Мы вам построим...

Иностранных автопроизводителей, рассчитывающих на потенциальные возможности растущего отечественного автомобильного рынка, загнали в угол. Теперь уже почти наверняка с 1 января 2008 года Россия станет полноправным членом ВТО со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Иностранных автопроизводителей, рассчитывающих на потенциальные возможности растущего отечественного автомобильного рынка, загнали в угол. Теперь уже почти наверняка с 1 января 2008 года Россия станет полноправным членом ВТО со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В частности, изменятся правила, по которым государство будет «играть» с иностранными автопроизводителями. И те из них, кто рассчитывает на льготы, нынче торопятся договориться с правительством о размещении в России собственной сборки.
По большому счету, заинтересованных автостроителей, стремящихся попасть со своим производством на отечественный рынок, осталось не так уж и много. Из ведущих компаний не определилась с выбором площадки под строительство, пожалуй, лишь «Mitsubishi», российские продажи которой уже давно диктуют необходимость организации внутренней сборки.
В поиске наиболее выгодного пристанища, о чем свидетельствуют последние сообщения информационных агентств, сегодня находятся и европейские партнеры японцев — группа «Peugeot-Citroёn». Так, на днях губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев обмолвился о возможном строительстве завода во вверенном ему регионе. При этом он отметил, что строительство завода «Peugeot-Citroёn» на базе ОАО «ГАЗ» не рассматривается, так как здесь существует собственная программа развития. Ранее руководство «PSA Peugeot-Citroёn» сообщало, что площадка в России будет выбрана до мая 2007 года. При этом в «Peugeot» указывают, что принципиальное решение о размещении мощностей в РФ уже принято, но остаются вопросы по территориальному размещению и по объему выпуска продукции. В числе возможных мест размещения производства «Peugeot» называется и Санкт-Петербург. Планируется, что будущий завод будет выпускать свою наиболее популярную модель в России — Peugeot 307. «Citroёn», в свою очередь, сватает на конвейер собственного лидера — модель С4. Кроме того, японские СМИ уже располагают информацией о том, что проект «Peugeot-Citroёn» в России будет реализовываться совместно с «Mitsubishi».
По словам главы Минэкономразвития Германа Грефа, сегодня в стадии проработки с инвесторами находятся семь соглашений по «промсборке». До 1 июля они должны быть подписаны. Вероятно, среди них и находятся соглашения с французским концерном PSA и «Mitsubishi»? Не так давно стало известно о другом достаточно крупном проекте компании «Инком-Авто» по сборке на заводе АМУР («Автомобили и моторы Урала», город Новоуральск Свердловской области) китайских легковушек Geely и внедорожников Zhongxing. Через три года здесь рассчитывают собирать до 30 000 автомобилей каждой марки. Как утверждают на заводе, первые седаны Geely CK1 российской сборки (с начальной стоимостью от $10 000) появятся в продаже уже в мае. Тогда как сборка внедорожника Zhongxing Landmark (в продаже — $19 000—22 000) стартует в начале апреля.
Имена прочих желающих вскочить на подножку уходящего поезда пока неизвестны. На днях соглашение о «промсборке» подписал ГАЗ, и не исключено, что в ближайшее время к соглашению присоединится «АвтоВАЗ». Для крупнейшего российского автопроизводителя выпуск лицензионных моделей — один из способов интенсификации бизнеса.
В любом случае мнение экспертов — как участников рынка, так и чиновников Минэкономразвития — таково: уже в 2010 году в России будут выпускать более 1 млн. автомобилей иностранных марок. В этом уверен и заместитель министра промышленности и энергетики России Андрей Реус. По его прогнозам, с учетом отечественных производителей к 2010 году в России станут собирать около 1,9 млн. легковых машин. А значит, у нас появятся хорошие возможности для выбора.

АВТОСБОРОЧНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, АКТИВНО РАБОТАЮЩИЕ ИЛИ СТРОЯЩИЕСЯ В РОССИИ
Компания «Автотор» вопреки различным слухам жива и продолжает увеличивать объемы производства автомобилей в Калининграде. Здесь собирают Kia, BMW, целый ряд моделей GM (Hummer, внедорожники Chevrolet, седаны Cadillac). По 12 часов в день работают сборочные конвейеры линейки «Chevrolet-DAT» (Lacetti, Aveo, Rezzo). В том же темпе идет сборка китайских Chery (Amulet, Tiggo, готовится к запуску новый седан — Chery A5 — с предполагаемым названием Fora). Суммарно в текущем году «Автотор» соберет порядка 120 000 авто.
В Санкт-Петербурге, где уже четвертый год пытается справиться со спросом завод Ford, прошлой осенью шли строительные работы сразу на нескольких площадках. Уже в текущем году начнет функционировать линия по сборке Toyota Camry. Годом позже практически через дорогу заработает завод «General Motors». Он находится пока на ранней стадии строительства, но на арендованных площадях завода «Арсенал» сегодня уже идет крупноузловая сборка кроссовера Chevrolet Captiva. Между тем в другой части города, в промышленной зоне Каменка, через 18 месяцев начнет функционировать сборочное производство «Nissan».
Не менее амбициозные планы в России вынашивает и «Volkswagen». Осенью прошлого года под Калугой заложен первый камень завода, на котором планируют производить до 120 000 автомобилей в год. Близ села Грабцево идут масштабные работы, а параллельно разрабатывается проект будущего завода и городка, где будут жить работники предприятия. Между тем на московской земле нашел пристанище пока лишь концерн «Renault». Несмотря на дороговизну земли и рабочей силы, «Автофрамос» развернул здесь весьма успешную деятельность и продолжает наращивать производство Renault Logan. На юге России, в Таганроге, уже девятый год работает ТагАЗ. Его партнер — корейский «Hyundai» — ежегодно срывает график поставок машинокомплектов для Accent и Sonata, но объемы производства все равно увеличиваются. Есть еще один завод — в Черкесске. Здесь пытаются небольшими партиями собирать различные китайские внедорожники, но пока о них мало что известно.
Горьковчане отступать тоже не намерены, они уже монтируют оборудование из Детройта и в 2008 году под собственным названием начнут собирать Chrysler Sebring. А Ижевск сделал ставку на лицензионную сборку Kia. В этом году помимо Spectra и Rio на конвейер встанет внедорожник Sorento. С корейским «SsangYong» сотрудничает «Северсталь-Авто». К моделям Rexton и Kyron на бывшем «Заводе микролитражных автомобилей» (ЗМА) только что присоединился Kyron Sport. Впрочем, главный упор «Северсталь» делает на сотрудничество с «Fiat». С конца 2006 года на ЗМА выпускают бюджетный седан Albea. В 2007-м модельный ряд будет дополнен седаном Linea и фургоном Doblo российской сборки. Еще одним пунктом соприкосновения с «Fiat» станет коммерческий Ducato, начало его выпуска намечено на конец текущего года в Елабуге (Татарстан). Здесь же, на территории бывшего ЕлАЗа, планирует разместить производство китайский «Great Wall».