«Дорогие» россияне, и не только они

Это бывший «Jordan», прошлой зимой выкупленный канадским бизнесменом российского происхождения Алексом Шнайдером. Как и предполагалось, проведя сезон-2005 под старым брендом «Jordan», команда привела в соответствие с новой властью и название. Правда, теперь она будет именоваться не как предполагалось ранее («Midland»), а выйдет на старт в качестве российской команды «MF1 Racing».

Это бывший «Jordan», прошлой зимой выкупленный канадским бизнесменом российского происхождения Алексом Шнайдером.


Как и предполагалось, проведя сезон-2005 под старым брендом «Jordan», команда привела в соответствие с новой властью и название. Правда, теперь она будет именоваться не как предполагалось ранее («Midland»), а выйдет на старт в качестве российской команды «MF1 Racing». Хотя в «Формуле-1» как такового национального зачета нет (по такому принципу построена новая международная гоночная серия А1), совсем сбрасывать со счетов этот вопрос не стоит. Если вдруг пилот «MF1 Racing» выиграет гонку (правда, это в ближайшее время более чем сомнительно), на подиуме сыграют два гимна: в соответствии с национальностью пилота и российский — в честь команды.

Появление российской команды здорово встряхнуло впавшую было в спячку «Формулу-1» — Россия все еще остается экзотикой. Тот же Берни Экклстоун уже довольно давно интересуется нашим обширным и неокученным рынком. Берни начал зондировать почву насчет проведения этапа еще во времена СССР. Дело за «малым» — эту самую трассу построить и профинансировать промоутерский контракт и само проведение гонок, но пока этот «воз» не сдвинулся с места. Зато теперь Россия зашла в мир «больших гонок» совершенно с другого конца.

Вряд ли такой подарок обломился нашим болельщикам просто так, только из-за того, что босс «MF1» Алекс Шнайдер родился в Санкт-Петербурге. Тем более что довольно рано он переехал в Израиль, а затем в Канаду. Во-первых, большая часть бизнеса «Midland» базируется на территории постсоветского пространства. Но, как говорилось выше, марка «Midland» через «Формулу-1» продвигаться не будет. Во-вторых, вполне логично предположить, что российские компании могут проявить интерес именно к российской команде «Формулы-1», тем более что, как выясняется, заиметь конюшню «Формулы-1» соответствующей национальности можно намного быстрее, чем воспитать пилота для королевы автоспорта. Ведь команда «Формулы-1» — настоящая «бездонная бочка», уже сам выбор пилотов «MF1» на 2006 год свидетельствует о том, что руководство пытается привлечь средства со стороны.

Пока «MF1» действует проверенным способом, оказавшимся довольно эффективным для частных команд-середняков и аутсайдеров, то есть подыскивает пилотов с хорошим спонсорским бюджетом. Например, при комплектовании команды на 2006 год был принят во внимание финансовый бэкграунд голландца Кристиана Альберса и португальца Тьяго Монтейро. Кстати, наличие такой поддержки вовсе не говорит против таких пилотов — это общепринятая практика. И даже самому супер-пупер талантливому гонщику, прежде чем засветиться и получить контракт, необходимы «подъемные» для начала карьеры в автоспорте.

К сожалению, пока ни один из российских гонщиков не готов к «первой формуле» ни по уровню квалификации, ни по наличию бюджета. Ближе всех к заветному уровню подошел Михаил Алешин, довольно рано попавший в сферу интересов молодежных программ «ЛУКОЙЛа», а с некоторых пор и «Red Bull», у которой, кстати, в следующем году будет уже две команды «Формулы-1».

А Алешин в 2006-м стартует в международном чемпионате «Formula Renault 3.5».

С другой стороны, команда «Формулы-1» может оказаться не только пожирательницей «зеленых», но и весьма прибыльным делом. Например, «Ferrari» в этом году только на своем «честном имени» заработала 700 миллионов долларов — доход от производства сувенирной продукции и продажи лицензий на ее производство. Правда, для того, чтобы что-то получить, нужно и стать чем-то вроде «Ferrari», чтобы во всем мире — от Чукотки до Антарктиды — сувенирка с фирменной символикой пользовалась спросом.

А вот успешный финансист Вилли Вебер, прославившийся как человек, сделавший себе имя и состояние на менеджменте Михаэля Шумахера, а заодно и его брата Ральфа, скоро должен будет поделиться заработанным с соответствующими органами. Его компанию «Pole Position Marketing» обвинили в сокрытии доходов от продажи мерчандайзинга с символикой Михаэля Шумахера. Кроме того, Вилли покинул клиент номер два — Ральф Шумахер. Контракт с пилотом действует до конца 2006 года, но стороны решили разорвать его досрочно. Вебер работал с младшим Шумахером аж с 1993 года, с тех пор, как Ральф выступал в немецкой «Formula Ford». Собственно, Вилли и провел своего протеже по всем ступенькам гоночной иерархии вплоть до «Формулы-1».

Но «мистер двадцать процентов» (а именно столько Вебер стрижет со своих клиентов) в намного более приятном положении, чем Гран-при Бельгии, который находится на грани срыва. Дело в том, что промоутер бельгийского Гран-при обанкротился, говорят, единственный выход сохранить легендарную гонку в Арденнах — взяться за проведение гонки самому Берни Экклстоуну. Также может исчезнуть из календаря итальянская в Монце. А все из-за активности местных жителей, которых не устраивает формулический шум. Жители отстояли свои права в суде, и теперь организаторам и фанатам «Формулы-1» стоит уповать разве что на положительное решение вышестоящего апелляционного суда.

Вполне возможно, что главными событиями межсезонья 2005/2006 станут не переходы пилотов или появление российской команды и даже не новые технические правила, которые худо-бедно уже обмусолили год назад, а то, что «мозговой центр» команды «McLaren» Адриан Ньюи переходит в «Red Bull». Ньюи — самый успешный конструктор в современной «Формуле-1». Говорят, Адриан также вел переговоры о возвращении в «Williams», но растущий потенциал «Red Bull» перевесил. К новой команде он присоединится в конце февраля 2006 года, когда официально истечет его контракт с «McLaren». Кстати, в относительно отдаленном будущем «Red Bull» может обзавестись новым партнером — «Volkswagen». Возможно, немецкий концерн будет поставлять моторы для «Red Bull Racing» и «Squadra Toro Rosso» уже в 2008-м. И опять-таки теоретически, в будущем «Volkswagen» может забрать «Squadra Toro Rosso» и управлять командой под собственным брендом. Формулические моторы «Audi» могут быть построены в Германии отдельной компанией и вначале выступать под другим названием, как в свое время «Mercedes-Benz» вошел в «Формулу-1» под названием «Ilmor».

Еще одна новая старая команда — BMW — приняла название «BMW Sauber F1 Team». Именно таким оно и останется в течение ближайших пяти лет, таким образом, имя «Sauber» из мира «Больших призов» не исчезнет совсем. Команда презентуется одной из первых — 15 января 2006 года, днем раньше откроет личико «Toyota». «Ferrari» выставится на публику уже 16 января. В конце первого месяца 2006 года представятся «BAR Honda», «Williams-Cosworth» и «Renault». Российская «MF1 Racing» увидит свет в феврале, будем надеяться, что презентация пройдет в России. «Red Bull Racing» отложила официальное открытие сезона на начало марта.