Восточные мотивы

Сегодняшних героев нашей рубрики объединяют не только относительно низкая цена и азиатское происхождение. Все они созданы «по мотивам» других моделей. Например, китайский Chery Amulet — почти точная копия старенького Seat Toledo. А в основе Iran Khodro Samand лежит Peugeot 405. У себя на родине в Южной Корее Nissan Almera Classic — основательно перелицованная Almera — называется Samsung SM3. И лишь Kia Spectra, претендуя на оригинальность, казалось бы, выбивается из этого ряда. Хотя и в ее родословной не без греха: прототип нынешней модели — Sephia — создавался на базе Mazda 323.

Сегодняшних героев нашей рубрики объединяют не только относительно низкая цена и азиатское происхождение.

Все они созданы «по мотивам» других моделей.

Например, китайский Chery Amulet — почти точная копия старенького Seat Toledo. А в основе Iran Khodro Samand лежит Peugeot 405.

У себя на родине в Южной Корее Nissan Almera Classic — основательно перелицованная Almera — называется Samsung SM3.

И лишь Kia Spectra, претендуя на оригинальность, казалось бы, выбивается из этого ряда. Хотя и в ее родословной не без греха: прототип нынешней модели — Sephia — создавался на базе Mazda 323.


Принимая во внимание дефицит газетных полос и тот факт, что каждый из участников этого теста уже знаком читателям «МКмобиля», мы воздержимся от описания внешности наших героев, сразу перейдя к эргономическим оценкам.

В салоне Almera Classic довольно уютно, хотя и без особых изысков — передняя панель выполнена из недорогого, но добротного серо-черного пластика. Большой трехспицевый руль регулируется только по углу наклона. Однако диапазон продольной и вертикальной настроек сиденья позволяет устроиться за «баранкой» с приемлемым комфортом даже относительно рослому (до 2 метров) водителю.

Посадка за рулем Spectra достаточно низкая, а «лифт» сиденья не предлагается даже за доплату. Но проблем с комфортом и обзорностью в машине нет. Все органы управления под рукой, а упрекнуть интерьер можно разве что в старомодности (что в той или иной степени свойственно всем участникам этого теста).

Подбору удобной посадки в Chery Amulet способствуют довольно высокое кресло (улучшает обзорность) и наличие регулируемого по высоте руля. Вот только рычаг коробки передач от водителя расположен чуть далековато — к пятой передаче уже приходится тянуться. Однако более серьезных эргономических проколов мы не обнаружили. Да и качество сборки салона вполне приемлемое.

В Samand тоже сидишь высоко. При этом диапазон вертикальной настройки рулевой колонки невелик, и даже в крайнем верхнем положении «баранка» лежит у рослого водителя на коленях. Но это, по большому счету, единственная серьезная претензия: управлять «иранцем» вполне удобно, а материалы и качество отделки салона нареканий не вызывают.

Заднее сиденье Spectra вполне можно делить на троих, а пространства для ног хватает даже при полностью сдвинутых назад креслах. Неплохо с местом и на заднем диване Samand. «За собой» я уселся без проблем и уверен, что справа спокойно еще такой же поместится. В принципе и третий. То же можно сказать и про Amulet, где сзади вдвоем гораздо комфортнее, чем втроем. Особенно если выдвинуть из спинки широкий подлокотник — с боксом и подстаканниками.

А вот задний диван Almera Classic вместимостью не поразил. Номинально он рассчитан на троих, но место посредине явно предназначено для ребенка, пространства для коленей тоже в обрез. Для более-менее комфортного путешествия лучше, если сзади разместятся два человека, а спереди окажутся люди среднего роста.

«Бюджетный» седан регулярно используется в качестве грузовика: саженцы на дачу отвезти, картошку оттуда вывезти. Посему вместительный багажный отсек для владельца такой машины — вещь первостепенная. Оценивая «грузовые» возможности участников теста по литражу, пальму первенства стоило бы присудить Samand — полезный объем достигает 500 л. К тому же погрузочная высота невелика, а задняя торсионная подвеска позволила сделать колесные арки минимально выступающими. Но вот с перевозкой длинномеров — полный швах: задний диван не трансформируется, максимум, на что может рассчитывать владелец, — узкий лючок, пригодный разве что для перевозки лыж или плинтуса.

Те же «грабли» поджидают и хозяина Almera Classic: для транспортировки длинномеров этот седан приспособлен не больше иранского. Зато сам 460-литровый багажник весьма просторен (хотя часть полезного объема «съедают» большие серпообразные петли) и способен вместить даже широкую и габаритную поклажу.

Лишь незначительно уступая лидерам по объему, багажный отсек Spectra — 440 л — легко увеличивается благодаря складывающейся в пропорции 40:60 спинке заднего дивана. Ровной грузовой платформы вы, правда, не получите, зато проблем с перевозкой длинномеров не будет.

Но, пожалуй, самый удачный багажник предлагает Amulet. Во всяком случае, владелец вряд ли пожалуется на неудобства, связанные с его заполнением. Кажущаяся совсем небольшой крышка багажника на самом деле поднимается вверх вместе с задним стеклом — такова удачная особенность кузова типа лифтбек (замаскированный под седан хэтчбек), открывая внушительных размеров погрузочный проем. Емкость багажного отсека тоже немаленькая — 420 л, а задние сиденья складываются ровно, без ступеньки.

Что ж, остается проверить наших героев на ходу. Принимая во внимание некоторый разнобой в подборе силовых агрегатов (выбор между «механикой» и «автоматом» предлагают лишь Almera Classic и Spectra), мы отметим особенности поведения машин с механической и автоматической трансмиссией. Но сперва — пару слов о двигателях. Все машины, кроме Samand, оснащены 1,6-литровыми моторами, развивающими 94—107 л.с. (характеристики — в таблице). Двигатель Almera Classic с бесступенчатой регулировкой фаз впуска CVTC хорошо тянет уже с низких оборотов, обеспечивая уверенный разгон с места. На «низы» настроен и 1,8-литровый мотор Samand (тоже, кстати, унаследованный от Peugeot). До 3500 об/мин — отличная тяга, а дальше — «много шума из ничего». Бойкий мотор Spectra хорошо крутится в широком диапазоне оборотов. Но уж больно шумен. Китайский агрегат, слегка уступая соперникам в мощности, демонстрирует похожие повадки.

Как и следовало ожидать, выдающихся динамических характеристик участники этого теста не продемонстрировали, выказав, впрочем, вполне приемлемую для своего класса резвость. Конечно, в плане удобства управления разгоном (информативность сцепления, четкость выбора передач) каждый из автомобилей имеет свои нюансы. Скажем, короткоходная, в меру жесткая педаль сцепления Spectra «берет» с самого «низа», на Samand наоборот — в самом «верху», да и «мягкое» сцепление Amulet с непривычки кажется чересчур «длинным». Иранская коробка, без изменений перекочевавшая с Peugeot 405, работает «по-французски» — переключения немного невнятные, размазанные. Рычаг КП Amulet имеет большой свободный ход, передачи иногда приходится включать с заметным усилием. Набалдашник рычага механической коробки Almera Classic слишком маленький и неудобный, а переключение передач вязкое и нечеткое. Зато «автомат», несмотря на небольшие толчки при переключениях, порадовал расторопностью — задержки при переходе на одну или две ступени «вниз» меньше, чем можно было ожидать. А вот автоматическая трансмиссия Spectra откровенно разочаровала: коробка «задумчивая», а при интенсивном разгоне переключения сопровождаются заметными рывками. Есть нюансы и в подборе передаточных чисел: в отличие от Amulet нижние передачи у Samand заметно «длиннее». Зато «китаец» может уверенно разгоняться на пятой передаче уже с 20—30 км/ч!

Управляемость у наших героев для автомобилей своего класса и ценовой категории тоже вполне приличная. На городских улицах, особенно при спокойной манере вождения, машины ведут себя вполне адекватно. Возможно, иному чересчур горячему водителю и захочется чуть более четких и скорых реакций на быструю работу «баранкой», а любитель скоростных виражей посетует на крены в поворотах. С другой стороны, нельзя же оценивать недорогой «автомобиль на каждый день» по меркам суперкара!

Не дотягивая до образцовой управляемости Peugeot 405, Samand, впрочем, не разочаровал. На повороты руля автомобиль реагирует почти без запаздываний. На переставке крены, несмотря на большой дорожный просвет (18 см!), невелики. При превышении скорости в повороте Samand начинает скользить передней осью, а под резкий сброс «газа» охотно уходит в занос. Подвеска отличается завидной энергоемкостью.

Almera Classic демонстрирует стабильность на траектории, в том числе и на неровных дорогах, образцовый отклик на изменение тяги в повороте. Руль точный, не слишком быстрый, с внятным усилием и при этом не напрягающий при парковке. Попенять можно только на раннее начало скольжений, но не будем забывать, что спортивные амбиции этому автомобилю чужды. В настройках подвески, не пасующей даже перед серьезными выбоинами и не досаждающей излишней жесткостью, приоритет явно отдавался комфорту.

Мягкая подвеска Spectra сглаживает волны покрытия, а жесткие неровности передает только на малых скоростях. Но эта же подвеска обусловливает повышенные крены, неточные реакции и требует снижать скорость перед крутыми виражами. Низкая чувствительность заставляет слишком много крутить рулем на перекрестках и лишает обратной связи с автомобилем на скоростной трассе.

Не назовешь острой и «баранку» Amulet. Более четкие и своевременные реакции никому бы не помешали. Тем не менее управляемость и плавность хода китайского автомобиля откровенно негативных эмоций не вызывают.

К работе тормозных систем наших героев (спереди тормоза у всех дисковые, сзади — барабанные, опционная ABS) серьезных претензий не возникло. В штатных режимах автомобили замедлялись ровно, без потери курсовой устойчивости.

Еще одна немаловажная для «народного» автомобиля характеристика — экономичность. Чем следует «кормить» наших героев и как часто? Ответ на первый вопрос потенциальных покупателей, видимо, обрадует: все участники этого теста могут довольствоваться «92-м» бензином (хотя мы рекомендовали бы «95-й»). А вот низким расходом топлива они похвастать определенно не смогут. В городе ни один из них не укладывается в рамки 10 л на 100 км пробега. Впрочем, повышенный расход топлива можно списать на неэкономичную манеру езды, непроходимые московские «пробки» и прочие обстоятельства. (Известно ведь, что «прожорливость» автомобиля провоцирует все что угодно, а снизить его «аппетит» способно лишь мастерство водителя.)

Ну и, наконец, об «аппетитах» производителей и продавцов. Во что обойдется приобретение протестированных машин?

Иранцы (как, впрочем, и их российские партнеры) особой жадностью не отличаются. За большой и неплохо (по меркам класса и возраста) укомплектованный Iran Khodro Samand просят $10 950—12 950. И если в «базе» основное достоинство Samand — размеры (хотя и здесь имеются гидроусилитель, регулировка наклона рулевой колонки, магнитола, центральный замок, электрические стеклоподъемники передних дверей), то уже в следующем варианте исполнения появляется кондиционер, затем — полный электропакет и бортовой компьютер. А в топ-версии присутствуют даже ABS и парктроник. Правда, подушки безопасности покупателям Samand не купить ни за какие деньги.

Соотношение цены и комплектации Chery Amulet тоже выглядит вполне привлекательно: $8999—10 899 по курсу ЦБ. К услугам владельца все необходимое: усилитель руля, кондиционер, электроприводы стекол и зеркал. Правда, подушки безопасности доступны только покупателям самых дорогих Amulet.

Заявленные цены Kia Spectra составляют в зависимости от комплектации $12 390—14 990 (за автомобиль, аналогичный участвовавшему в тесте, просят $14 490). Однако рассчитываться с продавцом придется по внутреннему курсу — 28 рублей за доллар. При этом список опций составлен как-то странно. К примеру, фронтальные подушки безопасности клиент получает уже в «базе», но вынужден доплачивать за… колесные колпаки.

Стать обладателем самой доступной Almera Classic можно за $13 590. Ну, а за аналогичный «нашему» автомобиль в наиболее полной комплектации с автоматической трансмиссией дилеры попросят $18 240. На фоне прочих участников теста это, конечно, дорого. Но как ни крути, а Almera Classic — хоть и не последнее слово техники, а все же самый новый автомобиль в нашей четверке. Да еще и выпускается под уважаемым брендом. А это, как известно, дорогого стоит.

Nissan Almera Classiс

+ Выразительная внешность, хорошие ходовые качества, удачный тандем двигателя и АКП.


- Относительно высокая цена, малый диапазон регулировки водительского сиденья, нетрансформируемый салон.


Дмитрий ЗЛЕНКО, корреспондент «МКмобиля»:

— Almera Classic ни в одном из компонентов своим конкурентам не уступает, скорее наоборот. Автомобиль привлекателен снаружи, довольно качественно сделан внутри, да и едет в общем-то вполне прилично. Однако эргономикой салон Nissan не впечатлил — высокому водителю здесь будет тесновато. Впрочем, по сравнению с тем же Amulet это не такой уж существенный недостаток.


Дарья ЗАРЕЦКАЯ, корреспондент «МКмобиля»:

— По сравнению с Almera, обладающими более привычным для нас экстерьером, новый Nissan выглядит достаточно свежим. Но только снаружи... Изнутри седан, напротив, скучен и безынтересен. Еще одно странное, на мой взгляд, решение — отсутствие складывающейся спинки заднего дивана, что для бюджетного седана тоже большой минус.

Chery Amulet

+ Невысокая цена, приемлемый уровень комфорта, управляемости и «грузовых» возможностей.


- Архаичный дизайн, неудобное управление коробкой передач, запах в салоне.


Дмитрий ЗЛЕНКО, корреспондент «МКмобиля»:

— Лицом (по сравнению с Nissan и Spectra) Amulet, как мне кажется, не вышел — слишком уж скучен. То же можно сказать и о салоне. Ситуацию немного оживляют тяговитый двигатель и настройки коробки — тронуться с пятой передачи не сможет ни один из его сегодняшних оппонентов...


Дарья ЗАРЕЦКАЯ, корреспондент «МКмобиля»:

— Экстерьер Chery под стать его оппонентам — не красавец, конечно, но и совсем уж уродливым его не назовешь. Однако, на мой взгляд, этим его достоинства и ограничиваются. Интерьер в целом выглядит неплохо, где-то можно закрыть глаза и на эргономические недостатки, и на ляпы, допущенные при сборке, но что абсолютно неприемлемо — странный химический запах в салоне.

Iran Khodro Samand

+ Солидные габариты, довольно много автомобиля за небольшие деньги, вместительный багажник.


- Конструктивно очень старая модель, нетрансформируемый салон, отсутствие подушек безопасности.


Дмитрий ЗЛЕНКО, корреспондент «МКмобиля»:

— Иранский «француз» не впечатлил. Впрочем, учитывая его реальный возраст, очаровать искушенного покупателя машине будет весьма проблематично. С другой стороны, пусть и старая, но проверенная годами конструкция при должном уровне исполнения, как правило, надежна. Еще одно достоинство Samand — приличный уровень оснащения, вот только пользоваться некоторыми кнопками зачастую просто неудобно.


Дарья ЗАРЕЦКАЯ, корреспондент «МКмобиля»:

— «Иранец» — прямой конкурент Chery. Абсолютно одноплановые автомобили — они и выглядят одинаково, и едут почти одинаково, практически равны и по стоимости, и по комфорту. Тем не менее в актив Samand можно смело записывать более качественное исполнение, материалы отделки салона, а также наличие электроприводов в спинках сидений.

Kia Spectra

+ Относительно невысокая цена, вместительные салон и багажник, отсутствие серьезных эргономических недочетов.


- Невыразительный дизайн, не самое хорошее взаимодействие мотора и «автомата», посредственная управляемость.


Дмитрий ЗЛЕНКО, корреспондент «МКмобиля»:

— Ладный, хорошо собранный кузов, пусть и аскетичный, но прилично исполненный интерьер, неплохо продуманная эргономика, вместительный багажник, к тому же салон рассчитан на пятерых. Приятно то, что едет Spectra очень ровно и уверенно. Передняя подвеска немного слабовата, но в целом этот автомобиль вполне комфортен. Серьезных претензий не предъявишь.


Дарья ЗАРЕЦКАЯ, корреспондент «МКмобиля»:

— Внешне Spectra старовата, внутри тоже не «хай-тек», да и серый цвет ей не к лицу, но выглядит она вполне солидно. Довольно приятный пластик, плюшевая ткань на сиденьях и наличие необходимого набора регулировок, за которые, к слову, не надо доплачивать, — ощутимые плюсы. Огромный салон и вместительный багажник для семейного человека тоже окажутся очень кстати.


КРАШ-ТЕСТ

Конструктивной свежестью не может похвастать ни один из сегодняшних оппонентов. Мало того, в независимых испытаниях на безопасность участвовал только один из них — Kia Spectra. В 2004 году по итогам серии краш-тестов NHTSA (американская «Национальная администрация по безопасности на шоссейных дорогах») автомобиль получил самый низкий рейтинг за всю историю испытаний. Тем не менее всего через год тот же тест был выполнен на четыре балла из пяти. Об уровне безопасности, обеспечиваемом пассажирам Almera Classic, в принципе можно судить по результатам краш-тестов европейского Almera. В 2001 году тот прошел серию испытаний ассоциации EuroNCAP. По сути провалив фронтальный тест (9 баллов из 16), автомобиль получил оценку четыре звезды за счет стопроцентного результата в боковом.

Что же касается Amulet и Samand, то в независимых краш-тестах эти модели не участвовали вовсе, а апеллировать к заводским испытаниям нам кажется не совсем корректным.