Гора свеч

Сейчас на прилавках магазинов всевозможным свечам от NGK, «Bosch», «Champion», «Brisk» и «Beru» на рынке «противостоит», в сущности, только отечественная марка APS. Да и та подконтрольна иностранному капиталу.

Сейчас на прилавках магазинов всевозможным свечам от NGK, «Bosch», «Champion», «Brisk» и «Beru» на рынке «противостоит», в сущности, только отечественная марка APS. Да и та подконтрольна иностранному капиталу.

Для переднеприводных ВАЗов японская NGK предлагает более-менее «бюджетные» свечи, например, модель BPRGES-11 по цене 60—70 рублей. Для заднеприводных предназначена свеча BPGES — 45—50 рублей. Обладатель газовской легковушки может побаловать своего «коника» свечой B6L (60—70 рублей).

«Bosch», один из пионеров освоения российского рынка запчастей, предлагает для «девяток» и «десяток» как простенькие FR7DCU по 30—40 рублей, так и рекламируемые в качестве суперпродвинутых, c платиной на электродах WR7DP — уже по 100—110 за штучку. Для «классики» тоже есть подходящие «запалы» — W7DC по цене около 30 рублей.

«Beru», как и конкуренты, готова угодить любой категории автовладельцев. Переднеприводным — модель 14R-7DUX по 50—60 целковых. Жигулевской «классике» — 14R-7DU по 40—45 рублей, а «Волгам» — 14-6DU по той же цене.

Достаточно известный на нашем рынке бренд «Champion» представлен и на «свечном» рынке. Так, для вазовского «десятого» семейства предлагается свеча зажигания N9YCC по 90—100 рублей за одну штуку. Для заднеприводных авто той же марки — RN9YC по 45—55 отечественных денежных единиц. Газовские легковые модели авто фирма готова снабжать комплектами L92-YC по 60—70 рублей за одну свечку.

На фоне таких цен изделия от братско-славянского «Brisk» выглядят гораздо более доступными. Так, свечи для моторов семейств ВАЗ-2108 и 2110 марки DR15YC на прилавках магазинов стоят 25—30 рублей. К ВАЗ 2101-2107 подойдут L15YC по практически тем же ценам. Любопытно, что и для «Волг» свечи этой фирмы с индексом N17-C стоят те же 25—30 рублей.

Буквально на несколько рублей, но дешевле, чем «чехи», продаются российские свечи зажигания марки APS. Владелец переднеприводного ВАЗа потратит около 25 рублей на покупку одной свечи модели, например, А17ДВ. Деталь с такой же маркировкой, но предназначенная для заднеприводного продукта тольяттинского машиностроения, будет стоить практически столько же — разница в один рубль в большую или меньшую сторону тут погоды не делает. Свеча А14ДВР для двигателя автомобиля марки ГАЗ также стоит не более 25 рублей.

Недавно на российском рынке появилась новая свеча «Bosch-Super 4», работающая по принципу скользящей по воздуху искры и оснащенная четырьмя тонкими электродами. Центральный электрод заострен и имеет серебряное покрытие. Такое исполнение имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными конструкторскими решениями. В зависимости от нагрузки на двигатель и степени его износа искра сама находит наилучший путь для надежной работы. В отличие от других свечей зажигания новинка допускает восемь различных путей прохождения искры. Производитель уверяет, что эта свеча способствует увеличению отдачи мощности двигателем. Отчасти это объясняется улучшением качества процесса искрообразования: эффективная мощность свечи на 60% выше, чем у обычных аналогов.

Неплохо зарекомендовала себя и другая свеча из фирменной серии «Super» — «Bosch Super Plus». Ее электроды покрыты слоем металла иттрия. Во время работы свечи он создает липкий слой окиси, делающий свечу заметно более устойчивой к износу и высоким температурам. Созданные по этой технологии свечи компания предлагает даже для отечественных карбюраторных авто. «Bosch» — единственный на сегодняшний день производитель, занимающийся массовым производством свечей зажигания со сплавом иттрия.

Еще одна изюминка этой свечи — применение в ее конструкции точечного заземляющего электрода. Благодаря ему свеча дает оптимальные характеристики сжигания топливной смеси с помощью каталитического дожигателя выхлопных газов. Свечи «Super Plus» уже используются для установки на конвейере «Audi», «Fiat», «Merсedes-Benz», «Opel», «Peugeot», VW.

Компания «Denso» представляет на российском рынке новую марку своих свечей зажигания — «Iridium power». В их конструкции впервые в мире применен иридиевый центральный электрод диаметром 0,4 мм. Что обеспечивает исключительную воспламеняемость топливной смеси и снижение энергозатрат, необходимые для искрообразования. Тем самым гарантируется уменьшение числа пропусков и сбоев зажигания при значительном улучшении процесса сгорания. Благодаря устойчивому зажиганию значительно улучшаются динамические характеристики мотора. В частности, повышается его мощность при разных режимах эксплуатации авто.

Ультратонкий иридиевый центральный электрод даже на холостом ходу обеспечивает оптимальные условия для сгорания топлива с одновременным снижением его расхода и шума двигателя. Комплект свечей «Denso Iridium power» в магазине стоит примерно 1200—1500 рублей.

Компания «NGK Spark Plug Europe GmbH» представляет новые свечи зажигания PZFR6J-11 и PFR6U-11G. Свеча PZFR6J-11 найдет применение на 6,0-литровых 12-цилиндровых двигателях «Audi» и «Volkswagen» мощностью 309 кВт и 331 кВт. Такие двигатели установлены, например, на Audi A8 и VW Phaeton. В дальнейшем эта свеча будет использоваться в двигателях моделей Touareg, Golf IV и Bora. Свеча зажигания PFR6U-11G выводит двигатель объемом 3,0 л модели Audi А4 (163 кВт) на максимальную мощность.

Отличительная особенность обеих двойных платиновых свечей зажигания — и центральный, и боковой электроды покрыты благородным металлом с помощью метода лазерной сварки. Износостойкость платины наряду с более продолжительным сроком службы свечей зажигания дает возможность использовать электроды крайне филигранных форм. Это способствует уменьшению необходимого напряжения на электродах и гарантирует оптимальное искрообразование и сгорание топлива.

Так как в упомянутых двигателях катушка зажигания и штекер свечи зажигания образуют единый блок, в новых свечах применены керамические изоляторы без барьера тока поверхностной утечки. Благодаря этому существенно облегчается монтаж-демонтаж свечей.

Розничная стоимость одной такой свечи — около 600 рублей.


НАША СПРАВКА

В первую очередь свечи различаются геометрическими параметрами корпуса. Главные из них — диаметр и длина резьбовой части корпуса свечи. Последнюю частенько называют «длиной рубашки» свечи.

Кроме того, свечи разнятся значениями калильного числа. Численное значение этой характеристики тем больше, чем свеча «холоднее». «Холодная» свеча менее интенсивно поглощает тепло из камеры сгорания, у нее высокое калильное число. «Горячая» нагревается сильней, и ее калильное число соответственно меньше.


КСТАТИ

По состоянию свечи можно многое понять о характеристиках процесса сгорания топлива, составе смеси и качестве бензина. В нормальном состоянии керамическая юбка центрального электрода свечи равномерно покрыта серо-коричневыми или кофейного цвета отложениями. Выгорание электрода выражено умеренно.

Бархатисто-черный сухой налет копоти возникает при переобогащенной воздушно-топливной смеси. Наиболее вероятные причины — сбой в системе управления инжекторного двигателя (например, отказ или неверные показания лямбда-зонда) или засор воздушного фильтра.

Черный маслянистый нагар на электродах и изоляторе указывает на неправильный температурный режим работы свечи — ее калильное число слишком велико для данного мотора. Аналогичную картину дает попадание масла. Девственно-белый цвет изолятора— признак перегрева свечи. Значит, ее калильное число слишком низко для таких условий работы. Если же в правильности подбора типа «запала» сомнений нет, то стоит проверить, не слишком ли большой выставлен угол опережения зажигания. Аналогично проявляется работа двигателя на бензине с низким октановым числом или обедненной воздушно-топливной смеси.

Трещины на керамической юбке центрального электрода, приводящие в конце концов к сколам на его изоляторе, вызываются слишком ранним моментом зажигания и неправильной величиной зазора между электродами свечи.