Гаишникам приготовлены камеры

Гаишники предпочитают,чтобы о них говорили как о покойниках: либо хорошо, либо ничего. Вот только поводов помянуть служивых добрым словом в последнее время находится совсем немного. Впрочем, по мнению главного постового страны генерал-лейтенанта милиции Виктора Кирьянова, в ближайшие два-три года общественность должна кардинально изменить свое отношение к ГИБДД — в рамках программы по повышению безопасности на российских дорогах планируется существенно преобразить имидж тружеников свистка и жезла.

Гаишники предпочитают, чтобы о них говорили как о покойниках: либо хорошо, либо ничего. Вот только поводов помянуть служивых добрым словом в последнее время находится совсем немного.

Впрочем, по мнению главного постового страны генерал-лейтенанта милиции Виктора Кирьянова, в ближайшие два-три года общественность должна кардинально изменить свое отношение к ГИБДД — в рамках программы по повышению безопасности на российских дорогах планируется существенно преобразить имидж тружеников свистка и жезла.

Как именно будут облагораживать инспекторов в глазах автомобилистов, достоверно не известно, но поговаривают, что финансисты должны расщедриться и положить придорожным милиционерам такую зарплату, при которой марать руки о взятки им просто не захочется. Но в это, откровенно говоря, верится с большим трудом. Причем не только нам, но и комсоставу ГАИ. Иначе как объяснить, что в ближайшее время генералы собираются заменить дорожных милиционеров на приборы видеофиксации нарушений:

— Есть еще много проблем в части внедрения автоматизированных систем контроля за дорожной обстановкой, — говорил на недавней пресс-конференции Виктор Кирьянов. — К примеру, еще не отрегулировано законодательство в этом вопросе. Но в том, что нарушения ПДД необходимо протоколировать с помощью техники, — сомневаться не приходится, ведь все конфликты и поводы для взяток возникают в силу человеческого фактора. А с компьютером и фотографией нарушения, как говорится, не поспоришь...

Почти во всех странах Европы дорожная полиция давно перешла на «почтовый» образ жизни — только и делают, что рассылают нарушителям квитанции и фотографии. Любой гражданин — от рядового водителя до шефа полиции — одинаково отвечает перед законом.

Однако в том, что Россия может последовать примеру европейских государств, приходится усомниться, ведь для принятия соответствующих поправок в КоАП РФ придется чем-то умасливать депутатов, а им быть такими же рядовыми гражданами, как все мы, не с руки. Простой пример: в 2005 году российские парламентарии по-крупному нарушили Правила свыше 2500 раз. И это только грубые проступки (выезд на «встречку», проезд на запрещающий сигнал светофора, нарушение правил проезда железнодорожных переездов и незаконное использование спецсигналов), попавшие в поле зрения сознательных гаишников. А сколько депутатского беспредела осталось за кадром, даже вообразить страшно. Но комичность ситуации заключается в том, что максимальное наказание, которому подвергались народные избранники, — легкий выговор на заседании партии. Вот живой пример. Автомобиль члена фракции ЛДПР Леонида Слуцкого в прошлом году попал в милицейскую статистику аж 63 раза! Но ни за одно нарушение депутат (или его водитель) не понес наказания. Ну разве захочет такой беспредельщик лишаться «прав» и исправно платить штрафы?

А теперь давайте представим, что по вине депутатов или каким-то иным причинам федеральная целевая программа по БДД, на реализацию коей выделен не один миллиард «деревянных», с треском провалится. Кто в этом случае возьмет на себя ответственность за пущенные на ветер средства?

— У меня нет ни малейших сомнений, что к 2012 году цифрами и фактами мы докажем эффективность программы, — заявил генерал Кирьянов. — Первые результаты нашей работы увидите уже в 2007—2008 годах. Соглашусь, что во многом успех будет зависеть от законодателей, но, к счастью, они осознают проблемы безопасности дорожного движения, и в начале апреля в Госдуме состоятся парламентские слушания, где специалисты обсудят законопроект (в нем 65 поправок!) по ужесточению ответственности за нарушения ПДД. Знаю, что самые жаркие дебаты будут вокруг предложения вернуть балльную систему наказаний, но поверьте, что талоны предупреждений необходимы — масса примеров, когда водителей за пьянку наши инспектора задерживали по 8—9 раз в год! За подобное наплевательство на закон, считаю, надо пожизненно лишать «прав»...

Суровые законы, безусловно, способны приструнить нарушителей, но проблема в том, что любую норму права гаишники умеют трактовать на свой лад. Как, например, в случае с «автогражданкой». Известно, что просроченный полис ОСАГО в течение 30 дней страховщики признают действующим, то есть в случае ДТП компенсируют пострадавшему ущерб. Некоторые гаишники придерживаются аналогичной точки зрения, но вот иные служивые говорят, что 30 дней — это для страховых компаний, а нам — платите штраф.

Как быть с подобными проявлениями фривольной трактовки законов, главный гаишник страны ответить не смог. Во всяком случае — пока. А тем временем молчание генерала все больше приближает нас к США, где в каждом штате действуют свои законы. Только представьте: проехали на запрещающий сигнал светофора в Москве — вас оштрафовали, в Твери — лишили «прав», игнорировали электронного регулировщика в Воронежской области — гаишники вас без суда и следствия кинут в «кутузку», ну а если спутали «красный» с «зеленым» где-нибудь в Магадане — не ровен час на фонарном столбе повесят. Что, впрочем, тоже можно считать неплохим стимулом научиться водить по Правилам.