«Лобовичок» на все сто

Еще в октябре прошлого года депутат Госдумы РФ Алексей Сигуткин озаботился проблемой передачи инструментального контроля в руки частников. Законопроект парламентария предполагал, что гаишники должны заниматься обеспечением безопасности на дорогах, а не проверять, насколько хорошо затянуты болты на авто. Однако коллеги по депутатскому цеху не поддержали сигуткинскую инициативу, решив, что техосмотру без ГИБДД не бывать.

Еще в октябре прошлого года депутат Госдумы РФ Алексей Сигуткин озаботился проблемой передачи инструментального контроля в руки частников. Законопроект парламентария предполагал, что гаишники должны заниматься обеспечением безопасности на дорогах, а не проверять, насколько хорошо затянуты болты на авто. Однако коллеги по депутатскому цеху не поддержали сигуткинскую инициативу, решив, что техосмотру без ГИБДД не бывать.
Но, как выяснилось, точку в этом деле ставить рано. Позицию г-на Сигуткина разделяют и другие законодатели.
— Техосмотр должен стать такой же добровольно-принудительной услугой, оказываемой частными компаниями, как, к примеру, «автогражданка», — считает один из авторов законопроекта председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский. — По аналогии с «Российским союзом автостраховщиков» будет создана «Саморегулируемая организация технических экспертов». Она должна будет аккредитовывать автомобильные мастерские для проведения техосмотров, проверять их работу, разрабатывать и утверждать стандарты и правила деятельности по техническому осмотру, а также формировать компенсационный фонд для обеспечения ответственности своих членов перед потребителями услуг.
Согласно законопроекту станция технического обслуживания, выдавшая автомобилисту «лобовичок», будет нести ответственность за исправность машины. В том случае, если автомобиль попадет в дорожно-транспортное происшествие из-за технической неисправности (скажем, откажут тормоза или отлетят на ровном месте колеса), то фирма, проводившая ТО, выплатит автомобилисту компенсацию за испорченный автомобиль.
— Реализация подобного подхода позволит применять механизмы материальной и уголовной ответственности к автосервису, — уверен депутат Плескачевский. — В сочетании с надзором со стороны государства все это будет способствовать созданию эффективной системы проведения техосмотров и, как следствие, позволит повысить безопасность дорожного движения.
Что же касается участия ГИБДД в процедуре проведения техосмотра, то, по мнению парламентария, в этом нет никакой необходимости, ибо статистика гласит, что при выдаче «лобовичка» выявляется не более пяти процентов криминальных машин и водителей, находящихся в розыске. Для сравнения: на дорогах сотрудники ДПС выявляют до 60% автомобилей, числящихся в угоне, а при регистрации — до 35% от общего числа выявленных криминальных машин.
Однако представители силового ведомства не разделяют подобных взглядов. Первый замминистра внутренних дел генерал-полковник Александр Чекалин категоричен в своих оценках:
— МВД России не поддерживает идею передачи проведения техосмотра машин в частные руки, — заявил Александр Алексеевич. — В год при проведении техосмотра сотрудники ГАИ выявляют примерно 25 000 криминальных фактов, связанных с незаконным оборотом автомобилей. Разве это маленькая цифра?..
Не возьмемся предугадывать победителя этой схватки, ведь доводы сильны у обеих сторон. Но если говорить по существу, то сама процедура прохождения техосмотра давно потеряла всякий смысл — не секрет, что «лобовички» слишком многие россияне получают, используя разного рода связи в ГАИ. Ну и о какой безопасности на дорогах мы говорим?..