Из «Формулы» утекают литры и деньги

Двенадцатого марта в Бахрейне стартует очередной чемпионат мира в «Формуле-1». В межсезонье произошло немало изменений в составах команд, в действие вступил новый регламент...

Двенадцатого марта в Бахрейне стартует очередной чемпионат мира в «Формуле-1». В межсезонье произошло немало изменений в составах команд, в действие вступил новый регламент...


Основные действующие лица чемпионата пока остаются на своих местах. Прошлогодний чемпион мира Фернандо Алонсо на пару с Джанкарло Физикелло выведет на старт Renault, горячий финский парень Кими Райкконен и его не менее пылкий коллега из Колумбии Хуан-Пабло Монтойя будут стрелять «серебряными стрелами». Михаэль Шумахер попытается отмыть свою основательно подмоченную в прошлом году репутацию в «Ferrari»… Из молодежи стоит отметить Фелипе Массу, получившего возможность стать постоянным боевым пилотом «Скудерии», и новобранца Нико Росберга: с этого года он — штатный пилот «Williams». Самым громким переходом на 2006 год стал трансфер Рубенса Баррикелло в команду «Honda» на пару к Дженсону Баттону. Ну а для наших болельщиков актуальна смена одного из пилотов в экс-«Jordan» — ныне российской MF1: вместо Нараяна Каратикеяна, который теперь работает тестером «Williams», с Тьяго Монтейро выступит Кристиан Альберс.

А вот переход из команды в команду «номер один», состоявшийся в этом межсезонье, к чемпионату 2006 года никакого отношения не имеет. С 2007 года самый молодой чемпион мира Фернандо Алонсо будет выступать за «McLaren». Говорят, его зарплата возрастет как минимум в два раза. К тому же активно муссируются слухи о том, что «Renault» думает покинуть «Формулу-1» после 2007 года из-за грядущего ухода титульного спонсора — «Mild Seven».

Компания «Japan Tobacco» в автоспорте с 1992 года (брендом «Cabin» в качестве спонсора «Tyrrell»). С 1994 года «Mild Seven» поддерживала «Benetton», оставшись в команде, после того как ее приобрел концерн «Renault». Решение японцев вполне логично в связи с полным запретом на рекламу табака в странах ЕС. Лишь «Marlboro», поддерживающая «Ferrari», не объявила об уходе из Ф-1 после 2006 года.

Алонсо клятвенно обещает, что проведет свой последний сезон в составе «Renault» в полную силу и не будет думать о новой команде вплоть до окончания последней гонки 2006 года.

Это значит, что с 2007 года кому-то — Кими Райкконену или Хуану-Пабло Монтойе — придется освободить место для испанца. Скорее всего, это будет Райкконен — молва упорно пытается приписать финну переход на место Михаэля Шумахера в «Ferrari». Хотя это, скорее всего, станет возможным только после того, как сам Михаэль примет решение уйти. И, видимо, этот момент уже не за горами. Говорят, у семикратного чемпиона появилась идея обзавестись собственной командой. По крайней мере такие слухи распускает оставшийся не у дел после продажи своей команды Эдди Джордан. Скорее всего, с деньгами на конюшню у Шумахера проблем не будет — спонсоры вряд ли откажутся поддержать столь раскрученный «бренд».

А вот захочет ли сам Михаэль продолжать жить в напряженном ритме «Формулы-1»? Безусловно, Шумахера отличают редкая работоспособность и скрупулезность, столь необходимые для «капитана» команды. Однако история «Формулы-1» не знает ни одного бывшего чемпиона, способного долго и эффективно управлять командой. Например, те же Ален Прост и Джеки Стюарт потерпели сокрушительное поражение в столкновении с бизнес-реалиями «королевских гонок». С другой стороны, история «Формулы-1» раньше и не знала такой личности, как Михаэль Шумахер... Ко всем прочим своим заслугам немецкий пилот славится умением собирать вокруг себя профессионалов и добиваться от них того, чего хочет. Пример тому — восставшая из затяжного кризиса «Ferrari».

А вот хватит ли ему времени, мотивации и везения совершить то же самое с конюшней из Маранелло во второй раз в своей карьере? Такой сезон, как прошлый, можно было бы посчитать пощечиной и для менее титулованного пилота. И похоже, в этом году «Ferrari» не светит возвращение былой славы непобедимой команды. По крайней мере, во время предсезонных тестов впереди уверенно держались «Renault» и «Honda».

Свежее шасси «Ferrari» 248F1 является абсолютно новым, но пока не радует ни своих создателей, ни тех, кто его эксплуатирует. От негативных комментариев в адрес новой машины не удержался даже Фелипе Масса. Бразилец заявил, что команде нужно сделать немало, чтобы преодолеть отставание от «Renault» и «Honda». Отчасти проблемы «Ferrari», по традиции, списываются в адрес «Bridgestone», которые по-прежнему уступают «Michelin». Есть претензии и к аэродинамике. Дизайн шасси отражает изменения в регламенте, например, уменьшены радиаторы. Изменено расположение зеркал. Кроме того, в новой аэродинамике заметны тенденции прошлогодних McLaren и Renault — заниженный «нос» и изогнутые верхние антикрылья. Все эти меры были призваны сделать аэродинамику более эффективной, но результаты тестов стали обескураживающими. По крайней мере прошлогодний Ferrari F2004 с «придушенным» по всем новым правилам трехлитровым двигателем едет быстрее своего преемника.

В отличие от «Ferrari», подготовивших совсем новую машину, McLaren MP4-21 2006 года представляет собой эволюционную модель — за основу взята конструкция прошлогоднего МР4-20. Как и у «красных жеребцов», новый болид «McLaren» едет не так быстро, как бы того хотелось всем заинтересованным лицам. Босс «Mercedes-Benz» Норберт Хауг уже публично признал, что новый мотор V8 объемом 2,4 литра оставляет желать лучшего. Более того, Хауг не уверен, что положение удастся серьезно улучшить к началу сезона. Свое «фе» высказал и Кими Райкконен.

«Williams», постепенно перебравшаяся из числа топ-команд в компанию середняков, скромно заявляет, что снова намерена появиться впереди на новом FW28. Правда, все же есть большие сомнения в том, что скромный «Cosworth» успеет приспособиться к изменениям в правилах «Формулы-1» столь же быстро, сколь и заводские монстры.

В общем, сезон еще не начался, но уже можно констатировать, что изменением моторной формулы FIA устроила веселую жизнь как минимум половине команд. Но Мосли и Ко на этом останавливаться вовсе не собираются. В голове президента FIA зреют новые гениальные идеи о том, как сделать гонки дешевле. В идеале чиновники хотели бы уронить бюджеты каждой из команд до ста миллионов долларов.

Очередная идея FIA — в 2011 году отменить ограничения на число цилиндров. Вместо этого предлагается ограничить максимальное количество топлива, которое может быть израсходовано в гонке. Еще одна гениальная мысль — запретить командам менять аэродинамику чаще трех раз в год. Предполагается, что это сократит расходы на испытания в аэродинамической трубе.

В любом случае FIA может вогнать в рамки количество используемых в гонках шин, моторов, топлива и т.д., но не может сунуть свой вездесущий нос в святая святых — засекреченные конструкторские бюро и исследовательские центры. И слава богу. Хотя «Формула-1» давно уже не является испытательным полигоном автомобильных инноваций, но превратиться в некий монокласс второсортных автомобилей, пусть даже и зрелищный, она просто не имеет права. Тем более что сокращенные по инициативе FIA расходы, убывая в одном месте, прирастают в другом. Что ж, видимо, юрист Макс Мосли физику учил уже давно, и один из главных законов природы — закон сохранения — изрядно подзабыт…

Однако, словно наплевав на картинки формулического армагеддона, которые упорно рисует FIA, «Формула-1» продолжает процветать. Уходят одни команды, но на их место приходят новые игроки. Разорился «Jordan»? Пожалуйста — открыта дорога для российской конюшни MF1. Ушел «Ford»? Нет проблем, «Jaguar Racing» куплена «Red Bull» и с первого же сезона демонстрирует впечатляющие успехи. Вплоть до того, что в этом году появилась еще одна команда «Красного быка».

А буквально в последний момент в «Формуле-1» образца 2006 года родилась еще одна конюшня. Это «Super Aguri F1», возглавляемая известным в прошлом гонщиком Агури Сузуки, чье будущее висело под вопросом, поскольку команда опоздала к моменту подачи заявок для участия в чемпионате мира 2006 года. Что самое обидное, необходимые средства для внесения взноса на участие в чемпионате были все-таки найдены. Однако оставался еще один способ — получить согласие всех остальных команд «Формулы-1», что новая команда и сделала. Заявка от японской конюшни была все-таки принята FIA. «Super Aguri» наряду с «Ferrari», «Toyota», «Williams» и MF1 поедет на шинах «Bridgestone». Поставщиком моторов стала «Honda». Не явилось сюрпризом то, что гонщиками «Super Aguri F1» стали японцы — ветеран «Формулы-1» Такума Сато и новичок Юджи Иде (до этого выступал в «Formula Nippon»). Увы, но, несмотря на свой богатый опыт в «королевских гонках», Сато не так хорошо говорит по-английски, а инженеры у Сузуки — европейские…

Так что «Формула-1» продолжает оправдывать репутацию вида автоспорта номер один. 11 команд, 22 пилота выйдут на старт 18-го Гран-при 2006 года (в последний момент было отменено Гран-при Бельгии), и кто в итоге возглавит борьбу за победу, остается только гадать.


ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВИЛАХ НА 2006 ГОД

КВАЛИФИКАЦИЯ

В 2006 году квалификация будет состоять из двух 15-минутных сессий и одной финальной 20-минутной. В первой части участвуют все 22 машины, отсеивается шесть самых медленных — они займут первые шесть мест с конца стартовой решетки. В следующей 15-минутке из оставшихся 16 «вылетят» еще шестеро (11—16-е места на решетке). А поул-позишн и первые пять рядов стартового поля распределятся в финальном заезде из оставшейся самой быстрой десятки пилотов. На последнюю сессию машины уйдут с таким же запасом топлива, с которым они начнут гонку. В конце квалификации в баки будет добавлено топливо, израсходованное за эту 20-минутку.


МОТОРЫ

С 2006 года объем двигателя уменьшается с трех литров до 2,4, а количество цилиндров — до восьми. FIA может разрешить некоторым командам использовать «придушенные» моторы V10 образца 2005 года, если у них не будет конкурентоспособных V8. Их уравняют по силам с 2,4-литровыми моторами с помощью ограничителей оборотов.


ШИНЫ

А вот здесь произошли послабления. С 2006 года менять шины в гонке можно! Кроме того, увеличено количество разрешенных к использованию комплектов резины: теперь это семь комплектов «сухой», четыре так называемой промежуточной и три — «дождевой». Окончательный выбор «сухого» комплекта производится перед квалификацией.