1121

Халявщики с бляхой

Халява — почти что национальная болезнь. Заразила жителей российских далей и весей испокон веков. Еще когда ее можно было хавать с барского плеча. Особенно усилилась при советской власти. В той или иной мере она одаривала ею всех советских граждан. Правда, весьма неравномерно.
Поделиться

Халява — почти что национальная болезнь. Заразила жителей российских далей и весей испокон веков. Еще когда ее можно было хавать с барского плеча. Особенно усилилась при советской власти.
В той или иной мере она одаривала ею всех советских граждан. Правда, весьма неравномерно.
Халява бывает разная: узаконенная, незаконная и криминальная (например, взятка). С приходом в Россию капитализма любовь к халяве усилилась. Притом существенно. Ощутимо для всех. Особенно со стороны госструктур, чиновников и разного служилого люда. Совсем слабый иммунитет на эту заразу оказался у ГИБДД.
О взятках и тотальной коррумпированности автоинспекции говорить сегодня не буду. Без толку. И надоело. Тема этой колонки иная — халява незаконная. Но официально навязываемая ГИБДД. Словно она — в рамках правового поля. А потому и выплачивалась безропотно моторизованным народонаселением.
Итак, зашел я в местный отдел ГИБДД ВАО, что на Краснобогатырской улице. Чтобы изучить прайс-лист на услуги. Навязываемые людям со стороны государства в виде пошлины (сбора). Как-то: выдача государственного регистрационного номера (400 рэ — металлический, 100 — бумажный, транзитный); выдача водительского удостоверения (100 рубликов — бумажное, 200 — пластиковое); за прохождение гостехосмотра — 30 «деревянных». И далее по списку.
А теперь внимание: за талон ГТО — еще какие-то 28 руб. 50 коп. То есть эта сумма — уже не госпошлина, а гаишная отсебятина. Еще 2 ноября минувшего года таковым эту подушную подать от бляхи признал Верховный суд РФ (решение №ГКПИ06-793).
Цена вопроса немалая. Возьмем по минимуму. Если в столице и области зарегистрировано более трех миллионов автомобилей, то вполне можно допустить, что ежегодно имеет место быть один миллион техосмотров. Умножим на 28 руб. 50 коп. Получим 28,5 млн. рублей. Падают в широкий карман ГАИ. Бездонный, как поется в известной песне, словно бильярдная луза.
Неслабо. И ежу понятно, почему в столичной и областной инспекциях до сих пор текста этого решения Верховного суда в упор не видят и знать не хотят. Это мягко говоря. Хотя в нескольких других субъектах Федерации местные начальники ГИБДД сделали соответствующие выводы. И сняли с повестки дня незаконный оброк с автовладельцев. Вполне в духе правового государства. Которое мы так тяжко строим.
И если руководители двух московско-подмосковных гаишных образований чихать хотели (мягко говоря) на решение высшего судебного органа страны, то стоит ли удивляться правовому нигилизму их подчиненных? И простых граждан.
Между тем в этом решении Верховного суда есть и другие сюрпризы. Приятные. Нам, обывателям. И неприятные. Для тех, кто в форме. Суд определил, в частности, признать недействующими положения соответствующих постановлений правительства, возлагающих на организации и граждан обязанность внесения платы за выдачу и замену номерных знаков, водительских удостоверений, талонов техосмотра, свидетельств о регистрации ТС и другой «спецпродукции», а также за прием экзаменов на водительские «права».