С базой наголо

Если верить поговорке «Кто владеет информацией — тот правит миром», то ГИБДД в скором времени станет безоговорочным владыкой российских дорог. «Федеральная информационная система Госавтоинспекции» (ФИС) — так называется новое оружие, с помощью которого инспектора будут воевать с автоворами, бандитами и просто нарушителями ПДД.

Если верить поговорке «Кто владеет информацией — тот правит миром», то ГИБДД в скором времени станет безоговорочным владыкой российских дорог. «Федеральная информационная система Госавтоинспекции» (ФИС) — так называется новое оружие, с помощью которого инспектора будут воевать с автоворами, бандитами и просто нарушителями ПДД.


Наверняка многие уже слышали про хранилище данных, имеющееся в арсенале стражей дорожного порядка: базы угнанных и причастных к криминалу автомобилей; база лиц, находящихся в федеральном розыске; база по административным правонарушениям; база по спецпродукции (ПТС, СТС, регистрационные знаки и прочее)...

Однако доступ к этим информационным порталам даже для самих милиционеров весьма затруднен: получить запрашиваемые данные можно только при наличии стационарного компьютера или ноутбука (притом об оперативности сведений, находящихся в компьютере, говорить, увы, не приходится). Есть и другое неудобство — локальность содержимого этих баз, то есть гаишники Москвы владеют информацией только по Москве, а что какой-нибудь водитель натворил, скажем, в Твери или Питере, известно исключительно тверским и соответственно питерским инспекторам. Принципиально новая ФИС ГИБДД лишена упомянутых недостатков. Доступ к базе возможен через... мобильный телефон в режиме реального времени (база ежеминутно обновляется), а что касается географии запрашиваемой информации — то это вся Россия.

Впрочем, говорить о том, что придорожные милиционеры внезапно создали что-то принципиально новое, не приходится. Работа над прообразом ФИС началась еще в 1992 году, а пробная версия продукта заработала к 1996 году. Это была база данных, содержащая информацию по угнанным автомобилям. До появления этой компьютерной программы борьба с автоворами, разумеется, велась, но ощутимых плодов не приносила, ибо сотрудники ДПС не имели даже представления о том, какая машина числится в розыске. Попадались лишь случайные угонщики, у которых не имелось документов на транспорт или номерные агрегаты были с явными следами перебивки.

Нынешняя ФИС ГИБДД значительно расширила свои возможности — в ней десяток различных баз, в том числе и автозаводов. Но главное отличие новой системы от предыдущей в том, что она объединяет в себе сразу все милицейские базы, то есть достаточно ввести фамилию водителя, как через несколько секунд у инспектора на экране появится абсолютно вся биография гражданина (начиная от совершенных им нарушений ПДД и заканчивая маркой купленного авто). Раньше, чтобы иметь полноценную картину о человеке, приходилось «пробивать» его по каждой базе отдельно.

А еще ожидается создание совместной базы данных страховщиков и ГИБДД — работа над этим проектом активно ведется. По оценкам страховых экспертов, сегодня около 10—15 процентов водителей ездят по фальшивым полисам, однако выявить «липу» на глазок, без компьютерной базы, невозможно.

Естественно, многих интересует степень защищенности ФИС ГИБДД — ведь не секрет, что гаишными базами практически в открытую торгуют на уличных развалах. Разработчики уверены, что украсть базу целиком или хотя бы получить к ней доступ постороннему лицу невозможно. Чтобы работать с ФИС, необходимо иметь специальную SIM-карту, которую будут выдавать далеко не всем инспекторам. Но даже если предположить, что найдутся умельцы, способные проникнуть в систему, то их ждет еще один сюрприз — сложная система паролей. Можно предположить возможность «утечки» паролей. Но и это для криминалитета не выход, поскольку база надежно защищена от копирования.


НАША СПРАВКА

После появления у сотрудников ГИБДД информационной базы по ворованным авто число угонов значительно сократилось: если в 1992 году было похищено 187 000 машин, то в 2000 году — 72 000. Результат, как говорится, налицо. Но бандиты не теряли времени даром и к 2001 году научились легализовывать краденые автомобили, оставаясь незамеченными для милицейских баз. В первую очередь связано это с тем, что криминалитет отточил мастерство по перебивке двигателей до совершенства и даже опытные эксперты МВД не могли распознать вмешательство в цифровые наборы. И здесь бы весьма кстати пришлась база данных автопроизводителей, дабы гаишники могли узнать, сходила ли с конвейера машина с таким-то VINом и номером кузова. Но, увы, доступ к такой информации служивым был заказан.


НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Андрей КОТЕНЕВ, полковник милиции, заместитель начальника НИЦ проблем БДД МВД РФ:

— На данный момент к «Федеральной информационной системе ГИБДД» приобщено 68 регионов из 89. К концу года планируем подключить еще шесть. Я пока не возьмусь сказать, когда именно ФИС заработает на всю мощность (очень многое зависит от финансирования), но когда это произойдет, уверяю, что преступности в целом и угонщикам в частности будет поставлен мощный заслон. Вдобавок ко всему новация приведет к сокращению очередей в регистрационных подразделениях ГИБДД, поскольку всю необходимую информацию о конкретном автомобиле можно получить нажатием одной клавиши. Раньше для этого требовалось созваниваться с другими регионами.