Из FTOрых рук

Если вы мечтаете купить относительно недорогое спортивное купе, то совсем не обязательно замыкаться только на Honda Prelude, Mitsubishi Eclipse и Toyota Celica. Японцы делали и другие очень интересные автомобили.

Если вы мечтаете купить относительно недорогое спортивное купе, то совсем не обязательно замыкаться только на Honda Prelude, Mitsubishi Eclipse и Toyota Celica. Японцы делали и другие очень интересные автомобили.

Один из них — переднеприводный Mitsubishi FTO второго поколения, выпускавшийся с 1994 по 2000 год.


Впоследнее время Mitsubishi FTO у нас становится все больше. И ничего удивительного в этом нет. Многим очень нравится дизайн FTO, да к тому же и цена на машины весьма интересна — по словам руководителей клуба поклонников Mitsubishi FTO, приличное авто можно купить за $12 000—15 000. Если вы найдете в Японии ухоженный Mitsubishi FTO, сделанный в конце 1999 или в 2000 году, то «растаможка» окажется приемлемой, ведь эта машина оснащалась моторами объемом 1,8 и 2,0 л (соответственно платеж составит 3200 и 3500 евро).

Надо сказать, что когда Mitsubishi FTO впервые представили публике, он поразил не только рядовых автолюбителей, но и специалистов. Причем как дизайном, так и большим количеством разнообразных «наворотов».

FTO до сих пор смотрится просто отлично, привлекая внимание соседей по потоку. Конечно, сейчас есть более интересные автомобили, но даже на фоне современных купе этот «японец» не меркнет. Представьте, как его встретили в середине 90-х годов, когда FTO только-только появился в продаже! Говорят, девочки сами прыгали в купе. Так что нет ничего удивительного, что Mitsubishi FTO покупали и покупают из-за его внешнего вида. Хотя, надо сказать, и внутреннее содержание автомобиля на соответствующем уровне.

А сейчас расскажем о главном минусе Mitsubishi FTO. О его... внешнем виде. Точнее, о кузовных элементах. Нет, они не покрываются ржавчиной и не разваливаются. Наоборот — никакой коррозии не должно быть даже на автомобилях первых годов выпуска. Но вот если водитель разобьет или помнет какой-нибудь элемент экстерьера, то сразу поймет, что за эксклюзив надо платить. Как уверяют российские владельцы Mitsubishi FTO, сейчас ситуация со стоимостью «железа» нормализовалась, а ведь еще не так давно за одну только переднюю фару просили $700! Некоторые магазины, расположенные вне Москвы и Петербурга, до сих пор держат такие цены. Но на самом деле сегодня с запчастями стало полегче. Детали кузова можно найти даже на «разборках», причем без особых проблем. Хотя если вы предпочитаете ставить на свою «ласточку» только новенькие элементы, придется раскошелиться. Ведь бампер стоит $560 (подержанный — $150—300), а, скажем, передняя фара — $375 (на «разборках» продают за $120).

Осмотру кузова надо уделить самое пристальное внимание. Ведь сейчас абсолютно «целых» FTO практически нет — только битые сильно и не очень. Поэтому обязательно проверьте развал/схождение. Если здесь будут серьезные проблемы, от покупки машины лучше, наверное, отказаться. По словам мастеров, на FTO надо обязательно осмотреть места крепления задних стоек к кузову — это слабое место. Если видны трещины или сильная ржавчина, машину покупать не стоит.

Комплектации Mitsubishi FTO всегда хорошие, а такие вещи, как электроприводы стекол, зеркал и кондиционер, — просто базовое оборудование. Причем, что очень важно, в салоне обычно все работает без проблем даже на 10-летних машинах. Кстати, если вы видите, как справа на панели приборов при торможении или повороте загорается оранжевая лампочка, особо не волнуйтесь. Это не сбой в компьютере или системе управления коробкой передач. Просто надо долить жидкость в бачок омывателя. Пожалуй, лишь «кондей» на 7—10-летних машинах способен сломаться. Так что его проверке уделите чуть больше времени. Еще можно отметить, что на FTO, как это часто бывает на японских автомобилях, весьма посредственная шумоизоляция, поэтому некоторые владельцы делают дополнительную.

Mitsubishi FTO образца 1994—2000 годов оснащались только тремя двигателями. Причем даже самый скромный 1,8-литровый агрегат мощностью 125 л.с. серии 4G 93 позволяет этому маленькому и легкому автомобилю ездить довольно быстро — 200 км/ч Mitsubishi FTO 1.8 осилить может (1,8-литровый мотор имели версии GS). Однако гораздо большим уважением пользуются машины с 2-литровым V6 серии 6А12. Он бывает двух вариантов: 170 л.с., а чуть позже 180 л.с. (версии GR и GP), или все 200 л.с. (версии GPX и GPvR). Причем в последнем случае для достижения удельного соотношения (1 л — 100 л.с.) не потребовалось применять турбонаддув или компрессор. Для получения рекордного показателя «Mitsubishi» использовала систему Mivec, управлявшую изменениями зазоров клапанов. Для середины 90-х годов — настоящий технологический прорыв! Говорят, в Японии можно встретить FTO GPX или GPvR с тюнинговыми двигателями, развивающими уже около 250—280 л.с. Правда, покупать такие автомобили, наверное, не стоит. Ведь если очень хочется иметь купе с мотором мощностью более 200 л.с., лучше обратить свой взор на Mitsubishi GTO/3000 GT или, скажем, Toyota Supra, которые имели 6-цилиндровые агрегаты объемом 3,0 л (как минимум 224 л.с., а та же Supra могла похвастать и 330 л.с.).

2-литровые «шестерки», даже в версии мощностью 200 л.с., оказались весьма надежными. Правда, они требуют регулярного обслуживания и использования только самого лучшего масла (по счастью, сейчас проблем с этим нет). Но покупая такой автомобиль, как Mitsubishi FTO, будьте морально готовы к тому, что двигатель рано или поздно не выдержит работы в режиме перегрузок (а водители ой как любят «раскручивать» моторы на всю катушку).

И в этом случае придется делать «капиталку» с заменой коленвала, шатунов и прочего. Опытные мастера смогут подобрать детали от других моделей Mitsubishi, но в любом случае серьезный ремонт обойдется в $2500—3000, ведь запчасти для двигателей, мягко говоря, недешевые. Именно поэтому переборкой движков FTO мало кто занимается — гораздо выгоднее купить за $1000 мотор из Японии с небольшим пробегом и со всеми необходимыми документами. Иногда в продаже встречаются автомобили с постукивающими гидрокомпенсаторами (для выявления этой «болячки» лучше всего слушать непрогретый мотор).

Если компенсаторы стучат громко, не тяните резину и поставьте новые — с работой это обойдется примерно в $200. Когда же гидрокомпенсаторы только напоминают о себе, порой можно ограничиться лишь заливкой специальной жидкости для их очистки и сменой масла.

Двигатели Mitsubishi FTO требуют обслуживания каждые 10 000 км (как уже было сказано, на масле лучше не экономить). Раз в 15 000—30 000 км приходится менять свечи зажигания, а через 40 000—60 000 км желательно чистить форсунки. Как правило, ультразвук не помогает, поэтому лучше сразу работать с «химией». Что касается свечей зажигания, то у 2-литрового мотора есть одна особенность. «Mitsubishi» рекомендует ставить в одну «голову» обычные свечи, а в другую (дальнюю) — иридиевые, которые, по идее, служат в два раза дольше. Но российские владельцы FTO считают, что, учитывая качество нашего топлива, на дорогих иридиевых свечах можно прекрасно сэкономить. Все равно в России они долго не живут. А еще не забывайте через 90 000 км покупать новый ремень ГРМ с роликами, ремень балансирных валов, сальники и так далее. В результате ТО на 90 000 км обходится в приличные деньги — около $500. Кстати, как показывает практика, проблем с поиском запчастей для 2-литрового мотора нет — все «расходники», как правило, есть в наличии (а вот детали для 1,8-литрового движка имеются не всегда).

Mitsubishi FTO в свое время произвел впечатление не только своим внешним видом и отменными моторами, но еще и автоматической коробкой передач серии Invecs-II. Она способна подстраиваться под стиль вождения водителя, да к тому же еще предоставляет возможность ручного переключения. FTO стал первым японским автомобилем, получившим столь «навороченную» АКП. Так что нечего удивляться, что большинство автомобилей на рынке имеют именно этот «автомат», сочетающий достоинства двух типов трансмиссий. Приятно, что к надежности сложного «автомата» серьезных претензий нет. Но убеждать себя, что он прослужит вечно, не стоит. Хотя все же заметим: трансмиссия здесь очень крепкая. А чтобы она служила дольше, помните, что масло в АКП лучше всего менять каждые 40 000 км, причем заливать необходимо специальную смесь фирмы «Castrol». «Механика» тоже работает без проблем, а сцепление оказалось очень надежным — даже при спортивном стиле езды оно служит не меньше 130 000 км.

Подвеска FTO — типичная для купе. Жесткая, но не «зубодробильная». Благодаря отменно настроенной ходовой водитель Mitsubishi FTO может с очень большой скоростью проезжать повороты. И при этом к надежности подвески, рулевого управления и тормозов никаких претензий нет (кстати, FTO построили на модернизированном шасси Lancer образца середины 90-х годов, который зарекомендовал себя как очень надежный автомобиль). Детали дешевыми не назовешь, однако безумия нет — серьезное перетряхивание ходовой обойдется с работой и запчастями где-то в $800—1000. Примерно столько же стоят аналогичные операции на многих японских и европейских подержанных автомобилях второй половины 90-х годов. Зато новые комплектующие будут служить верой и правдой долгие годы — ресурс передних рычагов, задних тяг, амортизаторов и так далее составляет более 120 000—150 000 км, и это при условии агрессивной езды по нашим дорогам. Но обычно владельцы FTO не доводят свои автомобили до такого состояния, когда нужно делать комплексный ремонт. Чаще всего вышедшие из строя детали меняют постепенно, благодаря чему бюджет страдает несильно, ведь, например, амортизаторы для этой модели можно спокойно купить за $80—90. Кстати, нередко на FTO стоят не простые амортизаторы, а регулируемые. Бояться их не стоит — они продаются за $140—150.


ЭКСКУРС

Впервые буквы FTO появились в названии автомобилей Mitsubishi в 1971 году — тогда показали двухдверное купе, сделанное на базе Galant, под именем Galant FTO. Второй раз аббревиатура FTO (Fresh Touring Origination, что можно перевести как «новинка для путешественников») появилась в 1994 году.

Именно в 1994 году «Mitsubishi» представила очень красивое купе, которое так и называлось — Mitsubishi FTO. Автомобиль обладал не только оригинальным дизайном, но и имел множество технических новшеств. Например, FTO получил автоматическую коробку передач Invecs-II, способную подстраиваться под манеру езды водителя, да еще имевшую функцию ручного переключения. Это сейчас такой «наворот» воспринимается как само собой разумеющееся, а в 1994 году ручное переключение на «автомате» стало настоящей сенсацией. А еще Mitsubishi FTO обладали мощными моторами: 1,8 л (125 л.с.) и 2,0 л (V6, 170/180 л.с. или 200 л.с.). Причем 200 «лошадей» 2-литровый силовой агрегат выдавал без применения турбунаддува!

В общем, никто не удивился, что 2 декабря 1994 года Mitsubishi FTO признали автомобилем года в Японии. Причем фанаты FTO особо подчеркивают, что впервые им стало купе.

В 1996 году был проведен небольшой рестайлинг Mitsubishi FTO. А в 2000 году производство автомобиля свернули. Интересно, что FTO продавался только в Японии, однако это купе можно встретить на дорогах самых разных стран мира. Например, клубы любителей FTO есть не только в Японии, но и Великобритании, Австралии и даже в России (с 2005 года).

После того как Mitsubishi FTO сняли с производства, замена ему так и не появилась. И скорее всего в ближайшие пару лет не появится.


Главная сила Mitsubishi FTO — его внешность. Автомобиль влюбляет в себя с первого взгляда. И часто эта любовь взаимная. Ведь FTO в хорошем состоянии способен принести грамотному водителю массу позитивных ощущений. Как показывает опыт, содержание Mitsubishi FTO стоит примерно столько же, сколько и гораздо более распространенной у нас Toyota Celica. Разве что кузов и двигатель надо беречь — они очень дорогие.


НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Андрей ЛЕМИГОВ, генеральный директор экспертной фирмы ДЭКС:

— По поводу автомобилей с правым рулем существуют разные точки зрения. Одни считают, что они резко отличаются повышенным качеством от машин, не предназначенных для «внутреннего использования» на территории Страны восходящего солнца, а их низкая стоимость — бесплатное приложение в качестве подарка судьбы. Специалисты же нашей фирмы по этому поводу имеют совершенно противоположное мнение. Они не ставят под сомнение японское качество, так же как и расчетливость японцев, которые, судя по ценам в Москве, отдают эти автомобили нашим перекупщикам практически даром. Порой в цепочке посредников и не менее длинной транспортной составляющей стоимость самой машины вообще не видна, особенно на фоне таможенных платежей. Но в России низкая цена часто затуманивает покупателям разум, который внезапно светлеет самым неприятным образом, когда оказывается, что ремонт купленного за малые деньги автомобиля часто обходится гораздо дороже ремонта «леворульных» собратьев. Все сказанное можно отнести и к спортивному Mitsubishi FTO, имеющему у нас крайне малое распространение.


Дмитрий ЕРОХИН, генеральный директор «Центра автомобильных кредитов», к.э.н.:

— Покупка Mitsubishi FTO в кредит имеет несколько особенностей, влияющих на выбор кредитной программы. Во-первых, это возраст автомобиля и режим эксплуатации. В основном на нашем рынке представлены 10—12-летние автомобили, большинство из которых с учетом активной эксплуатации имеют значительный износ, а значит, покупатель столкнется с дополнительными расходами на содержание такой машины. Эта особенность автомобиля снизит размер дохода заемщика, принимаемый банком при расчете кредитного лимита. Во-вторых, ограниченный круг покупателей Mitsubishi FTO означает для банка низкую ликвидность автомобиля и невозможность его быстрой продажи, что ведет либо к отказу банков его кредитовать, либо к увеличению размера первоначального платежа за автомобиль до 30—50%. В-третьих, отсутствие страховых компаний, готовых принять такой автомобиль на страхование по адекватным тарифам, сводит выбор всего лишь к нескольким вариантам кредитной программы без страховки КАСКО.

Соответственно, возможны следующие варианты покупки Mitsubishi FTO в кредит. При цене автомобиля $12 000 первоначальный взнос должен быть не менее $3600, размер ежемесячного платежа — $357 при сроке кредита 3 года, требуемый уровень дохода — не менее $1200 в месяц. Если первоначальный взнос составит $6000, то размер ежемесячных платежей — $255, а требуемый уровень месячного дохода заемщика — не менее $850. Страховка КАСКО не требуется, а за ОСАГО житель Москвы должен заплатить 6732 рубля.


Читатели «МКмобиля» могут получить бесплатную консультацию на сайтах www.deksclub.ru и www.centerautocredit.ru