Хозяин бездорожья

Когда-то владельцы Range Rover вызывали уважение окружающих. Ведь этот автомобиль стоил целое состояние! Сегодня вовсе не обязательно быть новым русским, чтобы ездить на Range Rover, — в подержанном состоянии он вполне доступен.

Когда-то владельцы Range Rover вызывали уважение окружающих. Ведь этот автомобиль стоил целое состояние! Сегодня вовсе не обязательно быть новым русским, чтобы ездить на Range Rover, — в подержанном состоянии он вполне доступен.


На вторичном рынке можно встретить Range Rover как сделанные в 90-х годах, так и сошедшие с конвейера лет тридцать назад, ведь первый Range Rover появился аж в 1970 году. В России уже практически невозможно найти автомобили в более-менее приличном состоянии, особенно выпущенные в 70—80-х годах. Поэтому лучше сразу обращать свой взор на Range Rover первого поколения 90-х годов. Причем самым идеальным вариантом будут машины 1994—1996 годов, которые официально назывались Range Rover Classic (их делали параллельно с новым Range Rover). Подобные автомобили имели очень богатое оснащение. Однако нужно сразу сказать, что, покупая старый «Рейндж», гнаться за всевозможными «наворотами» не стоит, так как они способны доставить целый ворох проблем. Так, многие Range Rover последних годов выпуска оснащались знаменитой пневматической подвеской (она появилась еще в 1992 году). И эта система, обеспечивающая потрясающую плавность хода, частенько ломается. Обычно это происходит из-за проблем с электрикой (например, из-за выхода из строя какого-нибудь датчика положения колес — ремонт в этом случае обойдется в $200—300). Но помимо датчиков может сломаться компрессор подвески ($400—500), один из четырех пневмобаллонов ($300 за штуку) и пр. В общем, пневматическая подвеска серьезно увеличивает и без того немалую стоимость эксплуатации Range Rover.

Принято считать, что кузов Range Rover вечный и с ним ничего не случится даже через сто лет, так как он алюминиевый. Это все враки. Да, действительно, наружные кузовные панели Range Rover сделаны из «крылатого металла», однако владельцы старых автомобилей компании «Land Rover» прекрасно знают, что «железо» их внедорожников легко разрушается. Правда, это бывает только в тех местах, где алюминий контактирует с обычной сталью.

На стыках происходит процесс окисления и алюминий покрывается своеобразной белой накипью — в запущенных случаях он становится мягким и даже крошится! Вылечить окисленные участки металла можно и самостоятельно, но лучше это делать в мастерских «Land Rover», обладающих специальными материалами.

Кроме того, алюминиевый кузов имеет еще вот какой недостаток — в случае ДТП восстановление «железа» будет довольно сложным делом, а порой и вовсе невозможным. Покупка же новых деталей, даже неоригинальных, обойдется в большие суммы (например, новый фирменный капот стоит почти $1500, а переднее крыло — больше $400), а на «разборках» приличное «железо» для «первого» Range Rover встречается редко. Иногда можно услышать рекомендацию, что при необходимости замены бампера можно покупать не стандартный, а стальной, тюнинговый. Совет, конечно, хороший, но нужно сразу предупредить, что «грамотный» бампер стоит около $1000.

Первое время Range Rover оснащался только одним двигателем. Это был бензиновый V8 объемом 3,5 л со сдвоенными карбюраторами, выдававший 128 л.с. и 258 Нм (этот мотор, кстати, создан компанией «Buick»). Сейчас встретить в продаже автомобили с данным силовым агрегатом практически нереально, да и смысл приобретения такого раритета сомнителен. Разве что для коллекции. Однако если кто-то и предложит 128-сильный Range Rover, то знайте, что карбюраторы здесь очень капризные и к настоящему моменту многие из них уже не поддаются регулировке. Новые купить можно, но их цена запредельная — дороже, чем приобретение полноценной системы впрыска. И еще. 3,5-литровый двигатель требует примерно 22—25 л бензина на каждые 100 км пути.

В переводе на деньги это означает, что одна поездка из спального района в центр города и обратно будет стоить около 400 руб.! Вы готовы к таким расходам?

В 1985 году 3,5-литровый двигатель получил систему впрыска, в результате его мощность выросла до 168 л.с. Однако и этот мотор в силу своей старости уже не самый лучший вариант. А вот машины, сделанные после 1989 года (они встречаются на рынке чаще), имеют агрегат объемом 3,9 л (182 л.с.), компанию которому чуть позже составил 4,2-литровый движок (202 л.с.). Именно автомобили с двумя последними моторами и стоит покупать, если есть большое желание иметь Range Rover. На «Рейнджи» устанавливали еще и дизели объемом 2,4 и 2,5 л (оба мощностью 114 л.с.). Покупать Range Rover, оснащенный 2,4-литровым двигателем разработки итальянской компании VM, настоятельно не рекомендуется. Это связано как с не самой высокой надежностью дизеля, так и с огромными проблемами с его ремонтом (как его чинить, знают немногие, запасные части достать очень сложно, да и цена на них высокая). Что касается 2,5-литрового дизеля (так называемый «трехсотый» мотор), то он очень хороший и его устанавливали также на Land Rover Discovery II. Покупка «Рейнджа» с таким движком — это большая удача для поклонников модели.

Бензиновые двигатели объемом 3,9 и 4,2 л считаются надежными. Они способны работать по 300—400 тыс. км, не требуя вообще никакого внимания. Но порой силовые агрегаты Range Rover нуждаются в серьезном ремонте уже через 100—120 тыс. км (хотя такое происходит не часто). Обычно приходится чинить мотор из-за появившегося люфта распредвала, что обходится в $500—900, хотя после исправления этой «врожденной болезни» проблема исчезает навсегда. Помимо риска серьезной поломки двигателя владельцы Range Rover должны быть готовы к выходу из строя всевозможных навесных агрегатов, датчиков и так далее. А стоят они немало (например, неоригинальный топливный насос, способный ломаться каждые два-три года, обходится в $160). Отметим еще и блок управления двигателем, который до 1989 года считался, скажем так, неудачным. Он частенько выходит из строя, что проявляется в нестабильной работе мотора, большом расходе топлива, потере мощности. Новый неоригинальный стоит от $800 (фирменные уже не выпускаются), а подержанные детали достать чрезвычайно сложно — слишком много желающих.

А если еще прибавить к затратам на периодическое обслуживание и ремонт двигателя деньги на бензин, то в итоге получится, что только на один силовой агрегат ежегодно будет уходить целое состояние.

Range, выпускавшийся в 70—80-х годах, имел 4- или 5-ступенчатую механическую коробку передач или 3-ступенчатый «автомат» производства «Chrysler». Однако в 1985 году появилась самая распространенная на сегодняшний день 4-ступенчатая АКП от ZF. Все коробки, устанавливаемые на Range Rover, считаются достаточно надежными и в общем и целом беспроблемными. Хотя у автомобилей с приличным пробегом в «автомате» иногда приходится менять промежуточный вал трансмиссии и шестерню входного вала «раздатки» (ремонт в общей сложности стоит порядка $500). Кстати, механическая коробка передач, устанавливаемая на Range Rover в 90-х годах, считается более капризной, чем АКП. В частности, в ней уже к 120—150 тыс. км нередко приходится менять синхронизаторы (первым признаком их износа станет плохое включение задней и пятой передач), что обходится в $600—800, а чуть позже наступает черед вторичного вала (затраты получаются в этом случае уже посерьезней — $1000—1500). Ну а если «механика» совсем «умерла», мастера советуют искать хорошую подержанную коробку с гарантией, что обойдется в $1000—1200.

А вот за что любят Range Rover, так это за его отменную проходимость, которая обеспечивается в первую очередь постоянным полным приводом, наличием межосевого дифференциала и понижающей передачи. Увы, но даже в системе полного привода компания «Land Rover» не смогла добиться стопроцентной надежности. На подержанных автомобилях нередко подтекают уплотнения промежуточного вала «раздатки», которые без снятия коробки поменять невозможно (в итоге работа обходится в $350—400). Поэтому многие водители не обращают на протечки внимания — надо следить лишь за тем, чтобы уровень масла был в норме. Кроме того, не вечны и остальные элементы полноприводной трансмиссии, такие как межосевой дифференциал, крестовины кардана и пр. Для более длительной работы системы полного привода мастера советуют никогда не буксовать без включения блокировки межосевого дифференциала, так как в противном случае наступает масляное голодание сателлитов дифференциала раздаточной коробки. В результате этот самый дифференциал ломается! Однако повторим еще раз — полный привод здесь работает четко, позволяя автомобилю преодолевать самое «крутое» бездорожье.

Прибавить хлопот может рулевое управление — на многих Range Rover первого поколения течет редуктор гидроусилителя. Чтобы выявить причину поломки, редуктор надо обязательно разбирать, так как сами сальники виноваты далеко не всегда. И обычно получается, что ремонт обходится в $350—400 (если нет серьезных проблем). А, например, в случае выхода из строя рулевого редуктора придется платить $600—700 за саму деталь и еще $80 за работу.


ЭКСКУРС

Первый внедорожник компания «Rover» начала выпускать еще в 1948 году. Он представлял из себя чрезвычайно утилитарное транспортное средство, которое должно было помочь местным фермерам в их нелегком труде. Однако со временем стало ясно, что некоторым людям нужно не только увозить с полей выращенную картошку, но еще и периодически выезжать в город. Кроме того, в 60-х годах Великобритания оправилась от ужасов Второй мировой войны и рынок начал требовать не только дешевые машины, но и что-нибудь комфортабельное и престижное.

Руководство «Rover» уловило эти тенденции и в 1970 году показало джип Range Rover. Этот автомобиль обладал комфортабельной подвеской, которая сочеталась с системой постоянного полного привода и высоким дорожным просветом. Кроме того, и внешний вид машины для того времени оказался очень современным — Range Rover даже выставили в Лувре как образец современного автомобильного дизайна! Больше ни одна серийная машина не удостаивалась такой чести!

Надо сказать, что первое время Range Rover пользовался просто ажиотажным спросом. И это даже несмотря на то, что самый комфортабельный внедорожник длительное время выпускался исключительно в 3-дверном кузове. Забавно, но 5-дверная модификация была придумана еще в 1972 году, однако в производство пошла только в 1983 году.

В 1979 году Range Rover пережил модернизацию. В 1981 году он победил в ралли Париж — Дакар. В 1985 году стандартный 3,5-литровый двигатель V8 начали оснащать системой впрыска, ну а в 1989 году вместо этого силового агрегата появился мотор объемом уже 3,9 л. Начиная с 1992 года на Range Rover в качестве опции стали устанавливать пневматическую подвеску.

В 1994 году свет увидел совершенно новый Range Rover, а старое поколение этого автомобиля выпускалось до февраля 1996 года. Правда, машину переименовали в Range Rover Classic.

Появившийся в 1994 году Range Rover стал еще более комфортным и престижным. Автомобиль оснащался большим количеством разнообразных «наворотов» (в том числе и пневматической подвеской), а также мощными бензиновыми двигателями объемом 3,9 и 4,6 л (185 л.с. или 190 л.с. и 226 л.с. соответственно), а также экономичным 2,5-литровым дизелем производства BMW (136 л.с.).

Третье поколение Range Rover было показано в 2001 году. Автомобиль по-прежнему сохранил черты первого Range Rover, однако получил совершенно новую техническую начинку (в 2005 году произошел небольшой рестайлинг модели). Сейчас Range Rover оснащается бензиновыми двигателями объемом 4,4 л (306 л.с.) и 4,2 л с компрессором (396 л.с.), а также 2,9-литровым дизелем производства BMW (177 л.с.).


Range Rover — очень престижный автомобиль, одновременно сочетающий потрясающую проходимость и высочайший уровень комфорта. Однако покупатели должны знать, что Range Rover, особенно подержанный, способен серьезно потрепать нервы своему владельцу. И к периодическим поломкам нужно быть готовым с самого начала. Именно поэтому брать Range Rover на последние деньги категорически воспрещается.


НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Андрей ЛЕМИГОВ, генеральный директор экспертной фирмы ДЭКС:

— В этом году Range Rover I, в свое время называвшийся «фермером во фраке», празднует уже 35-ю годовщину. Это единственный автомобиль, удостоенный чести выставляться в Лувре за сочетание изысканного дизайна и несравненных технических характеристик. В нем настоящий лорд мог прибыть на прием к королеве и потом, переодевшись, поехать на охоту. При этом во всех случаях автомобиль соответствовал ситуации, как породистый рысак. Но сейчас первенцы этой модели на наших дорогах встречаются крайне редко, и если автомобиль сохранен в хорошей форме, то его владелец может чувствовать уважительные взгляды не только из тусклых окошек бэушных иномарок, но и дорогих современных джипов. Это неудивительно. Содержание «престарелого рысака» сегодня обходится в приличные деньги, и чаще всего за рулем таких машин можно увидеть людей, которые почти все могут делать своими руками, так как с деньгами у них негусто. Соответственно и цены на подержанные Range Rover первого поколения колеблются в диапазоне $1500—7000.


Дмитрий ЕРОХИН, генеральный директор кредитной компании «Кредитмэн», к.э.н.:

— До сих пор еще встречаются предложения о продаже «первого» Range Rover, а значит, есть и желающие приобрести эти автомобили. Если покупателю Range Rover I не будет хватать собственных средств, он может воспользоваться автокредитованием, хотя вариантов автокредита для покупки Range Rover I немного. Это связано с возрастом автомобилей и невозможностью их страхования.

Все кредитные программы, доступные для покупки Range Rover I, объединяет одно — отсутствие необходимости страхования КАСКО и высокие проценты за кредит. Максимальный размер автокредита — 150 000 рублей, первоначальный взнос не менее 10% от стоимости автомобиля. Так, для Range Rover I 1992 года выпуска за $7000 необходимо сразу выложить $1830 и выплачивать $344 ежемесячно в течение двух лет.

Для сравнения: Range Rover II 1996 года за $13 000 можно купить, заплатив первоначальный взнос в $1480 и каждый месяц по $459 в течение четырех лет. Страховка АвтоКАСКО за первый год включена в кредит, в последующие годы страховка составит $1830.

Выплаты по автокредиту со страховкой и без страховки примерно одинаковые. Разница состоит в том, что при автокредите с АвтоКАСКО эти деньги не выбрасываются, а оплачивают страховку, которой можно будет воспользоваться при страховом случае. Для того чтобы сократить расходы на страховку для «взрослых» иномарок, используется франшиза — условие, при котором стоимость страховки может быть значительно снижена.


Читатели «МКмобиля» могут получить бесплатную консультацию на сайтах www.deksclub.ru и www.creditman.ru.