«Эликсир» молодости

Практика показывает, что информации, получаемой из различных источников в Минпромэнерго, верить сразу и безоговорочно нельзя. Под нажимом прессы многие не прочь озвучить или прокомментировать пусть важные, но весьма предварительные данные. На этот раз из коридоров Минпромэнерго вылетело сообщение о новогоднем «сюрпризе», якобы готовящемся для россиян.

Практика показывает, что информации, получаемой из различных источников в Минпромэнерго, верить сразу и безоговорочно нельзя. Под нажимом прессы многие не прочь озвучить или прокомментировать пусть важные, но весьма предварительные данные. На этот раз из коридоров Минпромэнерго вылетело сообщение о новогоднем «сюрпризе», якобы готовящемся для россиян. Как стало известно, возраст ввозимых из-за рубежа иномарок планируется ограничить не семью, как сейчас, а пятью годами. По сути, это означает, что платить за подержанные авто придется больше. Если верить словам замглавы Департамента промышленности Минпромэнерго Николая Сорокина, в будущем году его ведомство задумало поставить еще один заслон ввозу подержанных иномарок старше 5 лет. А это значит, что возраст разрешенных к импорту неновых зарубежных авто снижается еще на два года. При этом таблица таможенных коэффициентов останется без изменений, но зато в категорию новых авто «трехлетки» (как сегодня) уже не попадут. Новым будет считаться автомобиль, которому на момент ввоза еще не исполнилось 12 месяцев.

Таким незамысловатым образом, полагают эксперты, правительство надеется спасти продолжающий медленно тонуть российский автопром. Сегодня стало очевидным, что все предыдущие действия правительства, направленные на поддержку отечественной автоиндустрии, не привели к желаемым результатам. Качество и надежность российских авто по-прежнему далеки от конкурентоспособных, а цены продолжают расти. По словам господина Сорокина, в ближайшие годы стоимость российских авто вплотную приблизится к стоимости наиболее массовых иномарок. В частности, это связано с готовящимся переходом России на выпуск машин, удовлетворяющих экологическим нормам «Евро-2», что приведет к еще большему их удорожанию. Проще говоря, российские авто лишатся своего единственного козыря — конкурентной цены.

Очередное «закручивание гаек» помимо поддержания на плаву ВАЗов и УАЗов ставит перед собой и иную, не менее благородную цель. А именно — отсечь нежелательных конкурентов в лице подержанных иномарок от проявляющих сегодня завидную активность внутренних сборщиков заморских моделей. Впрочем, и здесь не все так просто. Готовящиеся меры плохо согласуются с предыдущими намерениями Минпромэнерго. Как признался недавно глава ведомства Виктор Христенко, все жесткие меры, что можно было применить, уже испробованы. «Надо понимать, что запреты выгоняют импорт из «белой» области в «серую», а сейчас у нас уже устоявшийся и более или менее понятный режим ввоза иномарок и их промышленной сборки», — успокаивал общественность министр. А получается, не успокаивал, а лишь убаюкивал перед очередной акцией.


НАША СПРАВКА

Если все существующие тенденции развития российского авторынка сохранятся, то к 2008 году в России будет продаваться более 1 млн. новых иномарок. При этом половина из них — производиться в России, а вторая половина — импортироваться из-за рубежа. Такой вывод делают аналитики ИО «Ladaonline» в своем регулярном маркетинговом отчете «Автомобильный рынок России». По их прогнозам, объем продаж российских авто за три последующих года может снизиться до уровня в 700 000 штук, а то и ниже. К 2008 году на территории России станут работать от 10 до 15 сборочных производств, выпускающих в год порядка 500 000 автомобилей. При этом суммарные потенциальные мощности этих сборочных производств примерно в два раза будут превышать текущие объемы выпуска. То есть мощности сборочных производств окажутся в состоянии выпускать до 1 млн. единиц автотехники, что сопоставимо с мощностями советского автопрома.


КСТАТИ

Сегодня многие эксперты сходятся во мнении, что российский рынок в ближайшем будущем будет уверенно расти. В частности, до 2008 года его емкость увеличится до 1,8—2 млн. легковых автомобилей. При этом заградительные кордоны на пути подержанных иномарок позволят существенно сократить их долю на рынке. Кроме того, в ближайшие три года к нам хлынет поток китайских автомобилей по низким ценам. Не исключено, что уже в 2006 году в России реализуют 20 000—30 000 китайских авто, а к 2008 году число продаж таких машин вырастет до 100 000—150 000 штук.