Не подмажешь – не поедешь?

Двигатель машины в отличие от каши маслом испортить очень даже можно. Достаточно применить смазку неподходящей марки или хронически затягивать сроки регламентных замен.

Двигатель машины в отличие от каши маслом испортить очень даже можно. Достаточно применить смазку неподходящей марки или хронически затягивать сроки регламентных замен.


Любое моторное масло состоит из «основы» (базового масла) и растворенного в нем пакета присадок. Основа по роду исходного сырья может быть либо нефтяной (минеральной), либо синтетической. При прямой перегонке мазута из него выделяются масляные фракции с низкой вязкостью. Такие минеральные основы называются дистиллятными. «Основы» повышенной вязкости получают из гудрона и полугудрона. Эти масла называются остаточными. Для получения базового масла с заданным уровнем вязкости дистиллятные и остаточные основы смешивают в определенных пропорциях.

Сейчас все большее распространение получают масла на синтетической основе — диэфирные, полиалкиленгликолевые,

фторуглеродные, силиконовые и другие. Они выполняют те же функции, что и минеральные, но делают это на более качественном уровне. У синтетических масел

более низкая, чем у минеральных, температура застывания (до –60°C) и очень высокий индекс вязкости.

«Синтетика» при температурах свыше 100°C не становится слишком текучей. Благодаря этому масляная пленка, разделяющая поверхности трения, не разрушается в экстремальных тепловых режимах.

К прочим достоинствам синтетических масел относят малую склонность к образованию нагаров и лаков (прозрачных и очень прочных малорастворимых отложений). Кроме того, синтетические смазки мало, по сравнению с минеральными, испаряются и угорают во время работы двигателя. Синтетика требует минимального количества загущающих присадок, а особо высококлассные ее сорта не требуют таких добавок вообще.

Все эти свойства синтетических масел способствуют снижению общих механических потерь в двигателе и уменьшению износа деталей. Кроме того, их ресурс превышает ресурс минеральных смазок в пять и более раз — существует «синтетика», которую можно менять через 50 тыс. км пробега.

Одно плохо в синтетических маслах — они в три—пять раз дороже минеральных. Из-за этого производители масел выпускают полусинтетические масла. Для этого в минеральное масло вводят 25—50% синтетики. И по своим качествам, и по цене полусинтетика находится между синтетикой и минеральными маслами. Где именно — зависит от количества синтетической составляющей. Современные двигатели таковы, что применение масел, не содержащих никаких присадок вообще, для них смерти подобно. По этой причине все современные моторные масла содержат в своем составе пакет присадок, объемная доля которого может достигать 20%.

Более 90% мирового рынка присадок для моторных масел контролируется несколькими фирмами-гигантами: «Lubrizol», «Infineum», «Oronite» и «Afton». Различают несколько типов присадок для моторных масел.

Прежде всего стоит упомянуть о вязкостно-загущающих присадках. Это высокомолекулярные полимеры. Механизм их действия основан на изменении формы молекул в зависимости от температуры. При низких температурах такая молекула уменьшается в объеме и не оказывает никакого влияния на кинематическую вязкость масла. С повышением температуры молекула полимера начинает увеличиваться в объеме. Это приводит к тому, что при нагреве вязкость масла снижается в меньшей степени, чем в отсутствие присадки.

Масла, в состав которых входят вязкостные присадки (до 10%), называют загущенными — это зимние и всесезонные сорта. Ведущие производители моторных масел производят сейчас в основном именно всесезонные масла. Их применение избавляет потребителя от сезонных замен масла.

В двигателе имеется множество пар трения, где масло подвергается высоким сдвиговым нагрузкам, которые разрушают молекулы загустителя. Это приводит к потере первоначальной вязкости масла и уменьшению толщины смазывающей пленки, а продукты разложения присадок образуют нагар и лаковые отложения. По этой причине масла с вязкостями 5W-50 или 10W-60 ориентированы на спортивное применение, где интервалы замены очень невелики. Они предназначены для экстремальных условий эксплуатации, когда важны только их высокие вязкостные свойства.

Еще один немаловажный тип присадок — моющие. Их профиль — борьба с отложениями на деталях двигателя. Они вымывают продукты окисления масла и износа деталей. Одновременно происходит химическое дробление крупных частиц нагара на мелкие.

Функция противоизносных присадок понятна из названия. Механизм их действия заключается в образовании защитной пленки на поверхностях трения. Их запас в масле расходуется по мере работы двигателя. Противоизносные и противозадирные присадки содержат хлор, фосфор и серу. Их доля может доходить до 2% объема масла.

Антиокислительные присадки называют еще ингибиторами. В процессе работы масло подвергается воздействию высоких температур, кислорода воздуха и окислов азота. При этом образуются кислоты. Именно с ними борются антиокислительные присадки. Во многом именно благодаря их появлению интервалы замены моторных масел достигли современного уровня. Их содержание в масле — до 3%.

Присадки-ингибиторы коррозии призваны защищать поверхность деталей двигателя от коррозии, вызываемой кислотами, образующимися при окислении масла и присадок. Механизм их действия — образование защитной пленки на поверхностях деталей и нейтрализация кислот. Ингибиторы ржавления защищают стальные и чугунные стенки цилиндров, поршни и кольца.

Практически все производители масел используют в своих рецептурах так называемые модификаторы трения. Это присадки, снижающие коэффициент трения между трущимися деталями, что в конечном счете приводит к повышению экономичности двигателя. Наиболее известные модификаторы трения — графит и дисульфид молибдена. Их очень сложно использовать, поскольку они нерастворимы в масле. Грубо говоря, они могут присутствовать в нем только в виде взвеси. Это требует введения в масло дополнительных веществ-дисперсантов и стабилизаторов. Но и эти ухищрения не позволяют использовать такие смазки в течение длительного времени. Поэтому в качестве модификаторов трения обычно используют маслорастворимые эфиры жирных кислот, формирующие на металлических поверхностях слой молекул, снижающих трение.

В ассортименте компании «Liqui Moly» для двигателей спортивных авто имеется масло «Synthoil Race Tech GT 1 SAE 10W-60». Это полностью синтетическое масло на основе полиальфаолефинов. Предназначено для работы в экстремальных режимах. Кроме того, оно подходит для применения в двигателях с турбонаддувом. Масло защищает двигатель от износа и возникновения задиров на деталях при высоких температурах — до 180°С в поддоне.

Оно может быть использовано и в изношенных двигателях, так как за счет высокой вязкости повышает и стабилизирует давление в масляной системе, предотвращая дальнейший износ деталей.

Смазку характеризует низкая испаряемость, что обусловливает малый расход на угар. Кроме того, производитель гарантирует для этого масла высокий индекс вязкости, высокую температуру вспышки и стойкость к старению. По стандарту API моторное масло «Synthoil Race Tech GT 1 SAE 10W-60» имеет одну из самых высоких спецификаций — SL/CF.

Украинская компания «Хадо» предлагает потребителям собственную линейку масел под названием «Atomic Oil». В качестве базовой составляющей тут используются масла из нефти Северного моря, масла гидрокрекингового синтеза, полиальфаолефины и эстеры от ведущих европейских производителей.

Пакет присадок для рецептуры «Atomic Oil» поставляют ведущие мировые производители присадок — «Lubrizol», «Infineum», «Oronite».

Как уверяют представители компании, главная изюминка масел этой серии — присутствие в их составе некой субстанции под названием «атомарный ревитализант». Ревитализация — это технологическое ноу-хау «Хадо». Созданные на его основе продукты, как полагают в компании, обладают уникальными ремонтными, восстанавливающими и защитными свойствами — препятствуют атомам металла покидать трущиеся поверхности. Помимо прочего это позволяет экономить энергоносители и ресурсы, сохранять окружающую среду.

Производственная программа по выпуску «атомных» включает сейчас в себя 18 моторных, 4 трансмиссионных и два специальных масла.

Компания «Castrol» представляет новый ассортимент полностью синтетических моторных масел.

Разработанные для «Edge» присадки предотвращают износ двигателя, борются с отложениями, нейтрализуют кислоты и снижают степень окисления масла. И при критически высоких температурах, и в сильный мороз масло сохраняет эксплуатационные свойства. Пакет моющих присадок поддерживает двигатель в чистоте, эффективно ухаживая за его деталями.

Масла линейки «Edge» содержат специальные компоненты, способствующие экономии топлива, без ущерба для защитных свойств масла. При максимальных нагрузках двигатель активно «греется». Производитель обещает, что, используя это масло, автовладелец снижает вероятность перегрева мотора на высоких оборотах и при высоких нагрузках.

Как заявляют специалисты российской компании «Biol-Technology», производимые ею активные масла отличаются от обычных «высокой степенью взаимодействия полярных групп соединений масла с поверхностью металла». При этом на деталях двигателя формируется устойчивая пленка, с помощью которой и достигается их максимальная защита от износа. Масла с маркой «Biol» подходят для всех типов бензиновых и дизельных двигателей. И для моторов, и для трансмиссий запускают синтетический и полусинтетический варианты, а также масла на минеральной основе. «Biol-Technology» предлагает еще одну новинку: активные двухкомпонентные масла для экстремальных условий эксплуатации. Они состоят из активного масла и так называемого эпиламирующего состава. Для активной масляной среды этот состав служит «транспортировщиком» в зону трения, где эпилам воздействует непосредственно на поверхность сопряженных деталей.


НАША СПРАВКА

В Европе, США, Японии и других странах действует классификация по вязкости — SAE. Согласно ей масла делят на летние, зимние и всесезонные. Зимние масла обозначают буквой «W». SAE разделяет моторные масла на 10 классов, отличающихся по вязкостно-температурным характеристикам. Типичные обозначения зимних масел — 0W, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W, летних — 20, 30, 40 и 50. Чем ниже число, указывающее класс зимнего масла, тем ниже температура, при которой масло сохраняет работоспособность, т.е. может смазывать трущиеся поверхности, свободно поступая к ним. Чем больше число в классе летнего масла, тем при более высоких температурах масло остается вязким, сохраняя устойчивую масляную пленку между трущимися деталями. Класс вязкости всесезонного масла обозначают через тире, например 10W-40; причем чем больше разница первого и второго чисел в обозначении, тем в большем диапазоне температур может работать это масло.

Существует также принятая во многих странах классификация API (Американского нефтяного института), которая связывает эксплуатационные свойства масел с условиями работы двигателя. Условия применения масел обозначаются двумя буквами: первая определяет тип двигателя (S — бензиновый, С — дизель), вторая (А, В, С, D, E, F, G, H) — уровень эксплуатационных свойств моторного масла. Причем условия применения масла ужесточаются соответственно возрастанию порядкового номера буквы в алфавите. Масла классов SA и CA предназначены для нефорсированных двигателей, сконструированных до 70-х годов, работающих с малыми нагрузками. А масла классов SH и CD — для высокофорсированных многоклапанных двигателей и двигателей с наддувом, работающих в тяжелых условиях эксплуатации при высоких нагрузках (модели выпуска с 1989 года). На упаковках обычно ставят обозначения классификации масла по обеим системам.


Индекс вязкости — изменение вязкости жидкости в зависимости от изменения температуры. Если вязкость жидкости от температуры зависит мало, значит, у нее высокий индекс вязкости.


КСТАТИ

Все присадки, входящие в состав моторного масла, как правило, поставляются в виде сбалансированного пакета присадок. В нем соотношение компонентов четко фиксировано и проверено на совместимость. Именно по этой причине большинство производителей техники и смазочных материалов категорически запрещают пользователям лить дополнительные присадки в масла. Разработка нового пакета присадок часто занимает не один год и может стоить несколько миллионов долларов. Пакеты присадок смешивают по определенной рецептуре с базовыми маслами. Каждая присадка, подобно лекарству, оказывает не только прямое действие, но дает и побочные эффекты. Некоторые присадки сильно влияют друг на друга. Иногда с взаимоуничтожающим результатом.

Поэтому подбор пакета — дело тонкое. Стремясь избежать мороки с этой «алхимией», производители пытаются создавать единую присадку на все случаи жизни. В какой-то мере это удается. Появляются и находят применение многофункциональные, или комплексные, присадки. Например, вещество с непроизносимым названием «диалкилдитиофосфат» цинка или бария обладает свойствами противоизносных, противоокислительных, противокоррозионных и моющих присадок.


Не рекомендуется применение масел более высокого класса, нежели указано изготовителем авто. При замене масла обязательна смена и масляного фильтра. Не стоит смешивать масла разных марок одного производителя. То же самое относится и к идее смешивания масел одной марки, но от разных производителей.

После двух-трехразовой замены масла рекомендуется промыть систему смазки двигателя.