Пеленгуй, не пеленгуй...

Перспектива «налететь» на штраф или даже лишение «прав» за превышение скоростного режима не прельщает никого из водителей. При этом прохватить с ветерком по хорошей дороге любит каждый. Сотрудники ГАИ с пониманием относятся к чаяниям водительских масс: любовно расставляя знаки ограничения скорости на прямых как стрела загородных магистралях, они исправно «отстреливают» радарами-измерителями скорости зазевавшихся «летчиков». Любишь кататься — люби и денежки платить. Либо милиционерам, либо в магазине при покупке так называемого антирадара.

Перспектива «налететь» на штраф или даже лишение «прав» за превышение скоростного режима не прельщает никого из водителей. При этом прохватить с ветерком по хорошей дороге любит каждый. Сотрудники ГАИ с пониманием относятся к чаяниям водительских масс: любовно расставляя знаки ограничения скорости на прямых как стрела загородных магистралях, они исправно «отстреливают» радарами-измерителями скорости зазевавшихся «летчиков». Любишь кататься — люби и денежки платить. Либо милиционерам, либо в магазине при покупке так называемого антирадара. Аппараты, называемые так в просторечии, представляют собой всего лишь индикаторы электромагнитного излучения определенных частот. Правильное их название — радары-детекторы.

В России разрешены к применению в радарах ДПС аппараты с несущей частотой 10,525 ГГц и 24,15 ГГц с соответствующими допусками. По международным правилам они обозначаются как X-диапазон (10,525 ГГц) и K-диапазон (24,15 ГГц). В ближайшие пару лет в России должен быть внедрен Ka-диапазон с несущей частотой 34,7 ГГц.

Особняком стоят лазерные дальномеры и измерители скорости. Рабочая длина волны — от 0,7 до 1,0 мкм, активное их применение в России началось с 2001 года.

Все гаишные радары можно разделить на два класса: приборы с постоянным излучением и импульсные. Первые постоянно облучают «объект», выделяя из общего потока цели с превышением определенной скорости по отношению к потоку либо по абсолютной скорости. Время замера составляет от 1 до 5 секунд с учетом контрольных перепроверок. В свое время эти приборы использовали не в постоянном режиме отслеживания, а «навскидку» — сотрудник ДПС замечал машину, идущую с явным превышением скорости, и включал прибор на несколько секунд.

Приборы второго типа появились в России с конца 90-х годов и в настоящее время занимают абсолютную позицию в сфере применения сотрудниками ГИБДД.

Они в состоянии за 0,3—0,4 секунды измерить скорость авто с точностью 95%.

В процессе работы такой радар «выстреливает» серией из 4—6 коротких импульсов. Мощное математическое обеспечение позволяет быстро проанализировать характер отражения радиосигналов и вычислить их скорость. Сейчас по РФ на сто приборов с импульсной системой измерения скорости процентов десять приходится на устаревший диапазон X, оставшиеся девяносто — на диапазон K. Это следует учитывать при выборе радара-детектора, чтобы он мог адекватно реагировать на все «происки» сотрудников ДПС.

Радар-детектор — своего рода система раннего оповещения о том, что где-то поблизости работает радарный измеритель скорости. Поэтому главный критерий, влияющий на выбор той или иной модели радара, — какие диапазоны и режимы работы милицейских спидганов он в состоянии отследить. Второй по значимости параметр — чувствительность, или, другими словами, на каком расстоянии детектор «засечет» сидящего в засаде сотрудника ДПС с радаром. Далее нас должна заинтересовать степень достоверности срабатываний устройства — соотношение реальных сигналов к мнимым.

Затем стоит поинтересоваться скоростью обработки данных. В последнюю очередь нас должны заинтересовать всяческие дополнительные функции.

Реальная зона действия радаров-детекторов очень сильно зависит от рельефа местности, от взаимного расположения направления движения автомобиля и направления действия радара. В среднем радары-детекторы предупреждают водителя, что его автомобиль попал в зону действия радара ГИБДД в городе за 600 метров, а на трассе — до 2 километров. К факторам, уменьшающим зону действия радаров-детекторов, можно отнести сильно пересеченный рельеф местности, наличие мощных «посторонних» источников радиоизлучения. Работа лазерных измерителей скорости сильно зависит и от метеоусловий: дождь и туман резко сокращают зону видимости. Помимо этого работе лазерного прибора мешают еще и пыль, загрязненная атмосфера. Эти же факторы влияют и на работу радара-детектора. Зона приема радаров-детекторов, работающих в инфракрасном диапазоне (лазеров), составляет 180 или 360 градусов.

В общих чертах радары-детекторы можно разделить на индикаторы СВЧ-излучений и собственно радары-детекторы.

К первой категории относятся самые простые и дешевые устройства, реагирующие на любые СВЧ-колебания (микроволновые печи, сотовые телефоны, радары ГИБДД и т.д.). Более сложные и дорогие радары-детекторы способны определить милицейский измеритель скорости на фоне всех видов мешающих сигналов и подать водителю предупреждающий сигнал. Это происходит благодаря мощному цифровому фильтру, реализованному на базе процессора, работающего по специальному алгоритму, позволяющему отсеивать сигналы, даже очень похожие на сигналы измерителя скорости. Многие современные патрульные автомобили оснащены измерителями скорости, позволяющими сотрудникам ГИБДД определять скорость автомобилей, двигаясь непосредственно в потоке машин. На эти измерители скорости хороший радар-детектор тоже реагирует, и это не является признаком неправильной работы прибора.

К бюджетному классу радаров-детекторов относят устройства, стоимость которых не превышает $200. Эта ценовая ниша дает приют как недорогим моделям известных «антирадарных» брендов, так и дешевой продукции китайско-тайваньского происхождения. «Компания» недорогих моделей достаточно обширна. Тут имеются и аутсайдеры, и «передовики». Последние оказались в этом ценовом сегменте, как правило, благодаря отсутствию в конструкции дополнительных сервисных функций. Однако по главным рабочим характеристикам они оставляют одногруппников далеко позади.

Если же резюмировать впечатления от всей совокупности моделей-бюджетников, то можно сказать так: «А чего вы хотели за такие деньги?» Если модель в обращении удобна (относительно, конечно), то о надежности работы и высоком качестве говорить не приходится. Если с качеством все более или менее в порядке, то удобство пользования оказывается не на высоте.

В средней ценовой категории располагаются модели стоимостью от $200 до $500. Тут уже и с качеством исполнения, и с техническими параметрами, и с удобством пользования все в порядке. Как-никак подавляющее большинство моделей в этой ценовой нише представлено брендовой продукцией. «Китайцы» тут не ходят.

Имеется еще и наивысший класс радаров-детекторов, стоящих заметно дороже, — $500. Это максимальное приближение к пределу возможностей радаров-детекторов как таковых. Тут все самое-самое: наивысшая чувствительность («дальнобойность»), «вылизанная» функциональность, работа во всех мыслимых диапазонах частот и режимов полицейско-милицейских радаров, способность к «круговому обзору» и т.п.

Радар-детектор «Super Cat 27R» обладает интегрированным цифровым процессором, который обеспечивает высокий уровень фильтрации, полностью исключая ложные срабатывания. Реагирует на импульсные системы слежения «Искра», «Радис», «Беркут».

Реагирует на излучение радара, работающего вдогон или с движущейся патрульной машины.

«Super Cat 27R» определяет скорость автомобиля, отключая предупредительный сигнал при движении на малой скорости или стоянке. Автоматически выбирает наиболее подходящую чувствительность радара-детектора. Режим экстрачувствительности позволяет обнаружить работающий радар на расстоянии до 5 км. Питание от 12/24 В или от встроенного аккумулятора, заряжающегося от солнечной батареи. Автоматическое включение/выключение с помощью датчика качения. Ориентировочная стоимость — около $170.

«Whistler PRO58» — один из лучших радаров-детекторов в своем ценовом диапазоне. Производитель аттестует свое детище как элитный радар-детектор, созданный по военным стандартам США с применением патентованного специализированного процессора от компании «Whistler». В нем применены новейшие достижения в области приемных радиоантенн, лазерных детекторов и цифровых блоков обработки сигналов.

На страже кошелька владельца стоит качественная оптика, прецизионная приемная антенна и оптический лазерный детектор, а также уникальный цифровой блок обработки сигнала со специализированным процессором. Имеется функция детектирования всех современных короткоимпульсных радаров при поддержке стандарта POP™ и последней модификации режима Instant-On, стабильно реагирующих на устаревшие импульсные радары диапазона X, а также лазерных ЛИСД-систем. Ориентировочная стоимость — $225.

Канадский «Escort Passport 8500 X50 BLU» — одна из самых «навороченных» в мире моделей. «Escort Passport 8500 X50’s» в обновленной версии «V-Tuned» имеет улучшенный приемник, обеспечивая непревзойденную дистанцию по приему всех существующих радаров и мгновенное обнаружение «стрельбы на ходу».

Обладает сертифицированным режимом работы POP (прием импульсных радаров K-, Ka-диапазонов) и последней версией системы Instant-On, стабильно реагирующих на устаревшие импульсные радары диапазона X, а также лазерных ЛИСД-систем. Цифровая обработка сигнала обеспечивает максимальную дистанцию приема с минимальными ложными помехами.

«Passport 8500 X50» обеспечивает три типа вывода информации на дисплей: стандартный графический, эксклюзивный ExpertMeter™ и новейший SpecDisplay™.

В режиме ExpertMeter™ Passport 8500 X50 может определять тип сигнала и его уровень, обрабатывая до восьми сигналов одновременно. Если выбирать режим SpecDisplay™, устройство покажет текущую частоту принимаемого сигнала.

Микропроцессор имеет функцию перепрошивки, который может быть перепрограммирован для детектирования новых и неизвестных ранее режимов. За удовольствие приходится платить, и стоимость этого устройства составляет $655.

Модель «Beltronics RX65» обеспечивает хорошее соотношение цена/качество. Этот радар-детектор обеспечивает детектирование диапазонов X, K, Ka, системы SWS, фронтального и тылового детектирования лазера, цифровую обработку с помощью специализированного микропроцессора для обеспечения сверхдальнего обнаружения с минимальными ложными срабатываниями. Радар-детектор имеет цифровое голосовое оповещение. Работает в диапазонах K и Ka. Функция AutoScan обеспечивает отсеивание ложных сигналов. Аппарат можно настроить на три режима: «Город», «Трасса» или «Автомат». Цена — в районе $670.


КСТАТИ

Казалось бы, высокая чувствительность радара-детектора — благо. Но она может обернуться головной болью для владельца, когда устройство начинает реагировать на «все подряд». На загородной трассе это еще терпимо, однако в условиях даже небольшого населенного пункта «светомузыка» в салоне может довести до белого каления. Все дело в наличии вокруг всевозможных бытовых источников электромагнитного излучения: мобильных телефонов, СВЧ-печек и прочего.


НАША СПРАВКА

Диапазон измеряемых скоростей всех отечественных радаров колеблется в пределах от 20—30 до 200—220 км/ч, у американских — до 300 км/ч. Дальность может достигать от 50 до 2000 метров. МКАД оборудован системой ПКС-4 (пост контроля скорости), которая представляет собой набор камер слежения, объединенных с компьютером, и скорость машины определяет не радар — ее рассчитывает специальная программа. Принцип действия такой: камера фиксирует движущийся объект, а программа определяет, за какое время он преодолевает определенное расстояние. Далее с помощью несложной формулы вычисляется скорость машины. Надеяться на то, что хоть один антирадар сможет зафиксировать эту систему, не стоит.


КСТАТИ

На самом деле антирадар — это устройство, способное выдавать в эфир мощную «дозу» электромагнитных помех. При обнаружении сигнала радара приборчик автоматически переходит в режим подавления.

В результате электронный наблюдатель «слепнет». Владение таким устройством означает неизбежный конфликт с радиочастотным законодательством. Мощный источник радиосигналов, запрещенный для «всяких гражданских», грозит штрафом в несколько десятков МРОТ с конфискацией устройства.


НАША СПРАВКА

Режим работы радаров-детекторов под названием «Ultra-X» стал актуален в 2002 году, когда в России появились серийные модели радаров ДПС — «Сокол». Он соответствует импульсному режиму милицейских излучателей в диапазоне X.

Режим работы радаров-детекторов «Ultra-K» был введен в обиход после 2004 года, когда в России сменилось поколение радаров ДПС и серийно стали выпускаться и поступать на вооружение ДПС радары «Беркут», «Искра-1» и фото-, видеокомплексы, в которые входят эти радары. «Ultra-K» засекает работу спидгана в импульсном режиме K-диапазона.