«Правила» отъема

Новые ПДД оставят без работы тысячи россиян. Особенно тяжко придется жителям Приморского края. Усотрудников ГАИ весьма странное представление о новогодних подарках: вместо того чтобы, к примеру, объявить амнистию для водителей, лишенных «прав», они «обрадовали» моторизованное население страны новыми Правилами. Причем переиначили ПДД настолько тихо, но лихо, что достоянием гласности это стало в общем-то по чистой случайности.

Новые ПДД оставят без работы тысячи россиян. Особенно тяжко придется жителям Приморского края.


Усотрудников ГАИ весьма странное представление о новогодних подарках: вместо того чтобы, к примеру, объявить амнистию для водителей, лишенных «прав», они «обрадовали» моторизованное население страны новыми Правилами. Причем переиначили ПДД настолько тихо, но лихо, что достоянием гласности это стало в общем-то по чистой случайности.

21 декабря 2005 года было опубликовано постановление Правительства РФ №767 «Об изменениях в ПДД, которые вступают в силу с 1 января 2006 года». То есть водителей поставили перед фактом, что за 10 дней они должны кровь из носу научиться рулить по новым ПДД. Но о том, где можно черпать знания, шоферской братии толком не объяснили. Но по-настоящему нас позабавили (если не сказать — развеселили) звонки из ГИБДД Владимирской области и Пермского края: служивые просили корреспондентов «МКмобиля»... рассказать, какие именно изменения произошли в ПДД.

Смех смехом, но в любой другой цивилизованной стране о любых изменениях в законодательстве общественность ставят в известность минимум за полгода до вступления поправок в силу. Притом разъяснения о каждом нововведении публикуются не только в газетах и на рекламных щитах, но и транслируются по радио и телевидению. Теперь давайте вспомним, как это было у нас, хотя, по большому счету, и вспоминать-то нечего: ни рекламных щитов, ни выступлений по радио и ТВ...

Проблемой информационной блокады озаботились и депутаты Госдумы, пригласившие представителя ДОБДД МВД РФ дать разъяснения. Негодование парламентариев иссякло, когда гаишники продемонстрировали им листовки с напечатанными новыми дорожными знаками и с неполным текстом изменений в ПДД. Депутаты в целом остались довольны. А зря. Ведь напечатать памятки мало, главное — раздать их водителям. Каждый день сотрудники нашей редакции колесят по Москве и области, но ни один из них в глаза не видел этой пресловутой листовки. И это в столичном регионе. В отдаленных от Москвы субъектах дела обстоят и того хуже.

Кстати, о российской глубинке. Нечистые на руку инспектора ДПС ухитрились этот информационный вакуум обернуть в свою пользу — вменяют водителям нарушения таких пунктов, которых нет и в помине. Водители, в свою очередь, соглашаются с обвинениями: дескать, краешком уха что-то слышали про изменения в ПДД, посему с легкостью расстаются с кровными. Трудно сказать, какие именно цели ставили перед собой милиционеры, но одной они явно добились, превратив измененные Правила в гаишную кормушку.

В Правительство РФ направлено предложение отсрочить до начала следующего года вступление данных изменений. Кабинет министров не сказал пока ни да, ни нет. Скептики уверены, что скорее всего отсрочку давать никто не будет, ибо, по большому счету, в ПДД кардинально ничего не поменялось: добавилась норма об обязательном включении ближнего света вне населенных пунктов да ввелся прямой запрет на синие «писалки» (жиклеры омывателя стекла). Что касается самого спорного пункта ПДД о запрете эксплуатации машин с красными повторителями указателей поворотов, то он отнюдь не нов. Существует ГОСТ, дошедший до нас с советских времен, который четко регламентирует, какого цвета должны быть «поворотники», однако на него никто и никогда не обращал внимания. Техосмотр проводился не по ГОСТу, а по ПДД, где сказано, что количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов должны соответствовать требованиям конструкции автомобиля, установленным изготовителем. На «американках» и «японках» испокон веку заводами устанавливались красные «поворотники», следовательно, они соответствуют конструкции машины.

В новой редакции ПДД пункт 3.1 «Перечня неисправностей, при которых запрещается эксплуатация авто», текст о соответствии цвета конструкции машины остался без изменений. Но есть дополнение: «...задние повторители должны быть желтыми или оранжевыми». Противоречие двух абзацев одного пункта налицо, а значит, принимать решение «казнить» или «помиловать» отдано на откуп инспекторам.

Немаловажен вопрос о техосмотре.

В Нижегородской области «краснофарникам» уже пришлось несладко — тамошние инспектора устроили настоящую охоту на японские и американские машины. Владельцам пришлось даже проводить пикет в защиту своих интересов.

На Дальнем Востоке, где 99 процентов автопарка составляют японские машины, не соответствующие более российским ПДД, пока относительно спокойно — гаишники не лютуют. Да и как может быть иначе, если вся приморская ДПС поголовно колесит на запрещенных иномарках. Но ведь закон есть закон, и рано или поздно его обяжут соблюдать даже отдаленные от центра регионы. Как будут выкручиваться из положения дальневосточники, совершенно неясно. Однако уже сейчас очевидно, что изменения в ПДД поставили под удар, как это ни высокопарно звучит, экономику всего Приморского края! Там, по статистике, около 50 процентов трудоспособных мужчин зарабатывают на хлеб перегоном бэушных авто из Японии, а по новым Правилам ввоз на территорию РФ нестандартных машин стал крайне затруднительным. Создать в Приморье рабочие места для такого количества людей в ближайшей перспективе не получится, и безработным, очевидно, придется хватать вилы и пикетировать Белый дом.