Кнутом и пряником

Через два с лишним года после вступления в действие закона ОСАГО и после многочисленных критических замечаний граждан нашим автомобилистам обещают вроде как облегчение участи застрахованного.

Через два с лишним года после вступления в действие закона ОСАГО и после многочисленных критических замечаний граждан нашим автомобилистам обещают вроде как облегчение участи застрахованного.


На последней встрече с журналистами глава «Российского союза автостраховщиков» (РСА) Андрей Кигим и руководитель Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Илья Ломакин-Румянцев поделились перспективами развития рынка обязательного автострахования.

По мнению начальника Страхнадзора, государство к введению рынка обязательного автострахования оказалось не вполне готовым. Особенно к предотвращению негативных последствий начального этапа обязательного автострахования. В целом, отметил Ломакин-Румянцев, системного кризиса на рынке ОСАГО нет. Точнее, кризиса не случится, если на рынке автострахования будут предприняты разумные и экономически выверенные решения. Эти решения, как выяснилось, имеют два направления. Первая часть касается некоторого облегчения участи обязательно застрахованных.

Как известно, у некоторых компаний были отозваны лицензии. В затруднительное положение попали сотни собственников авто, которые после аварии не могли получить причитающиеся деньги. Так вот, Андрей Кигим официально заявил, что автовладельцы обязательно получат все необходимые выплаты. Согласно закону, сказал он, деньги пострадавшему в аварии РСА выплатит в случае, если компания обанкротилась, один из участников аварии оказался незастрахованным или скрылся с места ДТП.

Другая положительная новость. В свое время и Страхнадзором, и депутатами были подготовлены поправки об увеличении выплат каждому участнику ДТП, в котором столкнулись несколько автомобилей. Если ранее сумма, определенная законом, делилась на всех участников, то теперь каждый должен получить по 120 тыс. руб. Недавно РСА просил Минфин дать положительное заключение по этому предложению.

Другое улучшение закона ОСАГО, которое поддержал РСА, коснулось упрощения оформления мелких ДТП. Всего в России происходит порядка 700 тыс. мелких аварий в год. По мнению Андрея Кигима, в крупных городах и на трассах, особенно ночью, ждать завершения всех формальностей по оформлению протокола ДТП не всегда удобно. Значит, процедуру необходимо упростить.

— Мы рассчитываем, что вместе с ДОБДД РФ и Минфином сможем в 2006 году облегчить процедуру оформления мелких аварий, — сказал Кигим.

Кроме того, страховщики сегодня активно обсуждают проблему упрощения выплат по ОСАГО, если пострадавший обращается в свою страховую компанию. Однако эта инициатива страховщиков должна получить одобрение федеральных органов. Как сегодня получается на практике? Клиент выбирает страховую компанию, которая ему нравится, а после аварии за выплатами направляется к совсем другому страховщику. И тут начинаются проблемы...

Полисы не подорожают

Иное направление, на которое обратили внимание страховые начальники, касается отзыва лицензий у некоторых страховых компаний. По мнению Андрея Кигима, основной вывод заключается в том, что кризис у страховщиков не означает кризиса выплат. Он также предупредил, что РСА ужесточит работу с посредниками на страховом рынке. Это вызвано тем, что граждане не получают достоверной информации от брокеров о том, что же они реально приобретают. Кроме того, РСА выступает за ужесточение требований к сотрудникам страховых компаний, допустивших финансовый дефолт и уклоняющихся от встреч с представителями РСА и Страхнадзора. Поэтому профобъединение страховщиков намерено ввести так называемый черный список для нерадивых работников страховых компаний.

И наконец, главный вопрос, который интересует наших автомобилистов: будут ли в будущем году повышены тарифы по ОСАГО? Как известно, эту идею с начала года «пробивали» сразу несколько депутатов. Наиболее известно предложение депутата Гребенникова — увеличить базовый тариф на 20%. Такое повышение объяснялось прежде всего «убыточностью» обязательного автострахования. Чему, естественно, никто из здравомыслящих автограждан не верил. В этом вопросе страховые «генералы» оказались весьма осторожны. Если Андрей Кигим промолчал, то, по мнению Ильи Ломакина-Румянцева, либерализация тарифов возможна не ранее середины 2007 года. Так что величина базовой ставки останется прежней — 1980 руб. С чем всех автомобилистов и поздравляем!