Деньги на войну. C нарушителями

Уже в начале следующего года российская Госавтоинспекция начнет вставлять «палки в колеса» недисциплинированным автомобилистам. Перво-наперво будет в корне пересмотрено дорожное законодательство, что неминуемо приведет к его ужесточению. Вслед за правовыми нормами реформированию подвергнутся внутренние гаишные документы, а это означает, что грядут серьезные изменения в привычном укладе жизни моторизованных россиян.

Уже в начале следующего года российская Госавтоинспекция начнет вставлять «палки в колеса» недисциплинированным автомобилистам. Перво-наперво будет в корне пересмотрено дорожное законодательство, что неминуемо приведет к его ужесточению. Вслед за правовыми нормами реформированию подвергнутся внутренние гаишные документы, а это означает, что грядут серьезные изменения в привычном укладе жизни моторизованных россиян.


Намедни ДОБДД МВД РФ провел Всероссийскую конференцию по проблемам безопасности дорожного движения в России, в которой приняли участие начальники управлений ГАИ всех субъектов Федерации, а также представители Минтранса, Госстандарта, Федеральной службы судебных приставов и Министерства образования. Принято считать, что подобные мероприятия сводятся к разговорам ни о чем и пользы от них — как от козла молока. Однако, как показывает практика, после каждого такого гаишного собрания в законодательной базе появляются все новые и новые поправки. Впрочем, весь предшествующий опыт был лишь репетицией:

— Вся работа по совершенствованию законодательства носила и носит фрагментарный характер, — отметил главный автоинспектор страны Виктор Кирьянов. — На проблему безопасности на дорогах надо посмотреть более масштабно. Сегодня на автомобилистов распространяется порядка 60 федеральных законов и сотни различных ведомственных приказов. Все это законодательное «богатство» надо привести к единому знаменателю...

Действительно, подчас статьи кодексов противоречат друг другу, а отдельные документы себя вовсе изжили (например, закон РФ «О безопасности дорожного движения» не менялся уже десять лет). Хотя среди «пенсионеров» есть куда более «молодые» законы. Заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному строительству Александр Харитонов считает, что 12-я автомобильная глава КоАП должна быть не просто подкорректирована, а переписана с нуля, ибо она не внушает к себе уважения со стороны водителей. Но в ранг первоочередных задач депутат Харитонов вознес увеличение штрафов:

— Необходимость приравнять штрафной МРОТ в сто рублей к МРОТу общероссийскому (примерно 1000 рэ) назрела давно, — говорит Александр Николаевич. — На осенней сессии Госдумы, уверен, этот вопрос будет рассмотрен и положительно решен...

И теперь несколько слов о чисто гаишных инициативах. В частности, в 2006 году они начнут прорабатывать возможность внедрения на законодательной основе средств автоматического надзора за нарушениями ПДД. Во многих странах мира именно видеокамеры вкупе с компьютерами, а не люди блюдут порядок на дорогах. Вот, к примеру, во Франции четыре года назад тогдашний министр внутренних дел сумел-таки покончить с отъявленными дорожными хулиганами при помощи техники. В Париже установили 19 приборов фотофиксации нарушений, способных измерить скорость и документировать выезд на полосу встречного движения или проезд на красный сигнал светофора. За первые два месяца работы эти электронные жандармы полностью окупили себя и, более того, пополнили городскую казну на два миллиона евро. На заработанные деньги министр купил еще 200 приборов и расставил их уже за пределами столицы. Главная же особенность этих полицаев — полное безразличие к личности нарушителя, ибо квитанция на оплату штрафа приходит по почте владельцу автомобиля. Благодаря внедрению новинки за год число жертв в ДТП сократилось в полтора раза, а количество нарушений ПДД — в два раза.

И «ксива» не спасет

Хотя на ошеломительный экономический эффект отечественные инспектора не рассчитывают. Главное — свести к минимуму общение сотрудника ДПС и нарушителя. Принцип неотвратимости наказания в нашей стране во многом не обеспечивается именно из-за человеческого фактора, то есть либо водитель пытается разойтись за взятку, либо сам инспектор. Сюда же можно отнести и всякую «блатную» шушеру, прикрывающуюся «ксивами».

Для того чтобы воплотить задумку в жизнь, потребуется изменить не один десяток нормативно-правовых документов, но ДОБДД полон решимости. Что касается материальной стороны вопроса, то здесь проблем куда меньше. Система «Старт», управляющая транспортными потоками в Москве и Питере, при незначительных доработках готова взять водителей под круглосуточный контроль. Есть и специально разработанный аппаратно-программный комплекс «КРИС-1», который автоматически фотографирует нарушение и идентифицирует владельца автомобиля по регистрационному номеру на бампере (эта система с успехом работает в Лефортовском тоннеле).

Правда, не все эксперты разделяют оптимизм. Вспомнить хотя бы стационарные скоростемеры, установленные перед постами-пикетами на МКАД. Московские водители с точностью до столба знают месторасположение приборов контроля скорости (ПКС) и, подъезжая к ним, сбрасывают газ. Впрочем, в Департаменте обещают разработать и контрмеры, как, например, передвижные «электронные ящики».

В рамках изменения 12-й главы КоАП гаишники также хотят существенно увеличить штраф за непристегнутый ремень:

— Высокая смертность и тяжесть травм в ДТП обусловлена тем, что граждане пренебрегают ремнями безопасности, — рассказал генерал-лейтенант Кирьянов. — Сегодня штраф за данное нарушение — всего 50 рублей. Выходит, что цена человеческой жизни или здоровья равняется полусотне рублей?..

Обещают служивые позаботиться и о подрастающем поколении — в ранг нарушения планируется возвести перевозку детей без специального удерживающего сиденья.

Не исключено, что в водительскую жизнь вернутся и так называемые талоны предупреждения:

— Многие правозащитники утверждают, что в эпоху штрафных баллов с водителей брались самые большие взятки, — продолжает начальник ДОБДД Виктор Кирьянов. — Я же хочу привести другую статистику: когда были талоны предупреждений, водители по-настоящему боялись преступать букву дорожного закона.

Ну и теперь о главном, о деньгах, ибо гаишные задумки нуждаются в серьезной материальной поддержке. Впервые за всю историю существования ГАИ генералу Кирьянову удалось сделать невозможное — добиться у Министерства финансов весьма кругленькой суммы. 1 миллиард 800 миллионов рублей — именно столько пообещал Минфин в 2006

году выделить на программу по БДД. По словам генерала Кирьянова, очень важно грамотно распорядиться этими деньгами. Часть дензнаков будет распределена между различными министерствами и потрачена на совершенствование законодательной базы.

Два миллиарда рублей — внушительная сумма, хотя она ничто в сравнении с тем ущербом, который понесла Россия в 2004 году из-за дорожно-транспортных происшествий. Специалисты подсчитали, что за 12 месяцев косвенные и прямые потери государства составили 400 миллиардов рублей.