Президент приказал копать

И речь сейчас идет отнюдь не о гаишниках. Они-то как раз даже чаще, чем нам бы того хотелось, теребят общественность идеями по снижению аварийности. Правда, все инициативы сводятся лишь к ужесточению наказаний, хотя, как известно, аварии частенько случаются из-за никудышного состояния дорог. Не будем в тысячный раз кивать на дыры в асфальте или отсутствие освещения вдоль трасс. Куда актуальнее тема строительства развязок, бетонных отбойников и ликвидации железнодорожных переездов.

И речь сейчас идет отнюдь не о гаишниках. Они-то как раз даже чаще, чем нам бы того хотелось, теребят общественность идеями по снижению аварийности. Правда, все инициативы сводятся лишь к ужесточению наказаний, хотя, как известно, аварии частенько случаются из-за никудышного состояния дорог. Не будем в тысячный раз кивать на дыры в асфальте или отсутствие освещения вдоль трасс. Куда актуальнее тема строительства развязок, бетонных отбойников и ликвидации железнодорожных переездов.

Руксостав ГИБДД, начиная разговор о необходимости повышения штрафов, ставит в пример страны Европы, дескать, там автомобилистов держат в ежовых рукавицах, потому и ДТП в Старом Свете — редкое явление. Отчасти это правда, но умалчивают генералы о дорогах. Кто бывал в странах Евросоюза, наверняка заметил, что у буржуинов автомобильные дороги никогда не пересекаются на одном уровне с железнодорожными путями — машины либо ныряют в тоннель, либо пролетают по эстакаде. На всех без исключения загородных трассах встречные полосы разделены не как у нас — двумя линиями разметки, а так называемыми парапетами. Ну а что касается перекрестков, то их там почти нет — кругом многоуровневые развязки. Оттого и лобовых столкновений не увидеть, как и не встретить автобус с пассажирами, размазанный по рельсам поездом.

Все это можно было давно сделать и в нашей стране, однако Минтранс вот уже сколько лет подряд лишь разводит руками, дескать, денег на реконструкцию и строительство нет, а посему радуйтесь тому, что имеете. И, по всей видимости, чтобы не строить новые дороги и не реконструировать старые, замминистра транспорта Евгений Москвичев сообщил о том, что его ведомство готовит поправки в КоАП РФ, ужесточающие ответственность за грубые нарушения ПДД.

Но вдруг случилось чудо. По поводу ахового состояния дорожной сети обмолвился президент Путин и намекнул, что неплохо бы существенно нарастить объемы дорожного строительства и реконструкции дорог в России, так как «из-за плохого их качества страна теряет до 6 процентов ВВП в год». После напутствия президента чиновники от Минтранса моментально нашли деньги на безопасность автомобилистов — руководитель Росавтодора Олег Белозеров пообещал привести большую часть отечественных автодорог в нормальное состояние уже к 2010 году.

— Уже сейчас в России есть дороги, отвечающие международным стандартам, но к 2025 году все дороги должны быть такого уровня качества, — заявил Белозеров на Всероссийской научно-практической конференции по вопросам обеспечения качества дорожных работ, состоявшейся в Кемерове. — Кроме того, в 2007 году увеличится объем финансирования дорожной отрасли, который по сравнению с нынешним годом вырастет на 80 процентов и составит 203 миллиарда рублей. Эти деньги, в частности, планируется направить на строительство 522 километров федеральных и 2000 километров территориальных дорог, а часть средств уйдет на реконструкцию 4000 километров федеральных дорог...

Согласитесь, любопытное заявление, ведь еще несколько месяцев назад Минтранс говорил совершенно другое: новые дороги в России строиться больше не будут...

Увы, но таков стиль работы практически всех государственных мужей: пока гарант не скажет, что стране нужны дороги, транспортники даже не задумаются над тем, где взять деньги на обустройство трасс; пока президент не выскажет недовольство «мигалками», милиционеры и не повернут головы в их стороны...


КСТАТИ

Потери от плохих дорог составляют 6% ВВП. При этом, по заявлению министра транспорта России Игоря Левитина, не более 15% российских дорог в 2010 году будут соответствовать эксплуатационным нормам. По словам высокопоставленного чиновника, по состоянию на 2006 год эксплуатационным нормам соответствуют 37% федеральных и 24% региональных дорог. Однако, заметил министр, если дорожное хозяйство будет развиваться такими же темпами, к 2010 году показатели резко ухудшатся.