три списка, в каждом из которых было примерно по 35 душ.

Точно по расписанию в 8.30 сержантик отворил двери и со словами «входить строго по одному, предъявляя паспорт» принялся вписывать в журнал ФИО посетителей. Где-то на втором десятке гаишник сломался, и доступ стал открытым для всех желающих.

Согласно спискам возле окошек в шеренги выстроились люди. В очереди был седьмым по счету и уже минут через двадцать оказался тет-а-тет с инспектором.

— Сейчас паспортистка распечатает заявление и квитанции на оплату, — произнес капитан. — Ожидайте в зале, вас вызовут.

Прошел час. Второй. В исходу третьего часа в рупоре послышалась знакомая фамилия. Капитан вернул документы, приложил к оным квитанции и заявление с просьбой поставить авто на учет.

— Оплатите в кассе квитки и занимайте очередь на осмотр.

В Сбербанке «убил» минут 40—45, после чего пополнил и длиннющую вереницу машин на осмотр. Вдоль наших стройных рядов катала тележку тетушка в белом замызганном халате, нараспев предлагая «чай, кофе, бутерброды». Примерно через час мой автомобиль въехал под навес, инспектор сличил номера, после чего подозвал какого-то гражданского для проведения техосмотра.

— Все в порядке, сдайте документы и ждите, когда вас пригласят.

Едва успел отдать документы, окно украсила табличка «Обед», всех гостей МОТОТРЭРа попросили удалиться из помещения.

Ровно в 15.00 гаишники окончили трапезу и всю толпу запустили обратно. На часах уже половина седьмого, но мою фамилию упорно не называют, хотя номера получили даже те, кто был далеко в хвосте. «А вдруг документы потеряли», — мелькнуло в голове, и подошел к уже знакомому капитану.

— Нет у меня ваших документов, никто ничего не передавал.

— То есть как нет? А где ж они?

— Наверное, вы их не отдали, — отрезал инспектор и уткнулся в компьютер.

Весьма забавно, ведь доказать обратное я не могу. В итоге пришлось самостоятельно заняться розыском важных бумаг, опрашивая по цепочке каждого сотрудника, который держал их в руках. Оказалось, что документы благополучно «похоронили» в ворохе прочих бумажек.

«Жестянки» получил на руки около семи вечера. На этом, казалось бы, и все, но предстояло еще обзавестись талончиком техосмотра. В ожидании «лобовичка» скоротал еще час, а посему покинуть Перерву, 21 удалось лишь в девятом часу.

Говорят, что в некоторых столичных округах таких проблем с регистрацией автотранспорта не существует. По свидетельству тех, с кем утром встречал зарю, в Южном и Юго-Западном округах Москвы на это уходит «всего» полдня, а в Восточном — страшно подумать — полтора-два часа...

А секрет кроется в том, что в большинстве столичных округов имеется по три-четыре МОТОТРЭРа, а в ЮВАО — только один. Участи госинспекторов, обитающих на Перерве, не позавидуешь — работают с нагрузкой, превышающей норму в несколько раз. В довесок ко всему, весь день только и слышат в свой адрес гневные выпады из толпы. А ведь еще несколько лет назад в округе работало три подразделения по регистрации (на Перерве, 21, на Рязанском проспекте, 1, на Полбина, 25), очередей не было в помине. Правда, прикрыли регистрацию на Рязанке и на Полбина не от хорошей жизни — первое здание превратили в офис ОГИБДД УВД ЮВАО, а второе находилось в аварийном состоянии. Найти им альтернативу по сей день не удалось, да и, думается, этим вопросом никто не занимается, осознавая бесперспективность трудов, ведь в столице практически не осталось свободной земли. Хотя начальник УГИБДД Москвы мог бы попробовать хоть что-то предпринять.

Впрочем, не все зависит от руководства, ибо ГАИ существует в жестких финансовых рамках. Как известно, ассигнования на службу поступают от ГУВД столицы (чисто символические) и от префектур (их вклад несоизмеримо больше). И вот любопытная закономерность: там, где администрация округа не жалеет денег на ГИБДД, — очередей нет, а там, где жадничает, — дела обстоят плачевно. Согласно официальным данным, на материально-техническое обеспечение МОТОТРЭР ГИБДД ЮВАО префектура в этом году потратила около полутора миллионов рублей и еще миллион собирается вложить в ближайшие пять месяцев. А вот в регистрационно-экзаменационные подразделения Восточного округа тамошний префект вбухал 44 миллиона «рэ», посему и машины ставятся там на учет за два-три часа. Результат, как говориться налицо...


НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Виктор КИРСАНОВ, начальник отдела организации и координации технического надзора, регистрации автомототранспорта и экзаменационной деятельности ДОБДД МВД России:

— Регистрация автотранспорта в Москве — крайне злободневная тема. Чего греха таить, в некоторых окружных МОТОТРЭРах существуют очереди, и порой граждане физически не успевают поставить машину на учет за один день. Однако здесь нельзя винить во всем Госавтоинспекцию, ведь при строительстве любого микрорайона города еще на стадии проектирования отводятся места под магазины, школы, детские сады, больницы и другие социально важные для населения объекты. Однако строительство подразделений по регистрации автомототранспорта в этот список, увы, не входит. И получается, что некоторые отделы регистрации машин располагаются в жилых домах, где невозможно создать нормальные условия как для обслуживания водителей, так и для работы инспекторов.

Или вот еще один аспект проблемы — запредельные нагрузки на госинспекторов и паспортисток. Неоднократно предпринимались попытки оптимизировать работу сотрудников, однако ощутимых положительных сдвигов это не дало. Невозможно в разы увеличить их производительность — необходимо создавать дополнительные рабочие места, то есть расширять штат, открывать новые окошки для приема документов, строить автостоянки возле наших подразделений.

Строительство новых современных комплексов из-за недостаточного финансирования или отсутствия земель под строительство оттягивается на неопределенные сроки. Отсюда невозможность создания нормальных условий для обслуживания граждан: возникают большие очереди, появляются всевозможные посредники, нечистые на руку сотрудники ГИБДД и так далее. В ближайшем будущем мы планируем несколько пересмотреть график работы сотрудников МОТОТРЭРов. В частности, есть задумка организовать их работу в две смены, что позволит уменьшить нагрузку на сотрудника и увеличить количество приемных часов. А именно сделать рабочим днем понедельник. Правда, этот день лучше всего отдать на обслуживание граждан, записавшихся по телефонам предварительной записи, ведь зачастую протиснуться к окошку в обход основной очереди бывает невозможно.