1147

Их здесь не ждут

Ведущие мировые автоконцерны не торопятся становиться новыми русскими автопроизводителями.
По оценкам зарубежных экспертов, российский автомобильный рынок сегодня — самый перспективный в Европе и один из самых перспективных в мире. Покупательская способность россиян, а следовательно, и цифры продаж новых авто по европейским меркам хоть пока и не высоки, но в последние годы растут на удивление стабильно и энергично. Но, как показывает практика, наилучшая поддержка продаж в любой стране — организация собственного производства, при котором можно избежать не только транспортных издержек, но и расходов, связанных с таможенными и прочими особенностями законодательства того или иного государства. Однако динамика рынка — это одно, а степень безопасности инвестиций — совсем другое.
Поделиться

По оценкам зарубежных экспертов, российский автомобильный рынок сегодня — самый перспективный в Европе и один из самых перспективных в мире. Покупательская способность россиян, а следовательно, и цифры продаж новых авто по европейским меркам хоть пока и не высоки, но в последние годы растут на удивление стабильно и энергично. Но, как показывает практика, наилучшая поддержка продаж в любой стране — организация собственного производства, при котором можно избежать не только транспортных издержек, но и расходов, связанных с таможенными и прочими особенностями законодательства того или иного государства. Однако динамика рынка — это одно, а степень безопасности инвестиций — совсем другое.

В свое время наиболее благоприятный инвестиционный климат удалось создать китайцам, что позволило резко интенсифицировать не только машиностроение, но и прочие смежные отрасли. В Поднебесной вовремя сообразили, какие гарантии требуются иностранным инвесторам. В отличие от России, где на страже вложений извне стоят лишь обещания отдельных политиков и адресные постановления правительства («Ford» и «Renault»), в Китае чужие деньги защищены госгарантиями законодательно. Прибавьте к этому несколько миллионов состоятельных китайцев, за кошельки которых из года в год борются автопроизводители, и китайское авточудо превращается в идеальный пример для учебников по экономике.

На наших же просторах пока царит инвестиционный полумрак. По идее, рассеять его должен закон о защите инвестиций, но он который уже год существует только в проекте. Но не стоит этому удивляться. Властям предержащим неинтересно, когда судьба серьезных капиталовложений находится не в их собственных руках, а под покровительством закона.

Сегодня практически все крупные западные, да и восточные автопроизводители не прочь собирать свои автомобили в России. Уже давно торят себе дорогу «DaimlerChrysler» и «Volkswagen». Фактически созрел «Nissan», недолго осталось ждать активности «Mitsubishi» (японцы полагают, что завод окажется рентабельным, когда местные продажи достигнут 100 000 машин в год). Между тем оказалось, что «вкусные» и к тому же четко прописанные на бумаге условия беспошлинного ввоза в страну компонентов для промышленной сборки иномарок и закон «Об особых экономических зонах» — лишь начало создания благоприятного климата для развития иностранных предприятий в России. Помимо уже упомянутых проблем с госгарантиями приходу в страну автоконцернов противодействует и ряд других факторов: либеральные (25%) ввозные пошлины на готовые иномарки, недостаточно жесткая политика властей по отношению к ввозу подержанных иномарок и самый убийственный аргумент — фактически нулевая покупательская способность подавляющего большинства россиян.