Электрический пасьянс

Старенький аккумулятор может подвести даже в летнюю жару. А уж осенью, когда автомобиль полностью оказывается во власти сырости и низких температур, для «батарейки» наступают совсем уж суровые будни.

Старенький аккумулятор может подвести даже в летнюю жару. А уж осенью, когда автомобиль полностью оказывается во власти сырости и низких температур, для «батарейки» наступают совсем уж суровые будни.


Аккумуляторная батарея из категории «кому за ...-цать», бодренько запускавшая мотор летом, осенью начинает капризничать. Только стоит ли доводить ситуацию до опоздания на работу по вине «умершего» аккумулятора? Не лучше ли озаботиться этой темой сейчас, пока осенне-зимние холода еще не заявили о себе как следует?

Сейчас в стране с приобретением аккумуляторов проблем нет. Хотя нет, одна проблема все-таки присутствует: выбор слишком велик. Когда попадаешь в «аккумуляторный отсек» любого более или менее крупного магазина автозапчастей, на ум приходят новогодне-елочные ассоциации — от разнообразия названий и расцветок рябит в глазах. А если еще предварительно почитать фирменные рекламные буклеты, то от обилия технических подробностей может совсем поплохеть.

Попробуем систематизировать все это обилие информации. Сейчас на рынке в более чем достаточном объеме присутствуют как отечественные, так и иностранные производители и бренды АКБ. В линейке товаров каждого из них менее мощные аккумуляторы дешевле более энергоемких. Чтобы составить представление о том, как цена зависит от емкости устройства и раскрученности бренда, рассмотрим несколько произвольно выбранных марок.

Так, в «юниорском классе» аккумуляторов — 45—55 А/ч — устройства немецкой марки «Bosch» можно приобрести уже примерно за 1600 рублей. Более мощные источники питания этой фирмы, чья емкость укладывается в диапазон 55—66 А/ч, стоят заметно больше — в районе 2500 рублей. Аккумуляторы-«тяжеловесы», по меркам легкового автомобиля, конечно, — до 75 А/ч — дороже ненамного. Владельцы мощных авто и просто любители вещей «с запасом» по характеристикам могут обзавестись 75-амперником уже за 2800 рублей.

Турецкая марка «Mutlu» давно известна на отечественном рынке автомобильных «батареек». Розничные цены на ее самые слабенькие, из диапазона 45—55 А/ч, источники питания мало отличаются от продукции упомянутой выше фирмы. Наличие в кармане 1400 рублей делает покупку такого устройства возможной. Есть желание приобрести более мощную АКБ — достаточно добавить сотню-другую рублей, и за 1500—1600 единиц отечественных дензнаков можно стать обладателем «турка» из категории 55—66 А/ч. 75-амперная электрическая батарея ближневосточного происхождения может стать вашей уже за 1900 рублей.

Магазинные цены на батареи относительно малораспространенной на российском рынке немецкой марки «Hoppecke» немного ниже, чем у «земляков». Так, ее «малышей» можно отыскать в магазинах по 1400 рублей. В классе 55—66-амперных эти «немцы» стоят 1900—2000 целковых. Самые энергоемкие, до 75 А/ч, аккумуляторы под этим брендом продаются по 2300 рублей.

Корейские аккумуляторы также присутствуют на прилавках отечественных магазинов и позволяют потребителю сэкономить сотню-другую. Например, бренд «Медалист» родом из Страны утренней свежести. Характерно, что разница в ценах на аккумуляторы разных емкостей этой марки крайне мала: 45-амперный стоит 1500, а 55 и 70 А/ч — по 1600 рублей.

В московских магазинах обнаруживаются даже изделия «made in USA». Заокеанскую «батарейку» из США емкостью менее чем на 60 А/ч найти не удалось. Такая необслуживаемая батарея стоит примерно 2300 рублей. Любопытно, что ее более мощный собрат, попадающий в «номинацию» «до 75 А/ч», стоит рублей на 200 дешевле!

Российские марки, само собой, на отечественном рынке аккумуляторов представлены в достаточном количестве и наверняка заинтересуют экономных автовладельцев.

Среди автомобильных накопителей электроэнергии малой «размерности» устройства марки «Катод» в магазинах Москвы можно найти по цене 900—950 рублей. Более мощные модели — что 55 А/ч, что 70 — стоят практически одинаково: 1300—1350 рублей.

Аккумуляторы другой отечественной марки — «Актех» — чуть дороже. Устройства, предлагаемые в наиболее популярных сегментах емкостей, продаются примерно на одном с «турками» и «корейцами» уровне цен. В категории 55—66 А/ч эти российские накопители стоят около 1400 рублей, а «семидесятники» — 1500. Только 50-амперные «малыши» от этой компании стоят около 1000 целковых.

Еще один российский аккумуляторный бренд, часто встречающийся в столичных торговых точках, — «Зверь». По ценам эти устройства также конкурируют с дальне- и ближневосточными аналогами. За «пятидесятника» в магазинах просят в среднем 1500 рублей, за «шестидесятника» — 1700, а в самой емкой, 70-амперной, группе в исследованных торговых точках аккумулятора вышеназванной марки обнаружено не было.

Все батареи вне зависимости от их электрической емкости можно с некоторой долей условности разделить на три группы — малообслуживаемые, необслуживаемые и необслуживаемые «кальциевые».

Сейчас в гамме продукции аккумуляторных заводов крайне редко можно встретить старые модели автомобильных батарей «полностью обслуживаемого» типа. Они требовали частого долива дистиллированной воды, выкипавшей при заряде батареи. Это было связано с повышенным содержанием сурьмы в свинцовом сплаве токоотводов электродов (до 7,5%). Следующим поколением автомобильных аккумуляторов стали так называемые малообслуживаемые батареи. Здесь в свинцовых пластинах применяется меньше — до 2—3% — сурьмы.

Дальнейшим развитием «аккумуляторостроения» стали необслуживаемые батареи. Запас электролита над пластинами у них больше, чем у предшественниц. Вместе с пониженными темпами «выкипания» это позволяет производителю гарантировать больший срок службы. Необслуживаемые батареи бывают гибридными и «кальциевыми». Токоотводы положительных электродов гибридных батарей сделаны из низкосурьмянистых свинцовых сплавов, а токоотводы отрицательных — из свинцово-кальциевого.У «кальциевых» батарей оба токоотвода из сплава свинца и кальция с добавками олова, алюминия и иногда серебра.

Составив представление о современном соотношении «цена-емкость-конструкция-бренд», можно приступать к выбору конкретной модели аккумулятора той или иной марки.

В 2006 году компания «Varta» обновила свой модельный ряд аккумуляторов «Blue dynamic», создав в его рамках линейку «Blue dynamic High Performance». Эти аккумуляторы с повышенными токами пуска и заряжаемостью можно рекомендовать владельцам автомобилей среднего класса, желающим иметь запас мощности для пуска двигателя зимой. А всего у «Varta» 6 типов АКБ «High Performance» c повышенным током пуска. Кроме того, в ряду «Blue dynamic» появились аккумуляторы с повышенной емкостью (до 110 А/ч) и новыми габаритными размерами, штатно применяемыми на последних моделях автомобилей бизнес-класса. Обновленные модели классических габаритных размеров приобрели большую емкость (например, 70 А/ч вместо 63—64 для аккумуляторов группы VW) и больший стартерный ток.

Аккумуляторы «Forse» — об этих «ампермонстрах» мы много писали в прошлых обзорах. Это «кальциевые» аккумуляторы с огромными пусковыми токами. «Forse» — как элемент тюнинга» — довольно занятное утверждение, однако имеющее под собой техническую основу. Эти аккумуляторы разработаны для автомобилей с увеличенным количеством энергопотребителей, таких как сигнализация, сабвуфер, подогрев сидений, дополнительное световое оборудование и т.п., то есть аккумулятор для тюнингованых автомобилей. Кроме этого высокие токи холодной прокрутки (пусковые токи) необходимы для надежного пуска дизельных двигателей в минусовые температуры.

«Dominator» — аккумулятор для тех, кому сложно выбрать между выносливостью малосурьмянистых и простотой обслуживания «кальциевых» батарей. «Dominator» — гибридные батареи, сочетающие в себе плюсы обеих технологий. Аккумуляторы этой марки выносливы, имеют высокие токи, низкий саморазряд и для удобства автомобилистов оснащены глазком-индикатором плотности электролита — в общем, идеальный вариант для наших условий езды. Срок гарантии составляет 3 года.

«FireBall» — это качественные надежные аккумуляторы. Обладают высокими токами, выносливы, не чувствительны к перепадам бортового напряжения, устойчивы к глубоким разрядам. Весомым преимуществом «FireBall» среди прочих батарей этой ценовой категории является то, что этот аккумулятор оснащен крышкой каминного типа, со встроенной системой фильтров-пламегасителей, делающих эксплуатацию АКБ более безопасной.

Стартерные аккумуляторные батареи марки «Hoppenergy» компания «Евротехнологии» собирает из импортных комплектующих в подмосковном Щелкове. Контроль качества идет на всех этапах сборки. В конструкции батарей «Hoppenergy Platinum» применяется герметичная двойная крышка с полной рециркуляцией паров электролита. Это делает аккумулятор полностью необслуживаемым, позволяя во время эксплуатации практически как угодно ориентировать АКБ в пространстве. Увеличенное число пластин с двусторонней намазкой, изготовленных по технологии «Ex-Metal», обеспечивает высокие эксплуатационные характеристики в любых погодных условиях. Добавив к этому индикатор заряда и ударопрочный корпус, получаем устройство, способное гарантированно работать не менее трех лет.

Производитель аккумуляторов «Hankook» продвигает на российский рынок модель АКБ под маркой «Dupex», предназначенную для тяжелых условий эксплуатации. Одна из особенностей этой батареи — применение технологии устойчивости к перегревам (HRT). Пластины батареи изготовлены с добавлением серебра, что сводит к минимуму выкипание воды, коррозию, улучшает эффективность электрохимических процессов. Блоки пластин дополнительно укреплены специальным клеящим составом, максимально предотвращающим последствия вибрации. Герметично запаянная крышка «Dupex» препятствует вытеканию электролита. Встроенный глазок-индикатор позволяет определять состояние батареи. Напоследок отметим, что АКБ «Dupex» щеголяют достаточно оригинальным дизайном.

Аккумуляторные батареи «Аком» изготовлены по технологии «кальций-кальций». При ее использовании решетки пластин изготавливаются из прокатанной ленты с последующей просечкой, что дает высокую токособирающую способность электродов. Низкий саморазряд и большее сохранение энергии в аккумуляторе облегчают запуск двигателя, сокращают время заряда батареи. Не так давно «Аком» перешел на изготовление пластин аккумуляторов, аналогичных по геометрии компании «Varta». Они имеют большую активную площадь, что увеличивает токоотдачу батареи. Стойкость к гидролизу позволяет сделать кальциевые аккумуляторы необслуживаемыми.

Аккумуляторы «Titan», разработанные компанией «Tubor», изготавливаются по кальциевой технологии. Они оснащаются адаптационным HD-пакетом, дающим возможность использовать батарею в сложных режимах эксплуатации. Под этим понятием имеется в виду виброустойчивость. HD-пакет позволяет не бояться плохих дорог и сложных режимов эксплуатации.

В этом аккумуляторе применена технология «hon melt», подразумевающая заливку нижней части свинцовых пластин специальным пластиком для более надежного противостояния тряске. Аккумулятор «Titan» может похвастать не литыми, а холодноковаными клеммами, обладающими повышенной проводимостью и меньшей окисляемостью.

Практически все производители аккумуляторов, рекламируя свою продукцию, нещадно «грузят» потенциального покупателя рассказами о технических изюминках своих изделий. Не имея никакого желания сомневаться в справедливости фирменных обещаний, позволим себе одно замечание. Редкий рядовой покупатель всерьез вникает в тонкости протекания электролитических реакций в чреве аккумулятора. И о любителях разворотить свежекупленную на свои кровные батарею для проверки соответствия конструкции рекламным проспектам что-то не слышно. В общем, главными критериями выбора все равно остаются емкость (те самые ампер-часы) и цена аккумулятора. Исходя из этого можно сделать несколько выводов. На прилавках повсеместно более популярные батареи от 55 до 66 А/ч стоят лишь слегка дешевле 70—75-амперных. Соотношение цена/емкость однозначно указывает в пользу более мощных. Поэтому, если место для аккумулятора под капотом вашего авто позволяет, во всех отношениях выгодней приобретать батарею-«семидесятку» — лишние 200—300 рублей при уровне цен в 1500—2500 погоды явно не делают. Аккумулятор покупают не на сезон, а на годы, и лишние 15—20 А/ч морозным утром вряд ли кому помешают.


КСТАТИ

В результате небрежной эксплуатации батареи она может быстро превратиться в бесполезную пластиковую коробку. Главное нарушение — падение уровня электролита. Низкая заряженность батареи (менее 75% от номинала) может появиться в результате слабого натяжения ремня привода генератора или его неисправности, когда при работающем двигателе на выводах батареи напряжение составляет менее 13,6 В. Бывает, что неисправный стартер увеличивает потребление тока, «насилуя» батарею. Окисление клемм силовых проводов ухудшает запуск двигателя и зарядку батареи. Еще один метод «убийства» аккумулятора авто — регулярные пуски двигателя с энной попытки с последующими короткими поездками, за время которых батарея не успевает зарядиться до рабочего уровня.


НАША СПРАВКА

• Малообслуживаемые батареи относительно недороги, но требуют периодического контроля за уровнем электролита. Необслуживаемые дороже, зато рассчитаны минимум на пять лет службы вообще без какого-либо ухода. Зачастую в корпусах даже гибридных батарей не предусмотрены пробки. Необслуживаемые «кальциевые» батареи благодаря еще более низкому газовыделению обязаны служить пять-семь лет без какого-либо ухода. У них меньше выражено явление саморазряда, что становится особенно заметно на последних годах службы. Но «кальциевые» батареи больше, чем низкосурьмянистые, боятся глубокого разряда. После такого инцидента аккумулятор довольно часто перестает полностью заряжаться. Батарея такого типа может требовать специального зарядного устройства с ограничением напряжения заряда.


• Срок службы свинцовых батарей в зависимости от их конструкции, назначения и условий эксплуатации составляет 3—5 лет. После этого аккумулятор годится только в переработку. Аккумуляторный лом представляет собой сложное сырье, содержащее 42—67% свинца, 22—35% пластмассы, 0,1—6% электролита, 3—10% влаги, кислород, серу. Относительное содержание свинца зависит от типа аккумулятора.

Столичные специализированные организации утилизируют до 80% всех вышедших из строя автомобильных аккумуляторов в городе. Большинство московских фирм, занимающихся утилизацией аккумуляторов, принимают их без электролита, вынуждая дисциплинированных автовладельцев сливать его куда придется. Экологию, понятное дело, такая практика не улучшает. Есть, однако, и конторы, принимающие аккумуляторы у всех желающих в любом виде. Если автомобилисту не совсем плевать на природу, найти «правильных» утилизаторов он сможет легко. Принимают отработанные батареи «на вес» — примерно по 1,1 рубля за килограмм аккумулятора. Периферийным автовладельцам в этом смысле приходится тяжелее, хотя в любом областном центре подобные услуги худо-бедно представлены.


• Исходя из практики и здравого смысла можно сказать, что для отечественных машин и подержанных иномарок подойдут и малообслуживаемые, и необслуживаемые батареи. Предпочтительней все же малообслуживаемые — они не столь чувствительны к перезаряду, нежели необслуживаемые. В то же время они могут выдерживать глубокий разряд, например, во время длительной работы стартера зимой, когда мотор отказывается заводиться с первой попытки. При этом контролировать уровень электролита надо не чаще одного-двух раз в год.

Владельцам же новых иномарок, у которых проблем с пуском мотора быть не должно, наряду с необслуживаемыми батареями можно порекомендовать и «кальциевые». На таких авто при отсутствии глубоких разрядов они будут служить очень долго — в полтора-два раза дольше необслуживаемых.