Гонка за лидером

«Золотую жилу», открытую в 1994 году Toyota RAV4, самоотверженно разрабатывают многочисленные «старатели»: от земляков-японцев, создавших собственные модели, например Nissan X-Trail, до вездесущих китайцев, беззастенчиво копирующих оригинал. Свой кусок пирога норовят урвать и американцы, предлагающие самый мощный кроссовер Ford Maverick.

«Золотую жилу», открытую в 1994 году Toyota RAV4, самоотверженно разрабатывают многочисленные «старатели»: от земляков-японцев, создавших собственные модели, например Nissan X-Trail, до вездесущих китайцев, беззастенчиво копирующих оригинал. Свой кусок пирога норовят урвать и американцы, предлагающие самый мощный кроссовер Ford Maverick.

нешне RAV4 третьего поколения, дебютировавший на российском рынке в начале года, практически не отличается от предшественника. Сохранив прежние формы и пропорции, автомобиль стал чуть крупнее и оттого выглядит солиднее. Хотя соперникам по этому тесту в размерах все равно проигрывает: на фоне Toyota кроссоверы Nissan и Ford кажутся полноразмерными внедорожниками.

Зато внутри «рафик» переработан кардинально. Причем речь идет не только о модном двухэтажном торпедо с кнопкой запуска двигателя и более удобной схеме трансформации салона — существенным изменениям подверглась техническая начинка автомобиля. Наиболее интересными новинками стали многодисковая муфта в приводе задних колес (RAV4 традиционно оснащался постоянным полным приводом) и электронная система Integrated Active Drive, значительно облегчающая прохождение опасных поворотов, согласуя работу трансмиссии (распределение крутящего момента по осям) и рулевого управления.

Впрочем, обо всем по порядку. Благодаря довольно широкому диапазону вертикальных и горизонтальных регулировок сиденья и почти уникальной для японского автомобиля возможности настраивать рулевую колонку не только по углу наклона, но и по вылету, за «баранкой» нового RAV4 будет удобно водителю практически любого роста и комплекции. Проблемы могут возникнуть лишь у очень высоких людей.

Но, заметим, в Nissan им придется еще тяжелее — салазки водительского кресла здесь короче, чем в Toyota, а руль регулируется только по высоте. Зато рулевой T-Trail может воспользоваться всеми преимуществами характерной для настоящих внедорожников «командирской» посадкой: высоко сижу, далеко гляжу, весь капот вижу. То есть определяю габариты визуально, а не по наитию. То же самое можно сказать и о водителе Maverick. Зато с обзорностью сзади лучше всего обстоят дела в Toyota: по сравнению с предшественником зеркала (они самые крупные и удобные в нашей троице) стали еще больше.

Серьезных проколов в эргономике не отмечено. Придраться можно лишь по мелочам. К примеру, не слишком удобно считывать показания маршрутного компьютера RAV4, выводимые на дисплей в комбинации приборов. Нет, все написано четко и даже по-русски (за что японцам отдельное спасибо), но «листать» отчет приходится, тыча пальцем в маленькую кнопочку на приборной панели. Однако ж грех жаловаться: у соперников Toyota трип-компьютеров вообще нет (в перечне оборудования X-Trail эта опция, правда, заявлена, но не обнаружена; единственное, что удалось выведать за три дня теста, — это точное время и температуру за бортом). На любителя — приборная панель, венчающая центральную консоль Nissan. Некоторым это кажется неудобным: приходится, мол, от дороги отвлекаться. Хотя одно преимущество в подобном расположении приборов очевидно — шкалы никогда не перекрываются «баранкой». Не без странностей и Maverick. Клавиши обогрева сидений хорошо видны лишь при посадке в авто. Потом их приходится нащупывать в тесной щели между дверью и креслом. А пробку бензобака не открыть без специального ключика. Ну да ладно. Спасибо, селектор «автомата» с рулевой колонки на привычное для европейцев место перенесли...

Ну а каково пассажирам? Увы, но простором на задних сиденьях не может похвастаться ни один из наших героев.

В принципе втроем усесться можно, однако вдвоем будет не в пример комфортнее.

Кстати, пару слов о багажниках. При наличии пассажиров на задних сиденьях наибольший полезный объем предлагает Toyota, однако в двухместном варианте вместительнее всех оказывается Nissan. К тому же X-Trail располагает одним безусловным достоинством — пол багажного отсека и спинки сидений отделаны практичным, легко моющимся покрытием. У соперников — обычный ковролин. Хотя и те не лыком шиты. Например, RAV4 берет простотой трансформации — кресла складываются буквально одним движением. Причем делать это одинаково удобно как из салона, так и из багажника, где предусмотрены специальные ручки. А преимущество Ford — в открывающемся стекле пятой двери: легкие вещи можно грузить прямо через окно...

Да простят нам пуристы, но, желая показать героев этого теста во всей красе, мы взяли машины с наиболее мощными моторами, автоматическими коробками передач и в максимально полных комплектациях. Что волей-неволей привело к вопиющему разнобою в мощностных характеристиках. Так, под капотом Maverick оказался 3-литровый 203-сильный V6, а X-Trail и RAV4 были с 2,5-литровой и 2-литровой рядными «четверками», развивающими 165 л.с. и 152 л.с. соответственно. В случае с Toyota выбора ни у нас, ни у покупателей, впрочем, не было: двигатель, как и прежде, один. Производитель предлагает выбирать лишь между 5-ступенчатой «механикой» и 4-ступенчатым «автоматом». Клиентам Ford доступна 2,3-литровая 155-сильная версия с механической коробкой передач.

А X-Trail можно купить с базовым 2-литровым бензиновым мотором или с 2,2-литровым дизелем (140 л.с. и 136 л.с.). Выбор трансмиссии бензиновых версий — за клиентом, а дизельный двигатель агрегатируется лишь с 6-ступенчатой «механикой».

Как и следовало ожидать, наиболее убедительную разгонную динамику продемонстрировал флагманский Maverick. Взревев мотором на кик-дауне, «американец» резво разменял «сотню» и даже позволил раскочегарить себя до 180 км/ч по спидометру. Однако удовольствия езда «на пределе», признаться, не доставила. На скоростях за 160 км/ч Maverick может легко превратиться в неуправляемый снаряд. На асфальтовых волнах кузов ощутимо раскачивается, да и акустический комфорт не на высоте. Причем досаждает в основном не двигатель — его слышно лишь во время интенсивного разгона (представьте, на спидометре — 120 км/ч, а тахометр показывает какие-то 2000 оборотов!), а аэродинамические шумы. Ветер свистит с такой силой, что постоянно сомневаешься, закрыты ли окна. Зато плавность хода почти идеальная. Хотя за ездовой комфорт расплачиваться придется валкостью. Кстати, создатели Maverick прозрачно намекают владельцам (см. инструкцию), что автомобиль предназначен для активного маневрирования «не более чем спортивная машина — для езды по бездорожью», а на солнцезащитном козырьке красуется предупреждение об опасности опрокидывания.

Модернизированный «автомат» RAV4 похвально быстр (а освоившись с «длинным» малоинформативным сцеплением, и на «механике» грех не пошалить, благо передачи включаются очень четко). Однако крутить двигатель не хочется: после 4000 оборотов он становится слишком шумным. Хотя эта Toyota умеет ездить быстро. Причем отнюдь не только по прямой. Благодаря системе Integrated Active Drive к передним или задним колесам подводится ровно та часть крутящего момента, которая позволяет пройти поворот с максимально возможной скоростью. А завязанный на ту же систему электроусилитель рулевого управления с переменной характеристикой помогает водителю правильно выбрать угол поворота руля. Фантастика!

Очень живой отклик на педаль газа демонстрирует и Nissan. Машина буквально рвет с места. «Автомат» перебирает передачи довольно живо. При этом звук двигателя даже на высоких оборотах в салон почти не проникает. Подвеска приятно удивила энергоемкостью. На высоких скоростях кузов подвержен раскачке, но в пределах дозволенного. В скоростные виражи машина вписывается слегка упираясь, однако держит дугу почти идеально...

И напоследок — о деньгах. Дешевле всего обойдется приобретение «базового» Maverick — $29 900. Самый доступный X-Trail встанет всего на $90 дороже (отказавшись от Ford ради Nissan, вы получите климат-контроль вместо кондиционера и фары с омывателем вместо «противотуманок»). А стать обладателем RAV4 можно за $33 000. Причем в эту сумму включено «очень много автомобиля»: например, раздельный климат-контроль и семь подушек безопасности, что не предлагается конкурентами даже в качестве опций.


КРАШ-ТЕСТ FORD MAVERICK

Испытания американского аналога Ford Maverick — внедорожника Escape 2006 модельного года — были проведены «Национальной администрацией по безопасности на шоссейных дорогах» (NHTSA). По результатам фронтального теста (со 100%-ным перекрытием на скорости 56 км/ч) безопасность передних пассажиров была оценена в 4 очка из 5 для каждого (риск получения травм — от 11 до 20 процентов). Боковой же тест (столкновение с 1368-килограммовым барьером на скорости 62 км/ч) серьезных недоработок не выявил, и Escape получил максимальные 5 баллов для каждого ряда сидений (риск травмирования — меньше 10%). Впрочем, несмотря на высокие показатели в этих двух испытаниях, Ford продемонстрировал довольно слабую устойчивость к опрокидыванию — 23%. Так что по результатам ролл-теста он получил только 3 звезды.


КРАШ-ТЕСТ NISSAN X-TRAIL

Последний краш-тест Nissan X-Trail был проведен ассоциацией EuroNCAP в конце 2002 года. Стоит отметить, что до этого специалисты компании исправили некоторые недостатки, выявленные в ходе предыдущих испытаний (была увеличена жесткость кузова). Тем не менее некоторые элементы и детали интерьера все равно были признаны травмоопасными. Так, ремни безопасности оказали довольно высокую нагрузку на грудь, была отмечена высокая вероятность травмирования ног водителя в результате смещения педалей и возможность сильного удара о жесткие элементы, расположенные под передней панелью.

В ходе фронтального теста внедорожник заработал 9 баллов из 16 возможных, а в боковом — 15 из 18. Суммарный результат при этом составил 26 очков, что соответствует показателю 4 звезды.


КРАШ-ТЕСТ TOYOTA RAV4

В краш-тестах американской «Национальной администрации по безопасности на шоссейных дорогах» (NHTSA) участвовала Toyota RAV4 2006 модельного года. Результаты оценивались по пятибалльной шкале. В итоге по фронтальному удару внедорожник получил 5 баллов за безопасность водителя (риск получения серьезных травм меньше 10%) и 4 балла — за безопасность переднего пассажира (от 11 до 20 процентов). По итогам бокового теста (столкновение с 1368-килограммовым барьером на скорости 62 км/ч) защита сидящих и на передних сиденьях, и на заднем диване также была оценена в максимальные 5 очков. За устойчивость к опрокидыванию RAV4 получил 4 балла (риск переворота — 17%).


ПРИМЕРКА: NISSAN X-TRAIL

+ Оригинальный дизайн, приличная управляемость, неплохие динамические характеристики, выбор из трех двигателей.

- Не самое привлекательное соотношение цены и качества в топ-версии, неудобная посадка на задние сиденья.


ПРИМЕРКА: FORD MAVERICK

+ Самый мощный двигатель в классе, вместительный салон,сравнительно невысокая цена, подъемное стекло пятой двери.

- Скучный дизайн, небогатое оснащение, посредственная управляемость, неудачное расположение «запаски».


ПРИМЕРКА: TOYOTA RAV4

+ Очень богатая базовая комплектация, удобная схема трансформации салона, отличная управляемость.

- Сравнительно высокая цена, отсутствие выбора двигателя, невысокий уровень акустического комфорта.