Питер выезжает из заторов

Скорее всего так оно и есть, однако жителям Северной столицы от этого не легче. Ведь в Питере сейчас бывают такие «пробки», что страшно становится даже москвичам.

Скорее всего так оно и есть, однако жителям Северной столицы от этого не легче. Ведь в Питере сейчас бывают такие «пробки», что страшно становится даже москвичам.


Зима же для петербургских водителей — настоящее испытание характера. И дело не только в том, что за окном, мягко говоря, свежо. Особенность питерского климата — частые колебания температуры около нуля градусов. Причем одновременно с неба падает противный мокрый снег и не менее «радостный» дождик (а ведь случается и так, что вечером на термометре +5 градусов, а наутро — уже –10). Вроде бы ничего страшного — у природы нет плохой погоды. Однако при таком раскладе на дорогах постоянно образуется гололед, из-за которого, естественно, снижается скорость движения автомобилей, происходят аварии и так далее. Скорость движения падает еще и из-за того, что обочины часто бывают завалены сугробами. В результате и без того узкие улицы в центре Питера становятся еще уже.

Любой петербуржец при обсуждении проблемы «пробок» обязательно вспомнит про мосты — некоторые уверены, что переезд в час пик через Неву сродни подвигу. Ну насчет подвига это, конечно, перебор, однако на мостах можно потерять очень много времени. Поэтому если вы приезжаете в Питер на автомобиле впервые, то знайте, что утром и вечером поездка из центра города до окраин может потребовать больше полутора часов! А если не повезет, то и больше. Причем часто даже советы бывалых не помогают. Ведь, например, с огромного Васильевского острова на «большую землю» ведут только четыре моста. Тут сколько ни умничай, а все равно придется ехать по ним.

Можно отметить, что в последнее время ситуация с качеством асфальта в Петербурге, по крайней мере на центральных магистралях, стала намного лучше, чем лет 10—15 назад. Ремонтные работы проводятся на многих дорогах, а центр города уже практически весь сделан. Однако ровных дорог уже явно недостаточно для решения проблемы «пробок». По идее, в Северной столице надо бы строить новые трассы в центре города, многоуровневые развязки и так далее, однако реализовать эти планы невозможно. И даже не из-за нехватки денег. Кто был в Петербурге, тот знает, что весь его центр плотно застроен историческими зданиями XVIII—XIX веков, которые просто-напросто нельзя сносить! Как-никак культурное наследие. Хотя некоторые горячие головы и предлагают все порушить ради комфорта водителей. Так, питерский депутат Владимир Гольман недавно заявил, что властям надо пойти на решительный шаг и сломать старые дома. «Мы церкви сносили, а старые дома боимся! Живем заветами Петра Первого, понимаешь», — заявил г-н Гольман.

Еще одной причиной возникновения «пробок» в ГИБДД называют довольно низкую культуру водителей. Увы, но питерские водители откровенно (впрочем, как и в Москве) нарушают элементарные Правила дорожного движения — выезжают на запруженный перекресток, паркуют автомобили в неположенном месте и так далее. Хотя с неправильно припаркованными автомобилями сейчас довольно эффективно сражаются эвакуаторы (их «услуга» стоит в Питере, между прочим, больше $100 — десять раз подумаешь, прежде чем бросить машину где попало).

Одно время питерские власти хотели организовать по всему городу автоматизированную систему регулировки дорожного потока, когда электроника сама бы решала, в каком режиме лучше работать тому или иному светофору. Однако выделенных средств хватило только на модернизацию 25 перекрестков на Невском проспекте.

— Деньги, вложенные в этот проект, на мой взгляд, себя не оправдали, потому что система должна быть комплексной. Нельзя отдельный кусочек выхватить, попытаться решить там проблему организации дорожного движения, не решив этого в целом по какому-то району или зоне, — уверен Олег Виролайнен, председатель Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству администрации города.

Пару слов о новых супертрассах. Так, в этом году начала работать питерская «полукольцевая» — так называемое Восточное полукольцо (вся КАД будет построена только в 2009—2010 годах). Так что теперь тяжелые грузовики с товарами из Финляндии (в том числе и многочисленные автовозы) едут не по городским улицам, а по кольцевой. Да и простые водители получили возможность «долетать» из одного конца города до другого за 30 минут. Правда, уже сейчас на кольцевой бывают приличные «пробки». В основном они возникают в тех местах, где 8-полосная дорога неожиданно переходит в 4-полосную. Губернатор города в такой ситуации обвиняет неких чиновников, работавших до ее прихода к власти. Правда, имен она не называет.

Скоро в Питере начнут возводить другой скоростной автобан, который также позволит немного уменьшить количество «пробок». Речь идет о так называемом Западном скоростном диаметре (ЗСД).

Третьим суперпроектом является Орловский тоннель под Невой, один из концов которого будет находиться в непосредственной близости от Смольного. Тоннель, как и Западный скоростной диаметр, уже получил одобрение со стороны инвестиционного комитета, так что начало его строительства не за горами. В принципе вместо тоннеля в Петербурге можно было бы построить еще один мост. Однако администрация города решила остановиться именно на подводной переправе, ведь в этом случае удастся решить проблему ночной разводки мостов — под Невой можно будет ездить круглосуточно. Цена путешествия под водой составит около 15—20 руб. с легковой машины (в ночное время плата за проезд скорее всего вырастет до 50—100 руб.).

Кроме того, в 2007—2008 годах начнутся активные работы по созданию сразу двух дуговых магистралей на базе уже существующих дорог (большинство из них предстоит расширить, отремонтировать и так далее). Пока они носят условные названия Внутренняя дуговая магистраль (будет опоясывать центр города) и Центральная дуговая магистраль (пройдет по окраинам).

По мнению главы питерского комитета по транспорту Александра Дацюка, уже сейчас понятно, что всевозможными «эволюционными» мерами проблему «пробок» в Петербурге не решить. Делать же вид, что дорожные заторы «рассосутся» сами по себе, просто преступно — если ничего не предпринимать, то к 2010—2015 годам поездка из спального района в центр займет около 2,5—3 часов, а сам город превратится в одну большую «пробку» (для сравнения: на скоростном поезде из Питера до Москвы можно доехать примерно за 4 часа). Поэтому, по мнению Александра Дацюка, необходимо начать реализовывать программу введения платы за въезд в центр города. «Другой альтернативы, кроме как ограничение, больше нет», — уверен господин Дацюк. Правда, пока даже при всем желании питерских властей ввести плату за въезд невозможно — федеральные законы не позволяют этого делать. Однако питерские чиновники рассчитывают пролоббировать принятие необходимых изменений (напомним, сейчас в Кремле и Государственной думе много петербуржцев).


СТРАШНЫЕ ЦИФРЫ

Вот несколько цифр, наглядно показывающих, что в Петербурге проблема с «пробками» более чем серьезная. По данным комитета по благоустройству и дорожному хозяйству, скорость движения на большинстве улиц (учитывался не только центр города, но и окраины) в дневное время в среднем не превышает 17—20 км/ч. А в часы пик падает до 5—8 км/ч. Причем, несмотря на все усилия властей, ситуация с каждым годом становится все хуже и хуже — за последние пять лет число проблемных перекрестков, на которых ежедневно образуются заторы, выросло сразу на 30%. И очень многие перекрестки скоро составят им компанию. Уже сейчас в Питере зарегистрировано более 1,7 млн. автомобилей. И их количество увеличивается стремительными темпами. Если в конце прошлого — начале этого века каждый год автопарк Северной столицы рос на 100—150 тысяч машин, то сейчас речь идет уже о 300 тысячах и более!


НАША СПРАВКА

Судя по всему, Западный скоростной диаметр в Питере станет первой трассой в России, которую начнут строить на условиях частно-государственного партнерства, — премьер-министр России Михаил Фрадков уже подписал распоряжение об объявлении конкурса на концессию по строительству в Петербурге Западного скоростного диаметра. Западный скоростной диаметр будет, прямо скажем, недешевым проектом. Пока говорят о том, что трасса обойдется аж в $3 млрд., причем как минимум 50% от этой суммы должны дать инвесторы. Кстати, интересна методика расчета цены проезда по диаметру. По словам чиновников, она должна быть такой же, как у… кружки пива в местных барах. А сейчас пивка попить в питерских кабаках можно за 50—70 руб.


По подсчетам одного питерского издания, потери петербургских компаний из-за того, что их менеджеры находятся в «пробках», а не на работе, составляют ежегодно $1,8 млрд.! Плюс к этому надо добавить еще затраты на впустую потраченный бензин — $36,5 млн. в год. И даже тот факт, что американский бизнес теряет из-за «пробок» более $70 млрд. в год, питерцев не слишком радует.


НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Андрей ПОГРЕБНЯК, руководитель Дирекции по организации дорожного движения Петербурга:

— Сегодня на каждую тысячу петербуржцев, включая младенцев и стариков, приходится уже 250 автомобилей. Если мы посмотрим емкость всей нашей автодорожной сети, то окажется, что это тот предел, который в принципе возможен, — уверен руководитель Дирекции по организации дорожного движения Петербурга Андрей Погребняк.

А ведь, по некоторым прогнозам, к 2010 году (то есть через каких-то четыре года) речь будет идти уже о 350 автомобилях на каждую тысячу петербуржцев, а к 2020 году свое транспортное средство будет у каждого второго!..


НАШ ПРОГНОЗ

Сколько будет стоить проезд по Питеру, пока сказать сложно. Не исключено, что введут дифференцированные тарифы в зависимости от того, по каким дорогам хочет двигаться водитель. Удовольствие прокатиться по главным магистралям типа Невского проспекта может обойтись в 100—200 руб. А вот за второстепенные улочки будут брать уже 50—100 руб. (живущие в центре города получат возможность бесплатно ездить к себе домой). Если же кто-то посмеет проехать бесплатно, то его предполагается штрафовать на весьма приличную сумму — около 500—1000 руб. Горькую пилюлю в виде платного въезда в центр города администрация Петербурга хочет подсластить организацией так называемых перехватывающих парковок. Тому, кто решит оставить свой автомобиль на этих стоянках (плата за хранение составит 50—70 руб.), обещают не только присматривать за машиной, но еще и выдать бесплатные талоны для проезда в общественном транспорте. Причем этот самый транспорт якобы будет функционировать намного лучше, чем сейчас, — для автобусов и троллейбусов выделят специальные полосы движения, куда въезд легковушкам строжайше запретят. Причем, по словам господина Дацюка, если плату таки введут, то говорить о том, что центр города опустеет (а это приведет к снижению деловой активности и прочим неприятностям), просто глупо. Как показывает опыт того же Лондона, где плата за проезд была введена несколько лет назад, количество автомобилей уменьшится максимум на 20—30%. И, по мнению многих, благодаря этому деловая активность только увеличится.