За корму и взгляд лежит

Поинтересуйтесь у любого водителя, какую деталь авто он считает самой нужной, без которой он не сможет безопасно преодолевать пространство. И наверняка никто не забудет про зеркала заднего вида.

Поинтересуйтесь у любого водителя, какую деталь авто он считает самой нужной, без которой он не сможет безопасно преодолевать пространство. И наверняка никто не забудет про зеркала заднего вида.


В городском потоке обычного плоского внутрисалонного зеркала маловато будет. Полную картину происходящего позади с его помощью получить затруднительно. Поэтому очень многие автомобилисты навешивают на штатное зеркало панорамное. Сектор обзора тут побольше. Но чем больше этот сектор, тем сильнее выражены искажения расстояний — панорамность достигается искривлением отражающей поверхности.

Покупая «панорамку», желательно сначала прикинуть: поместится ли выбранная модель между противосолнечными козырьками. Иногда продавцы не возражают и против примерки. Сектор обзора можно считать достаточным, если в нем оказываются оба задних боковых стекла. В этом случае «слепых» зон не остается. Некоторые иномарки могут «похвастаться» массивными стойками, другие — могучими подголовниками, третьи — крошечными задними стеклами. В особо тяжелых случаях все эти «прелести» собираются буквально «в одном салоне». Тут любителю панорамных зеркал приходится наступать на горло собственной песне. Но и в этом случае панорамное либо просто более крупное внутрисалонное зеркало может принести пользу. Оно как минимум позволит полностью охватить взглядом происходящее за задним стеклом. Если в зеркале вместо заднего бокового стекла маячит собственная физиономия, салонное зеркало придется довернуть правее, а обстановку слева сзади отслеживать по наружному.

При кажущемся изобилии «нештатных» зеркал на прилавках их выбор не так уж велик. Подобрать именно то зеркало, которое требуется, бывает порой довольно сложно. Это — недостаточно «попанорамно» (кривизны стекла не хватает), то — кажется мелковатым, третье — всем хорошо, но не подходит крепление. Удобнее всего, когда зеркало привинчивается на место штатного. Естественно, такая возможность есть только у самых распространенных моделей вроде вазовской «классики». С более «редкой» машиной приходится повозиться. Хорошо, если удалось отыскать зеркало с ножкой — ее можно приклеить прямо к ветровому стеклу. Но самое удобное крепление — своего рода раздвижные упругие «клешни» на задней части зеркала. Прицепить такое можно практически к любому штатному.

Цены на салонные «улучшатели видимости» начинаются примерно от 100 рублей. Но тут лучше не экономить. Дешевые «панорамки» часто уж очень сильно искажают действительность за кормой, а это чревато недопониманием со стороны соседей по потоку. Еще хуже, когда свежекупленная дешевка «развлекает» владельца вибрацией стекла в рамке. Пользоваться таким практически невозможно.

При безопасном маневрировании в городе не обойтись без наружных зеркал. Левое должно быть плоским, чтобы адекватно оценивать расстояние во время маневров. Несмотря на отсутствие кривизны, зоны его визуального охвата вполне достаточно, поскольку расположено оно недалеко от глаз. Можно, конечно, заменить его на сферическое, спасающее от мертвых зон. Но с ним вы будете частенько «резать» едущих позади. Водителю будет казаться, что дистанция до идущей слева сзади машины «еще ого-го», а на самом деле попутчик располагается почти у самого заднего бампера. Если, несмотря ни на что, левое боковое зеркало решено сделать не плоским, важно проследить, чтобы правое и левое сферические зеркала были одной кривизны. Если уж «врать», то хотя бы одинаково.

Внутрисалонные зеркала серий «Brodway классическая» и «Brodway осветляющая» от «Апико» подходят для установки в салон любой модели авто. Последняя особенно востребованна для автомобилей с тонированными стеклами средней и высокой степени. Толщина зеркал составляет всего 4 мм, поэтому возможен их монтаж на клееные внутрисалонные зеркала заднего вида. Прорезиненное крепление исключает дребезжание и надежно удерживает зеркальную часть. Конструкция травмобезопасна — даже в разбитом состоянии стекло всегда остается в оправе. Обе модели передают изображение с максимальной точностью. Панорамное зеркало не искажает пропорции объектов и расстояния между ними. Мнимое удаление объекта при отражении его в панорамном зеркале составляет не более 5% от реального расстояния.

Увеличение угла обзора в панорамном зеркале достигает 120%. Двустороннее антибликовое напыление с добавлением хрома или серебра защищает глаза водителя от света фар автомобилей и солнечного ультрафиолетового излучения. Нейтрализуются световые потоки только в раздражающих сетчатку глаза частях видимого спектра. При этом такие параметры изображения в зеркале, как яркость, контрастность, не меняются. Панорамное зеркало длиной 360 мм охватывает весь задний план и 75% справа — до уровня передней двери. При этом можно вообще не использовать правое внешнее зеркало. Потребителю предлагаются зеркала различной длинны — 220, 240, 270, 290, 300, 360 и 400 мм.

Боковые зеркала санкт-петербургской фирмы «Политех» для ВАЗ-2110, 2111, 2112 и их модификаций обладают прочным и травмобезопасным корпусом со встроенным повторителем сигнала поворота. Отражающий элемент снабжен подогревом и противоослепляющим покрытием нейтрального, золотистого или голубого оттенков. Зеркала имеют оригинальные защитно-декоративные накладки черного цвета, подготовленные под самостоятельную окраску или окрашенные в цвет кузова автомобиля. Имеются несколько вариантов исполнения зеркал.

Московская компания «Ergon» специализируется на производстве зеркал заднего вида для отечественных марок авто.

В ассортименте зеркальные элементы с плоской, сферической и асферической (переменной кривизны) геометрией поверхности. Такая конструкция позволяет кардинально увеличить сектор обзора при отсутствии искажений «картинки». Также выпускаются зеркальные элементы для некоторых моделей иномарок.

Отражающий элемент зеркал с маркой «Топаз» имеет антибликовое покрытие с противоослепляющим эффектом. Форма зеркального элемента сферическая, поэтому отражение несколько меняет геометрические формы объектов. Но благодаря этому отсутствует «мертвая зона». Привод регулировки — электрический.


НАША СПРАВКА

Несколько особняком в мире автозеркал стоят устройства с дополнительными секторами обзора. Тут фактически на одном кронштейне навешано несколько зеркал, которые можно регулировать по отдельности. Например, основное зеркало смотрит назад, а дополнительное маленькое — на какую-то из «слепых» зон. Подобные ухищрения «зеркалостроителей» бешеной популярностью не пользуются. Любителей постоянно делить внимание между двумя разномасштабными отражениями не так много.


КСТАТИ

На огромных панорамных зеркалах, установленных в салонах иных «любителей заднего вида», умещается не только вся дорога, но и стойки, крыша, задние двери и сам водитель. Особого резона в существовании таких «мониторов» не просматривается. Попытка объять необъятное с помощью одного зеркала неизбежно ведет к увеличению его кривизны.

А это означает усиление искажений отраженного изображения. По ночам такой «гиперболоид» очень эффективно слепит владельца светом фар идущих сзади авто. Как известно, панорамными бывают не только салонные, но и боковые зеркала. Сочетание последних с прямым салонным более оправданно.