Не жизнь, а Мали

Кому Новый год праздник, кому — суровые будни. Сильнейшие российские автогонщики, для которых сверхмарафонский ралли-рейд «Дакар» стал смыслом жизни, давно уже с этим смирились. Пилоту КамАЗа, неоднократному победителю культовой гонки Владимиру Чагину и того хуже: день рождения он уже 15 лет отмечает в пустыне. Стакан воды вместо шампанского, консервы вместо торта, лучшее время на спецучастке как подарок самому себе. Так что же из года в год влечет этих парней в Африку, эту «огромную покойницкую», как выразился когда-то не без основания Генрик Сенкевич? Почему экипажей под флагом России становится все больше и больше, а в этом году просто рекордное число — восемь? Просто, однажды отведав африканского ралли, им заболеешь навсегда.

Кому Новый год праздник, кому — суровые будни. Сильнейшие российские автогонщики, для которых сверхмарафонский ралли-рейд «Дакар» стал смыслом жизни, давно уже с этим смирились. Пилоту КамАЗа, неоднократному победителю культовой гонки Владимиру Чагину и того хуже: день рождения он уже 15 лет отмечает в пустыне. Стакан воды вместо шампанского, консервы вместо торта, лучшее время на спецучастке как подарок самому себе. Так что же из года в год влечет этих парней в Африку, эту «огромную покойницкую», как выразился когда-то не без основания Генрик Сенкевич? Почему экипажей под флагом России становится все больше и больше, а в этом году просто рекордное число — восемь? Просто, однажды отведав африканского ралли, им заболеешь навсегда.

«Дакар», стартующий необычно рано — 31 декабря в Лиссабоне, войдет в историю как самый рекордный. Судите сами: 187 заявок поступило от автомобилистов, около 200 от мотоциклистов и 80 только гоночных (!) грузовиков. При том, что поток желающих пришлось деликатно отправить «куда подальше» до лучших времен еще летом. Какими бы опытными организаторы-французы ни были, слишком сложно справиться с караваном, состоящим из 3—4 тысяч человек. Вместе с механиками, докторами, спасателями, журналистами и непосредственно оргкомитетом это уже напоминает поселок городского типа, только в движении. Через несколько дней после того, как был опубликован маршрут и разъяснены детали регламента, мы встретились с российскими гонщиками Алексеем Беркутом и Борисом Букатовым, участвующими в классе джипов в составе сборной России.

Готовьте деньги!

— Похоже, обещанный пару лет назад организаторами «конец комфортных «Дакаров» наступил?

— На самом деле он наступает каждый год, — разъяснили мои собеседники. — И дело не только в том, что маршрут ни разу не повторяется. Все начнется уже в первый день на дорогах Португалии, когда мы пройдем 100 км спецучастков. В Новый год фактически! А система навигации? Если прежде экипажи, оснащенные GPS, ориентировались в пустыне, привязываясь к двум точкам, теперь будет только легенда. А с нею, понятно, можно хорошо отклониться от курса.

— На немалое расстояние...

— Ну, кроме потерянных часов это ничем не грозит, поскольку нас-то пеленговать будут. Если что-то случится, недвижимая точка на пункте определит наши координаты, на помощь придет вертолет.

— Что предпринято, чтобы не повторялась полоса трагедий нынешнего года, когда один за другим гибли гонщики?

— Они ограничили скорость. Мотоциклистам (а их погибло больше всех) — до 150 км/ч, до 130 — машинам сопровождения. В населенных пунктах — вообще до 50 км/ч. Определить это будет просто. У нарушителя появляется на мониторе флажок. Ага — значит, попал на деньги. На 100 евро за один км/ч превышения. Можно и не платить, но тогда — увы — с «Дакаром-2006» придется попрощаться...

Их нравы

— Денег много берете с собой?

— Если даже забыть про штрафы, «бедуинский бизнес» процветает. Если литр горючего у местных можно купить за полтора евро, то то же количество воды — уже за пять! Была история: мотогонщик «сломался» посреди барханов. Сидит, помощи ждет — и вдруг видит, что с соседнего холма к нему туарег идет, размахивая руками. Оказалось, у жителя пустыни километрах в пяти оттуда в хибаре украденный KTM припрятан — еще с прошлых лет. Гонщик снял с мотоцикла нужные детали, они расплатились и остались довольны друг другом.

— И если ты «сломался», надо с оружием в руках дежурить?

— Пустынные люди не агрессивны. Они ради наживы ножом горло не перережут. Вот украсть — другая тема. Наши, когда сходят, с мавританскими военными договариваются, и тогда солдаты по трое суток технику с автоматами охраняют.

— Как готовились к испытанию?

— Работали по программе доктора Бубновского, который камазовцев много лет ремонтирует. Главное — беречь спину. (Кольцевик Алексей Васильев, например, работал над наращиванием корсета из живых мышц вокруг спины. — Д.Л.) Мало ли какие удары предстоит выдержать? Ведь пустыня меняется ежедневно. И неизвестно, что там, внизу, под барханом, — может быть, пропасть!

Португалия похожа на Россию

— Насколько разнообразным обещает быть маршрут?

— Ну, в Португалии и Испании поможет наша родная российская подготовка. Та же грязь в это время года, как у нас осенью. Марокко — тоже грязь, но с дождем и туманом. Вот с Западной Сахарой — проблема, ибо там воюют кочевые племена сарацинов и туарегов.

— Автомобили в свое время там подрывались...

— Минные поля расчистили, но в специальном коридоре, мимо которого надо не промахнуться. Впрочем, надо быть идиотом, чтобы ошибиться. Потом — Мавритания с ее коварными бессистемными дюнами, о которых мы уже говорили. Мали — страшное место. Сухие после сезона дождей русла — «вади» с острыми краями, куда провалиться ну никак нельзя! Гвинея — это саванна. А Сенегал, конечный пункт, — твердая глинистая почва. В общем, на каждого любителя свои трудности найдутся!

Чагин пообещал всем баню

В «техничку» КамАЗа мне удалось заглянуть прямо на Красной площади, откуда давали символический старт ралли. Отсюда шесть грузовиков взяли курс на Хельсинки, откуда по морям переберутся во Францию, где будет организована временная база подготовки. А пока Владимир Чагин не без гордости рассказывает о комфорте (если можно так сказать) их жилища. В одном грузовике — целая гостиница с купе для отдыха и кухней. В другой — помещение поменьше, но тоже впечатляет. Питьевая вода, охлаждаясь в холодильнике, течет из крана, здесь же хранятся и продукты. Но главное достижение прогресса — мобильный душ.

— Не представляете, как приятно, когда после участка километров в 600 на тебя сверху течет вода! Своя, заметьте. Душ, предоставленный французами-организаторами на бивуаках, ужасная вещь, по бешеным ценам за ведро. Но с прошлого года мы чувствуем себя хозяевами положения.

— Чем еще похвастаетесь?

— Через год сделаем в КамАЗе русскую баню. Обязательно покажем. Конечно, я шучу. Если серьезно, машины совсем другие, нежели в прошлом сезоне. На боевых грузовиках центровка изменилась благодаря тому, что бензобак теперь сзади, а не посредине. Берем с собой больше запчастей, причем нашего производства.

12 лет — не срок

Когда в середине нынешнего года случилось несчастье с пилотом КамАЗа Ильгизаром Мардеевым (он попал в серьезную аварию и сейчас восстанавливается после травмы), третьим пилотом команды назначили Сергея Решетникова. Ни в коем случае не называйте его новичком! Это уже его 12-й «Дакар», просто Сергей прошел длинный путь от механика и штурмана до рулевого.


НАША СПРАВКА

Россия на «Дакаре-2006»

Зачет T4, грузовики«КамАЗ-Мастер»:

Фирдаус Кабиров — Айдар Беляев — Андрей Мокеев, Владимир Чагин — Семен Якубов — Сергей Савостин, Сергей Решетников — Станислав Конопко — Эдуард Николаев.


Зачет легковых автомобилей

Сборная России:

Алексей Беркут — Антон Николаев, Борис Букатов — Сергей Додонов, Алексей Васильев — Константин Жильцов, Леонид Новицкий — Олег Тюпенкин.

Самостоятельный экипаж:

Андрей Иванов — Владимир Демьяненко.