Первый украинский

Интеграция отечественных автомобильных заводов в мировую автоиндустрию продолжает набирать обороты. Однако в этом процессе у России есть серьезные конкуренты. Доказательство тому — популярность недорогого Chevrolet Lanos украинской сборки.

Интеграция отечественных автомобильных заводов в мировую автоиндустрию продолжает набирать обороты. Однако в этом процессе у России есть серьезные конкуренты. Доказательство тому — популярность недорогого Chevrolet Lanos украинской сборки.

Поводом для поездки российских журналистов на «Запорожский автомобилестроительный завод», где собирают популярный нынче (но небесспорный) седан Chevrolet Lanos, послужило... Да, собственно, особого повода и не было. Просто в российском бюро концерна «General Motors» здраво рассудили, что россиянам, с конца прошлого года ажиотажно скупающим недорогой Lanos, будет любопытно узнать некоторые подробности производства и дальнейшие перспективы этого автомобиля.

Все большее количество автозаводов на территории СНГ начинают позиционировать себя в качестве серьезных отраслевых игроков европейского масштаба. И если одни, заполучив права на сборку какой-нибудь одной, к тому же убеленной сединами модели, долго барахтаются на месте, иные за то же самое время успевают набрать целый пакет громких иностранных брендов, модернизировать оборудование и начать продвижение своих проектов на международные рынки. Нужно отдать должное: «Запорожский автозавод», входящий в группу компаний «УкрАвто», — в числе последних.

О том, что ЗАЗ активно и давно сотрудничает с такими грандами мирового автомобилестроения, как «DaimlerChrysler», «General Motors», GM-DAT, «Renault», многие из нас узнали только в ноябре 2005 года. Именно прошлой осенью на отечественном рынке появился Chevrolet Lanos по цене $8980, который и спровоцировал некоторый интерес к судьбе в прошлом советского, а ныне украинского автогиганта. Пожалуй, и сегодня Lanos остается одним из наиболее выгодных предложений в сегменте «В». Подтверждением чему служат цифры продаж. По состоянию на 1 сентября с начала года в России Lanos разошелся почти 24-тысячным тиражом. Неудивительно, что с весны этот автомобиль перманентно находится в дефиците.

Покупательский интерес к «американцу» корейско-румынско-украинского происхождения (именно эти страны напрямую причастны к тому, что мы с вами покупаем в автосалоне под именем Lanos) в июне подстегнуло появление двух новых комплектаций модели. Версия S за $8980 по-прежнему остается базовой. К ней присоединилась версия SE ($9430 — подушка безопасности плюс гидроусилитель руля) и версия SX ($10 130 — то же самое плюс кондиционер и передние электростеклоподъемники). Продажи пошли еще веселей, однако продолжать доукомплектацию автомобиля производители не торопятся, опасаясь вылета Lanos за границы своей покупательской аудитории. К примеру, установка системы AБС на авто, предназначенные для российского рынка, пока даже не планируется — нет спроса.

Между тем ситуация с возникновением в России очереди, на сей раз за Lanos, ни GM, ни ЗАЗ, похоже, не устраивает. Председатель правления ЗАО «ЗАЗ» Николай Евдокименко заверил:

— Мы будем увеличивать объем поставок Chevrolet Lanos в Россию. — И добавил: — Сегодня мы занимаемся урегулированием вопросов с поставщиками комплектующих...

Трудно сказать, удастся ли украинцам полностью удовлетворить россиян. Но тот факт, что уже сегодня завод работает в три смены (20 часов в сутки без выходных), оптимизма не вселяет.

Хотя амбиции у завода завидные, и значительная их часть, судя по всему, связана с российским рынком. В ближайших планах завода — освоение производства новых моделей Chevrolet: Epica, Captiva и Aveo. В дополнение к уже выпускаемым моделям Opel — запуск 3-дверного Opel Astra (второго поколения), а также начало сборки четырех китайских автомобилей модельного ряда Chery. Кроме того, в Запорожье планируется строительство еще одного сборочного автозавода. По предварительной информации, здесь будет выпускаться новая модель с кодовым названием Т, которую ЗАЗ планирует производить совместно с GM. Свою перспективу запорожцы видят в тесном сотрудничестве с американским концерном, и не исключено, что в жертву этому альянсу (нужны дополнительные производственные площади) будут принесены давние партнерские отношения с «АвтоВАЗом». Вслух о возможной размолвке двух гигантов пока никто не говорит, но руководство ЗАЗа не скрывает, что тема GM для предприятия наиболее рентабельна. И это при том, что только за первые шесть месяцев текущего года на ЗАЗе из российских комплектующих было собрано почти 12 000 автомобилей Lada различных модификаций.

Совсем скоро не поздоровится и все еще выпускаемой «Таврии». Ее снимут с конвейера в январе 2007-го. А седан «Славута» продержится чуть дольше — в будущем ему на смену должна прийти новая модель. Скорее всего ею станет совместная разработка на базе одной из моделей GM-DAT — строят планы на ЗАЗе. Однако воплощение задуманного потребует времени, а пока на предприятии озабочены проблемами более насущными. Уже в ближайшее время должно начаться производство модернизированной версии Chevrolet Lanos. Изменения коснутся как интерьера (что явно пойдет на пользу автомобилю), так и экстерьера. Продажи обновленного Lanos не за горами.