Агент почти не виден

Согласно последним исследованиям ВЦИОМ, не собираются покупать полисы ОСАГО в этом году около 38% автомобилистов. В чем причина такого отношения граждан к ОСАГО?

Согласно последним исследованиям ВЦИОМ, не собираются покупать полисы ОСАГО в этом году около 38% автомобилистов. В чем причина такого отношения граждан к ОСАГО?


Когда закон об «автогражданке» только разрабатывался, предполагалось, что основные продажи пойдут через сертифицированных, прошедших обучение в страховых компаниях агентов. Однако ни компании, ни агенты не справлялись с большими объемами продаж полисов ОСАГО. Поэтому страховщикам пришлось нанимать массу недостаточно подготовленных людей. Образовался огромный, плохо контролируемый рынок...

Когда в 2003 году принимали новых членов в «Российский союз автостраховщиков» (РСА), приходили компании практически без персонала, а опыт обязательной двухлетней работы на страховом рынке подтверждался только наличием лицензии.

У РСА не было юридического повода отказать таким претендентам. Попав в ряды РСА, подобные фирмы автоматически получали право на продажу полисов ОСАГО. Неразбериха сыграла на руку недобросовестным брокерам и агентам по продаже полисов «обязаловки»

Уличная торговля полисами приняла стихийный и даже полукриминальный характер. Как исправить ситуацию? Первый путь — более жестко контролировать рынок. Однако этих мер явно недостаточно.

Какой толк штрафовать компании, у которых уже отобраны лицензии? Такие, например, как «Коместра-центр», «Доверие» или «Страховая компания СНГ»? Наказывать недобросовестных агентов тоже не имеет особого смысла — они просто перейдут в другую страховую компанию.

Второй путь — запретить продавать полисы ОСАГО у подразделений ГИБДД. Однако подобный запрет повысит нагрузку в офисах страховых компаний, что в итоге может привести к росту страховых тарифов.

Третий вариант — персонализация ответственности страховых агентов. Каждый из них должен быть аттестован и иметь именной сертификат. Причем работа агента без сертификата должна быть приравнена к незаконному предпринимательству. Кроме того, его деятельность должна быть застрахована или иметь банковские гарантии от ошибок или криминального умысла.

Также должен быть введен единый реестр страховых агентов. Желательно создание единой электронной базы всех проданных полисов ОСАГО, в которой также было бы указано, какому именно агенту проданы те или иные полисы.


КСТАТИ

Из-за головотяпства и воровства полисов сотрудниками компаний на рынке «крутятся», по разным оценкам, от 300 000 до 1 млн. бланков полисов ОСАГО. Сегодня приобретение «левого» полиса обходится автомобилисту в 800—1000 руб. Таким образом, доходы мошенников от продажи неконтролируемых полисов ОСАГО составляют от 240 млн. до 1 млрд. руб. в год! Причем утерянные бланки есть практически во всех 150 страховых компаниях, работающих на рынке ОСАГО.