«Hовые» хозяева «Формулы-1»

Пока от сезона к сезону инженеры и механики колдуют над «формулическими» болидами, а гонщики наматывают круги тестов и соревнуются за победы на трассах, «великий кормчий» Берни Экклстоун, сидя в скромном лондонском офисе, раскладывает хитрые финансовые пасьянсы.

Пока от сезона к сезону инженеры и механики колдуют над «формулическими» болидами, а гонщики наматывают круги тестов и соревнуются за победы на трассах, «великий кормчий» Берни Экклстоун, сидя в скромном лондонском офисе, раскладывает хитрые финансовые пасьянсы. Успешно взрастив свое детище, превратив «Формулу-1» в беспрецедентную по масштабам машину для зарабатывания денег, Экклстоун, который, как известно, начинал финансовую карьеру с продажи подержанных автомобилей, успешно торгует «формулическими» золотыми яйцами. При этом каждый раз кажется, что вот оно — никогда не проигрывающий англичанин наконец-то совершил роковую ошибку… Ан нет, королева автоспорта продолжает напоминать сказочный каравай, который никогда не кончается: сколько бы кусков ни отщипывал Берни, порция в его руках не только не становится меньше, но даже растет как на дрожжах.

Эта «сказка» началась с того, что на рубеже тысячелетий Экклстоуну взбрело в голову превратить «Формулу-1» в акционерное общество и, не довольствуясь доходами от трансляций и прочего «побочного» заработка, торгануть акции. Счастливым обладателем оных стал немецкий концерн «Kirch», вскоре после этого… разорившийся. А «формулический» пирог перешел в собственность трех банков — «Bayern LB», «JP Morgan» и «Lehmann Brothers». При этом Экклстоун по-прежнему всем управлял, но очень хотел вернуть проданные акции SLEC (фирмы, владеющей финансовыми правами на «Формулу-1») обратно. Возможно, чтобы более основательно противостоять давлению автопроизводителей или чтобы провернуть очередную сумасшедшую сделку. Сразу три банка оказались Берни не по зубам, зато к одному из них, кстати, главному держателю акций, в итоге удалось-таки найти подход…

В первых числах декабря как гром среди ясного неба прогремела новость — немецкий банк «Bayern LB» объявил о продаже своих акций холдинга, а это ни много ни мало 71,65%, компании CVC Capital Partners. Эти же акции означают 100-процентное право голоса, ведь младшие партнеры «JP Morgan» и «Lehmann Brothers» (еще по 14,175%) уже давно делегировали его баварскому банку. За оставшуюся долю 28,35% «младшие» банки вцепились всеми зубами, но, вероятно, и ее продажа CVC не за горами. Вполне естественно, что обведенные вокруг пальца (а они имели право «первой ночи» на покупку акций) «JP Morgan» и «Lehmann Brothers» так просто не сдадутся, а постараются продать свою долю как можно дороже, хотя она и не делает погоды.

Кстати, в отличие от далеких от автоспорта банкиров «CVC Capital Partners» — не новичок в моторных видах спорта. Одна из ранее приобретенных компанией фирма «Dorna» (это произошло в 1998 году) давно работает на ниве технических видов спорта. В том числе это имя было замешано в одном из давних несостоявшихся проектов строительства трассы «Формулы-1» в России. В последнее время «Dorna» от лица CVC вполне успешно занималась мотоциклетным кольцевым чемпионатом мира («Moto GP»).

Для управления коммерческими правами «Формулы-1» (спортивными, как и положено, занимается FIA) новый владелец создал дочернюю фирму «Alpha Prema». Держателями акций новой компании являются: головная компания CVC, таинственная «Formula One Management Team», а также… семейная компания Экклстоунов «Bambino Holding» и… лично Берни Экклстоун! 75-летний англичанин станет исполнительным директором компании «Alpha Prema», руководством также займутся Герхард Грибковский (исполнительный директор «Bayern LB» и… холдинга SLEC), Дональд Маккензи из CVC и представитель «Bambino». Таким образом, «Формула-1» по-прежнему остается в руках семьи Экклстоунов и особо приближенных к «императору». А о том, какой это вкусный пирог, прекрасно говорит только одна цифра — лишь за сублицензию на выпуск сувенирной продукции и организацию программ по гостеприимству (в частности, «VIP Paddock Club») одна швейцарская фирма ежегодно отстегивает владельцу коммерческих прав ни много ни мало 50 миллионов долларов. А ведь также платят телекомпании — за право трансляций, промоутеры отдельных Гран-при — за право проведения этапов «Формулы-1» и многие другие...