1592

Паркет для любого пола

Многие автолюбители, выбирая подержанную машину, презрительно отворачиваются от Toyota RAV4, считая его «женским» автомобилем. Однако если первое поколение модели еще можно было назвать «игрушкой», то второе стало выглядеть намного серьезней. Хотя, конечно, «брутальным» автомобилем для бородатых мужиков, умеющих пить чистый спирт без закуски, Toyota RAV4 образца 2000—2005 годов все равно назвать сложно.
Поделиться

Многие автолюбители, выбирая подержанную машину, презрительно отворачиваются от Toyota RAV4, считая его «женским» автомобилем. Однако если первое поколение модели еще можно было назвать «игрушкой», то второе стало выглядеть намного серьезней. Хотя, конечно, «брутальным» автомобилем для бородатых мужиков, умеющих пить чистый спирт без закуски, Toyota RAV4 образца 2000—2005 годов все равно назвать сложно.

Что такое RAV4, мир узнал в 1994 году. И именно с момента своего дебюта «лягушонок» (именно так прозвали первый RAV4) является законодателем мод среди подобных автомобилей, которые сейчас пользуются все большим спросом. Но помимо того, что RAV4 первого поколения фактически открыл класс «паркетников», он стал популярным еще и потому, что был достаточно надежным и неприхотливым в эксплуатации. Создавая второй RAV4, японские инженеры сумели сохранить эти важные качества.

Преимущества Toyota RAV4 второго поколения перед первым заключаются не только в более современном внешнем виде. Важнее то, что в салоне автомобиля стало просторнее.

На рынке секонд-хенд сейчас можно встретить как автомобили, сделанные в период с 2000 по 2003 год, так и рестайлинговые модификации. Принципиальной разницы между ними нет, а модернизированные авто можно узнать по иному переднему бамперу, круглым, а не прямоугольным «противотуманкам», а также по решетке радиатора с одной большой полоской (раньше были две маленькие) и по «прозрачным» фарам.

В европейской части России чаще всего продаются машины, изначально реализованные в нашей стране или привезенные к нам из США/Канады. Конечно, порой можно найти и «рафик» из Европы, однако такие экземпляры в приличном состоянии стоят дороже американских или российских аналогов. Поэтому если перед вами стоит сверкающий новенькой краской RAV4 с бумажкой «неделя из Германии», относитесь к нему с особой осторожностью. Не исключено, что красавец уже побывал в достаточно серьезном ДТП и был потом восстановлен, скажем, в Литве. Попадаются машины из Японии, обычно в очень хорошем техническом состоянии, но с рядом всем известных недостатков. По словам специалистов, американские RAV4 брать можно, но перед покупкой нужно тщательно проверить их двигатель и трансмиссию. Дело в том, что в США любят использовать дешевые минеральные масла, которые водители меняют далеко не всегда в нужное время.

Как правило, большинство RAV4 плотно «напичканы» электроникой. По словам механиков, даже у машин, проданных изначально в России шесть лет назад, никаких «глюков» электроники нет. Конечно, какие-то единичные поломки случаются, но крайне редко. Вот разве что есть претензии к штатному аккумулятору емкостью 45 Ач. Зимой его энергии может не хватить для запуска двигателя, особенно если аккумулятор уже «уставший». Поэтому настоятельно рекомендуется поискать подходящую батарею большей емкости (с этим сложности — размер у «тойотовского» аккумулятора не совсем стандартный, и поэтому некоторые водители возят с собой в багажнике запасной, особенно когда выезжают далеко за город).

Чаще всего под капотом Toyota RAV4 стоит двигатель объемом 2,0 л, выдает 150 л.с. (на японском рынке — 152 л.с. или 155 л.с.). Однако в продаже можно найти машины и с другими силовыми агрегатами. В частности, есть автомобили с 1,8-литровым мотором мощностью 125 л.с. (его обычно ставили на переднеприводные версии RAV4 — бывали и такие), а в США продавали

«рафик» с самым мощным 2,4-литровым агрегатом, выдававшим 163 л.с. Еще имелся дизель объемом 2,0 л. (116 л.с.). Все без исключения двигатели подходят для второго поколения RAV4, хотя 1,8-литровый бензиновый мотор и дизель иногда называют «дохлыми». Но на самом деле при эксплуатации в городе и их «лошадок» хватает для уверенного перемещения в пространстве (даже у дизельного RAV4 максимальная скорость составляет 170 км/ч, а время набора 0—100 км/ч занимает 12,1 секунды). Но в России двигатели «Toyota» любят не за динамику. Их главное достоинство — в надежности, о которой уже складывают легенды.

И действительно, особо рассказывать о двигателях RAV4 нечего. Мастера, занимающиеся Toyota, конечно, видели «убитые» моторы, но обычно такое случается только из-за владельца автомобиля, не менявшего, скажем, масло по 20000—30000 км и постоянно загонявшего стрелку тахометра в красную зону (вообще, масло здесь нужно обновлять через каждые 10000 км).

Обычно моторы требуют только замены свечей зажигания раз в 15000—20000 км, но в столь небольшом сроке их службы виноват лишь наш бензин. Изначально «Toyota» устанавливает дорогие платиновые свечи, однако опыт показывает, что можно совершенно спокойно покупать обычные —

их ресурс примерно такой же. Клапаны обычно никто не регулирует, так как с ними ничего не случается и после 180 000—200 000 км. Нет надобности обновлять и ремень ГРМ — в двигателях применяется очень надежная цепь, которая, по оценке механиков, выдержит и 300000 км.

Из тех поломок, что случаются крайне редко, но все же случаются, можно отметить выход из строя кислородного датчика и расходомера воздуха. Детали эти достаточно дорогие (примерно по $100—150), но, повторим еще раз, их поломки очень редки. В итоге получается, что силовой агрегат RAV4 имеет только один прокол (да и то относительный) — это потенциальные проблемы с запуском в морозы из-за слабого аккумулятора, о чем говорилось выше, или «умерших» свечей зажигания.

В подавляющем большинстве случаев Toyota RAV4 имеет постоянный полный привод с распределением момента по осям в соотношении 50:50. Есть межосевой дифференциал с вискомуфтой, а некоторые машины оснащались еще и блокировкой заднего межколесного дифференциала. Вот, собственно говоря, и все трансмиссионные навороты.

Как уже говорилось, в продаже можно встретить и переднеприводные RAV4, продававшиеся в США, но такая машина представляется сомнительным приобретением (поэтому перед покупкой не лишним будет заглянуть под днище и посмотреть на наличие редуктора заднего моста).

Если на автомобиле ездить главным образом по городу и не участвовать в ралли-рейдах, никаких проблем с системой полного привода не возникнет. Особенно если следовать рекомендациям и менять масло во всех агрегатах трансмиссии. Но тут надо быть внимательным — заливать нужно только рекомендованную заводом смазку. Нет нареканий и к коробкам передач (на RAV4 ставили 5-ступенчатую «механику» и 4-скоростной «автомат»). Естественно, RAV4 с АКПП потенциально может принести больше хлопот, но вообще «автомат» оказался очень надежным и даже при пробеге под 200000 км (больше пока встречается очень редко) работает четко. Нет претензий и к «механике». Однако, покупая автомобиль, нужно проверить, как работает сцепление. Ведь его замена здесь стоит дорого (около $500) — приходится снимать двигатель.

Надо сказать, что подвеска при первом взгляде не впечатляет. Возникает ощущение, что она на Toyota RAV4 какая-то хлипкая. Однако опыт эксплуатации показал, что все совсем не так. Даже на российских «направлениях» ходовая «рафика» легко выдерживает 150000 км и даже все 200000 км, не требуя практически никакого ремонта. Раньше этого срока, пожалуй, придется менять только втулки и стойки стабилизатора, да, возможно, амортизаторы.

Но даже те детали, которые, возможно, придется менять, не разорят. Например, стойку стабилизатора можно установить на сервисе, заплатив $60—80 с работой, а амортизаторы продаются за $60—150 в зависимости от производителя. Что касается рычагов и шаровых опор, то для второго поколения RAV4 их найти в магазинах практически нереально — продавцы не завозят, так как нет спроса. Причем даже если и потребуется замена этих деталей, то передний рычаг обойдется в $130—200. Для «японцев» вполне приемлемая цена.

Не радуют любителей скандалов и тормоза. Они имеют неплохой ресурс — колодки (комплект $50—70) приходится менять примерно раз в 30000—50000 км. Диски же выдерживают три комплекта колодок, то есть их черед настает на 100000—150000 км ($70 штука).

ЭКСКУРС

Первое поколение Toyota RAV4 было показано на автосалоне в Женеве в 1994 году (RAV4 японцы расшифровывают как Recreation Active Vehicle with 4 whell drive). Тогда этот небольшой 3-дверный внедорожник произвел настоящую сенсацию, ведь «рафик» представлял собой некий «недоделанный» внедорожник, предназначенный главным образом для езды по асфальту. Под капот Toyota RAV4 устанавливали бензиновый мотор объемом 2,0 л с разной мощностью в зависимости от рынка сбыта: 120 л.с. — для США, 128 л.с. — для Европы и 135 л.с. — для Японии.

Уже в 1995 году свет увидела 5-дверная модификация RAV4, а в следующем году «Toyota» начала выпуск — для местного рынка — новой версии 2-литрового агрегата мощностью 165 л.с. (в 1998 году появился автомобиль, у которого под капотом скрывалось и вовсе 180 «лошадей»).

В 1998 году фирма провела рестайлинг RAV4. Несколько изменились и экстерьер, и интерьер модели, расширилась базовая комплектация. Кроме того, можно отметить, что в 1998 году RAV4 получил еще один тип кузова — появился 3-дверный автомобиль с мягким складывающимся верхом.

2000 год ознаменовался появлением нового поколения Toyota RAV4. Автомобиль отличался от предшественника более серьезным внешним видом, а также увеличившимися габаритами. RAV4 II имел уже более широкую гамму силовых агрегатов — предлагались бензиновые движки объемом 1,8 л (125 л.с.), 2,0 л. (150 л.с., 152 л.с. или 155 л.с.), а также 2,4 л (163 л.с.). Кроме того, на RAV4 устанавливали и дизель объемом 2,0 л, который выдавал 116 л.с.

В 2003 году произошла небольшая модернизация RAV4, носившая, правда, косметический характер (рестайлинговые машины можно узнать по «прозрачным» передним фарам, решетке радиатора с одной большой полоской посредине, а не с двумя маленькими, круглым противотуманным фарам и иному бамперу).

Ну а в конце прошлого года было показано третье поколение RAV4. Новый автомобиль уже продается и в России с двигателем объемом 2,0 л, мощностью 152 л.с.

А вот на рынке США эта модель оснащается моторами объемом 2,4 л (166 л.с.) и V6 объемом 3,5 л (269 л.с.). Дизель теперь имеет объем 2,2 л и мощность 175 л.с.

Toyota RAV4 неспроста один из самых дорогих «паркетников». Автомобиль обладает не только довольно современной внешностью (хотя она нравится не всем), более-менее комфортной подвеской и достаточным количеством «наворотов». Главные достоинства RAV4 — качество сборки и надежность. Именно поэтому многие владельцы «рафиков» с такой неохотой расстаются со своими машинами. Однако покупая этот автомобиль (особенно привезенный из США), стоит внимательно проверить его техническое состояние и выяснить, не побывала ли машина в ДТП.


НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Андрей ЛЕМИГОВ, генеральный директор экспертной фирмы ДЭКС:

— Среди среднеразмерных «паркетников» Toyota RAV4 по праву считается лидером. Несмотря на то что RAV4 — один из самых дорогих автомобилей своего класса, спрос на него не падает, в том числе и на самые первые экземпляры с десятилетним стажем покорения российских дорог. Это в первую очередь объясняется высокой надежностью автомобилей Toyota и их достаточно хорошей ремонтопригодностью. Уровень цен на запасные части также не самый высокий на фоне конкурентов от «Honda» или «Rover». Эти качества обеспечивают и достаточно малое падение стоимости Toyota RAV4 в зависимости от возраста. Так, автомобили с пробегом из США и Европы 2001—2002 годов выпуска продают никак не меньше, чем за $20000—22000, в то время как «одногодки» от конкурирующих фирм можно купить за $15000—18000.


Дмитрий ЕРОХИН, генеральный директор «Центра автомобильных кредитов», к.э.н.:

— По популярности среди компактных внедорожников Toyota RAV4 нет равных. Если первая серия Toyota RAV4 в большей степени приглянулась прекрасной половине человечества, то автомобили второй серии, выпускавшиеся с 2000 по 2006 год, пришлись по вкусу всем автовладельцам. Подтверждением тому служит огромное количество машин, выставленных на продажу, что значительно облегчает покупателю поиск хорошего экземпляра, но, с другой стороны, заметно осложняет жизнь частному продавцу, не имеющему специальных предложений.

В качестве такого спецпредложения могла бы стать возможность покупки автомобиля в кредит у частного лица. Сегодня уже очевидно, что от трети до половины как новых, так и подержанных автомобилей в автосалонах покупается в кредит. Зачем терять клиентов, уходящих в автосалоны за кредитом? Многие охотнее покупают автомобиль у частника. Почему же продавцу самому не использовать в рекламном объявлении предложение о продаже автомобиля в кредит?

Многие банки научились работать с частными продавцами как по экспертизе продаваемых автомобилей, так и по расчетам за проданный автомобиль. И насколько сильно прозвучит объявление о продаже автомобиля с указанием параметров кредитной программы и размера ежемесячной выплаты в привязке к представленному автомобилю!

Что касается выбора кредитных программ, то для продавца автомобиля, безусловно, важным является быстрота работы банков по выдаче кредита. Для покупателя Toyota RAV4, который планирует получить кредит до $20000, срок ответа из банка составит не более одного часа — как по экспресс-кредитам, так и по классическому кредиту (ставка от 10 до 12% годовых в валюте). Соответственно продажа автомобиля в кредит занимает сегодня не более одного дня и расширяет круг возможностей для частных продавцов по продаже своих автомобилей.


Читатели «МКмобиля» могут получить бесплатную консультацию на сайтах www.deksclub.ru и www.centerautocredit.ru.