ГАИ возьмется за прибор

За прошедшие полгода на российских дорогах произошло около 87 тысяч автокатастроф, в которых погибли свыше 12 000 и получили увечья различной степени тяжести 107 000 человек. И хотя смертность по сравнению с прошлым годом заметно снизилась, число самих ДТП и пострадавших в них людей, напротив, возросло. В ДОБДД МВД России считают, что сбить волну аварийности можно ужесточением законов и современной техникой.

За прошедшие полгода на российских дорогах произошло около 87 тысяч автокатастроф, в которых погибли свыше 12 000 и получили увечья различной степени тяжести 107 000 человек.

И хотя смертность по сравнению с прошлым годом заметно снизилась, число самих ДТП и пострадавших в них людей, напротив, возросло. В ДОБДД МВД России считают, что сбить волну аварийности можно ужесточением законов и современной техникой.


В девятый раз Госавтоинспекция устраивает международную выставку «Форум безопасности дорожного движения-2005» («Интерсигналдортранс»), где на обозрение публики выставляются новинки, которыми в скором будущем вооружатся подразделения ГАИ. По словам первого заместителя начальника ДОБДД Владимира Швецова, данное мероприятие — редкая возможность увидеть под одной крышей современные отечественные и зарубежные разработки в области безопасности дорожного движения.

Особым спросом у представителей ГИБДД пользовались стенды с приборами фото- и видеофиксации нарушений. Не секрет, что в большинстве регионов страны инспектора пользуются архаичными скоростемерами, а выезд на «встречку» фиксируют «на глазок», в то время как гаишники Москвы и области уже давно работают по новым стандартам, то есть любой административный проступок фиксируют на камеру. И вот закономерные плоды: дорожные хулиганы, заснятые на камеру, отвечают за содеянное в 100 процентах случаев. Ну а те, кому посчастливилось избежать объектива гаишной техники, привлекаются к ответственности лишь в 60 процентах.

— Безнаказанность приводит к тому, что каждые сутки в автокатастрофах гибнет по 100 человек! — сетует заместитель начальника ДОБДД по науке Александр Якимов. — Около 1000 получают тяжкие травмы, и многие навсегда останутся инвалидами. Почему-то многие автомобилисты воспринимают машину как игрушку, а не как средство повышенной опасности, и позволяют себе на дороге излишние шалости. Призвать нарушителей к ответу сегодня можно жесткими законами и высокими штрафами...

При этом генерал Якимов особо отметил, что больших штрафов бояться не надо, ведь это не налог и не пошлина, а наказание. То есть не нарушишь — не опустошишь собственный кошелек.

По-прежнему одним из самых тяжких нарушений Правил остается управление автомобилем в состоянии опьянения. Согласно официальным данным Госавтоинспекции, каждая восьмая автокатастрофа происходит по вине водителя, севшего за руль «под мухой». То есть пить в нашей стране меньше, увы, не стали, хотя справедливости ради отметим, что в былые годы по вине пьяниц происходило каждое пятое крупное ДТП. Сокращение любителей «принять на грудь» перед поездкой автоинспектора связывают с ужесточением КоАП — ведь раньше за пьянку можно было отделаться штрафом, а нынешняя редакция закона предусматривает лишение «прав» на полтора-два года.

Камера для пьяницы

Но между тем не в меру ушлые автомобилисты научились обходить и эту суровую норму закона. Известны случаи, когда обвиняемые в нетрезвых покатушках водители заявляли в суде, что на продувку их не возили. По их версии, инспектора просто изымали «права», а позже фальсифицировали данные экспертизы. Некоторые служители Фемиды верили в складный рассказ водителей и тут же возвращали шоферские «корочки».

При разработке нового алкотестера создатели приняли во внимание водительскую уловку и укомплектовали аппарат фотокамерой. Теперь лицо каждого дующего в трубку автоматически записывается в память алкотестера, при необходимости изображение может быть распечатано и приобщено к материалам дела.

Не забыли организаторы выставки и о криминальной составляющей российской автомобильной жизни. Подделка гаишных документов сейчас поднята на столь высокий уровень, что порой даже опытные милиционеры на глаз не могут отличить фальшивый техпаспорт от оригинала. На помощь пришло российское КБ, создавшее для ГИБДД мини-лабораторию — достаточно поднести свидетельство о регистрации, ПТС или водительское удостоверение к этому электронному эксперту на несколько секунд, чтобы вынести вердикт подозрительному документу. В перспективе это отечественное ноу-хау станет неотъемлемым атрибутом всех регистрационных подразделений ГАИ.

О сроках полного переоснащения ГИБДД говорить не приходится. Причина извечная — нехватка финансов. Впрочем, служивые полны оптимизма — Владимир Путин не раз высказывался о том, что высокая смертность в автокатастрофах — это, ни много ни мало, проблема национальной безопасности. Вполне возможно, что слова гаранта возымеют действие на чиновников, причастных к финансированию дорожной отрасли.