ЛОЦМАН БОЛЬШИХ ДОРОГ

До последнего времени автомобильная спутниковая навигация была для российских автомобилистов не более чем дорогостоящей игрушкой, малоприменимой на отечественных просторах.

Препятствием служили отсутствие официальных карт крупного масштаба и законодательные ограничения на точность определения местоположения. Но похоже, что в ближайшем будущем отечественный рынок автоэлектроники ждет навигационный бум. Во-первых, Минобороны России решилось-таки снять все ограничения по точности определения координат объектов в рамках использования Национальной глобальной навигационной системы (ГЛОНАСС). А во-вторых, к концу 2007 года зона охвата ее спутников покроет всю территорию России.
Стоимость самого примитивного и,
соответственно, дешевого GPS-приемника составляет около 4000 руб. Автомобилисту такой не подойдет: ведь просто знать свои координаты ему мало. Не все навигаторы воспринимают сигнал спутника из салона, поэтому наличие разъема для выносной антенны приветствуется — не выходить же каждый раз из машины! Еще одна необходимая функция автонавигатора — возможность загрузки карт различных регионов. Она предполагает наличие достаточного объема внутренней памяти или разъема для подключения картриджа внешней памяти. Разумеется, размер экрана должен превышать «размер спичечного коробка», чтобы на нем можно было что-либо разглядеть.
В последнее время среди производителей навигационного оборудования стало хорошим тоном наделять свои детища мультимедийными способностями. USB-вход и способность воспроизводить музыкальные файлы подавляющего большинства типов навигаторов считается чуть ли не само собой разумеющимся.
Производитель автомобильной электроники компания «Mystery» выводит на российский рынок свой навигационный комплекс MNS-430MP (фото 4). Система имеет встроенный 20-канальный GPS-приемник, поддерживает форматы MP3 и MPEG4, имеет слот для карт flash-памяти формата SD, а также USB-порт. Диагональ контрастного сенсорного ЖК-дисплея у MNS-430MP достигает 4,3 дюйма. Навигация «Mystery» работает под управлением операционной системы Windows CE, при этом встроенная память составляет 256 Мб, а объем оперативной памяти равен 32 Мб. Одним из отличий навигационной системы «Mystery MNS-430MP» от продукции других производителей можно назвать встроенный FM-модулятор. Эта функция позволяет подключать MHS-430MP к штатной акустике и использовать ее в качестве полноценного медиаплеера. Функциональные возможности навигационной системы «Mystery MNS-430MP» обладают хорошим соотношением «цена-качество».
Навигационная система «Challenger GN-40» (фото 7) включает в себя дисплей размером 4,3 дюйма и кронштейн с поворотными механизмами, позволяющими расположить устройство в удобном для наблюдения месте салона. GPS-приемник «Sire Star III» позволяет надежно и точно провести позиционирование на карте и отслеживать перемещение автомобиля с точностью до нескольких метров. Прокладка маршрута осуществляется быстро благодаря использованию 300-мегагерцевого процессора «Atlas-II». Представление карты возможно как в двухмерном, так и в трехмерном вариантах. Работают голосовые подсказки в режиме навигации автомобиля по выбранному маршруту. Устройство может производить поиск автозаправок, магазинов,
отделений милиции и т.д. В настоящий момент используется карта России с подробным представлением Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Достаточно подробно «прописан» ряд дорог, соединяющих самые крупные города России. Набор карт, которые можно использовать с системой
GN-40, будет постоянно пополняться
и обновляться. В комплект системы входит
SD-карточка объемом 1 Гб, встроенный литиево-полимерный аккумулятор повышенной емкости, адаптеры питания от сетевого (220 В) и автомобильного (12 В) напряжения.
Система «Challenger GN-40» также
может использоваться в качестве мультимедийного плеера: прослушивание MP3-аудио, просмотр видео- и фотофайлов, развлекающие игры. Широкоформатный календарь с часами также не будет бесполезен в салоне автомобиля.
Торговая марка «Prology» представляет новинку — навигационные системы «iMap 4100» (фото 3) и «iMap 3100», позволяющие прокладывать оптимальные дорожные маршруты с учетом интенсивности движения, «пробок» и заторов на дорогах. Новинки имеют детализированные карты Москвы и МО.
Эти навигационные системы представляют собой высокотехнологичные устройства со встроенным 20-канальным GPS-приемником и возможностью подключения пейджера SMILINK. Кроме того, новинки поддерживают форматы MP3 и MPEG4, имеют слот для карт памяти SD и USB-порт. Благодаря GPS определяется точное местонахождение автомобиля и предлагается кратчайший маршрут следования к пункту назначения. По каналам SMILINK на навигационную систему в реальном времени поступает информация о «пробках» и заторах на дорогах.
Навигационные системы «Prology» запоминают особенности движения в разное время суток и имеют функцию записи часто повторяющихся маршрутов. В устройствах реализована возможность выделения трасс различными цветами в зависимости от интенсивности движения и изменения масштаба дорожных карт. Кроме
того, предусмотрена функция предупреждения водителя о предстоящих маневрах посредством голосовых подсказок и сообщений на экране устройств. «Prology iMap 4100» и «iMap 3100» комплектуются цветными сенсорными ЖК-дисплеями размером 4,3 и 3,5 дюйма соответственно.
Новинки работают на операционной системе Windows CE Net 4,2, обладают встроенной памятью объемом 256 Мб и оперативной — 32 Мб. В комплект к каждой модели идет карта памяти на 512 Мб.
«Siemens VDO» предлагает на российском рынке три спутниковых GPS-навигатора, которые можно устанавливать как в новые, так и в подержанные автомобили. Управление каждым из них осуществляется с помощью пиктограмм на экране навигатора и голосовых команд на русском языке. Дисплей нового портативного навигатора «VDO Dayton PN 2050» имеет размер 3,5 дюйма. Яркость экрана автоматически изменяется в зависимости от освещения. Качество навигации аналогично встроенным автомобильным навигационным системам и не уступает как по скорости расчета маршрута, так и по удобству управления и возможности навигации с помощью голосовых команд и пиктограмм. В максимальной комплектации PN 2050 поставляется с поддержкой Bluetooth устройств, что позволяет использовать навигатор в качестве hands-free мобильного телефона, а также воспроизводить аудиофайлы.
Другое устройство от «Siemens» — стационарная навигационная система с цветным экраном «VDO Dayton PC5600» (фото 8). Высокая точность навигации достигается благодаря использованию в расчетах не только данных GPS-приемника, но и показаний встроенного в навигатор гироскопа и сигналов штатного датчика скорости автомобиля. Блок стационарного навигатора может быть установлен в любом удобном месте автомобиля: под сиденьем пассажира, в багажнике, в «бардачке» и т.д. Для отображения информации можно использовать как автомобильный телевизор с AV-входом, так и фирменные мониторы. Навигаторы «VDO Dayton» поставляются в комплекте с электронными картами Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга и Ленинградской области от компании «TeleAtlas».
Навигационная система «TravelPilot Lucca MP3» от «Blaupunkt» (фото 1) поставляется со встроенным GPS-приемником и не требует подключения к спидометру. Навигационные данные записаны во встроенной флеш-памяти объемом 512 Mб. Цветной 3,5-дюймовый сенсорный дисплей отображает только необходимые в данный момент элементы управления, быстро откликающиеся на легкие прикосновения к экрану. Рекомендации для водителя могут выдаваться в виде речевых сообщений. «TravelPilot Lucca MP3» использует картографические данные компании «TeleAtlas», содержащие детальные сведения о дорожной сети Москвы и Санкт-Петербурга, а также о многочисленных объектах инфраструктуры.
Есть возможность подсоединять систему к автомагнитолам Blaupunkt и прослушивать навигационные рекомендации для водителя через динамики автомобиля. Кроме того, кабельное соединение с автомагнитолой обеспечивает подключение к сигналу GALA, поддерживающему навигационную связь в отсутствие сигнала со спутников GPS (например в туннелях), а также дает возможность прослушивать музыкальные файлы MP3/WMA, записанные на SD-карте. Среди дополнительных опций навигатора можно назвать возможность просматривать с его помощью цифровые изображения JPEG-формата. «TravelPilot Lucca МР3» может устанавливаться в авто любого класса.
Новейшая навигационная система AVIC-HD3BT от «Pioneer» (фото 2) — встраиваемая в приборную панель автомобильная навигационная система с русифицированным меню и интерфейсом. Модель AVIC-HD3BT на своем 7-дюймовом сенсорном дисплее способна отображать карты дорог в восьми вариантах представления. Благодаря 3D-гироскопу и системам импульсного измерения скорости, которые обеспечивают точное определение местоположения даже в тех местах, где прием сигналов GPS ограничен, водитель будет терять время только если проедет нужный поворот.
В этом случае система автоматически проложит новый маршрут.
AVIC-HD3BT оснащена жестким диском емкостью 30 Гб. Навигатор AVIC-HD3BT представляет собой еще и продвинутый развлекательный центр с DVD-Video плеером, AM/FM-тюнером, возможностью полноценного управления плеером iPod1 или воспроизведением MP3-файлов с CD. Водитель может одновременно пользоваться навигационной системой и слушать музыку, а пассажиры на задних сиденьях — смотреть фильм с DVD-Video на отдельных дисплеях.
Навигатор «Garmin Nuvi» (фото 6) прост в использовании и рассчитан на людей, которые вместо того, чтобы разбираться в тонкостях навигационной технологии, хотят просто попасть в нужное место. «Nuvi» легко помещается в нагрудный карман, имеет конвертор валют и единиц измерения, показывает мировое время. Помимо этого в «Nuvi» есть электронный справочник достопримечательностей. «Nuvi 300/310» поставляются в комплекте с одной картой одного региона Европы, а «Nuvi 350/360» — с набором маршрутизируемых карт всей Европы. Владелец «Nuvi» может подключать к этому прибору SD-карты, просматривать фотографии, хранить файлы, слушать MP3.
«Garmin Nuvi» имеет цветной экран диагональю 8,9 см с матовым антибликовым покрытием. Карта на таком экране может отображаться как в 3D-виде, так и в традиционном плоском, с ориентацией на север или по направлению движения. Новые устройства «Nuvi 310» и «Nuvi 360» включают в себя беспроводную технологию Bluetooth. Она и встроенный микрофон/динамик устройства «Nuvi» позволяют разговаривать по мобильному телефону в режиме «hands-free».
GPS-навигатор «Mio C510» (фото 9) создан на базе карманного компьютера. Обладает 512 Мб встроенной памяти, процессором с тактовой частотой 400 МГц и двадцатиканальным GPS-передатчиком на базе чипа «Sirfstar III». Программное обеспечение — «MioMap 3.2» Сенсорный дисплей занимает почти все представленное на лицевой стороне пространство, имеет диагональ 3,5 дюйма и покрыт антибликовым составом. Конструкторы отказались от применения стилуса и сократили до
минимума количество кнопок на корпусе. Это клавиши включения, меню, прибавления и убавления громкости. На задней панели устройства расположен динамик и выход на внешнюю антенну.
Мощный динамик служит для голосовых подсказок при навигации и выполняет функцию громкой связи. Под резиновой заглушкой — выход на внешнюю антенну. Есть слот для SD-карт памяти.
Навигаторы «Mio» используют собственную картографическую программу «Mio Map». Новая карта от компании «TeleAtlas» помимо Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга включает в себя основные автотрассы Европейской части России и Калининградской области. Основным преимуществом «Mio C510» перед другими навигаторами является встроенный Bluetooth-модуль, благодаря которому аппарат можно использовать в качестве беспроводной громкой связи в автомобиле. Во время входящего звонка на экране навигатора высвечивается номер звонящего и кнопки «поднять» и «повесить трубку». Набирать номера можно непосредственно на дисплее навигатора, плюс есть возможность выбора номера из справочника или журнала входящих и исходящих вызовов.
Функциональность, производительность и современные технологические решения заключены в корпусе автомобильного GPS-навигатора «JJ-Connect AutoNavigator 2000» (фото 5). Прибор
использует навигационное программное обеспечение «i-Navi 3.0». Сенсорный
дисплей с антибликовым покрытием обеспечивает яркое и четкое изображение при любом угле обзора и условиях освещения.
Прибор построен на базе GPS-чипсета «SirfStar III». В основе электронной начинки — процессор «Samsung S3C2440». Для хранения пользовательской и мультимедийной информации используется карта памяти, подключаемая через SD-слот. Разъем для наушников и встроенный Li-Ion аккумулятор позволяют использовать «AutoNavigator 2000» еще и в качестве персонального медиаплеера. Поддерживается загрузка подробных маршрутизируемых карт с помощью карт памяти формата SD (карта 256 Мб в комплекте). В базовой комплектации загружена базовая карта РФ и подробная маршрутизируемая карта одной из следующих областей (на выбор): Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Екатеринбург и область, Новосибирск и область.
Голосовые подсказки на русском языке, адресный поиск и ведение по маршруту turn-to-turn обеспечивают удобство навигации в любом режиме работы. Интерфейс и документация «JJ-Connect AutoNavigator 2000» полностью русифицированы.

КСТАТИ
Сейчас на рынке появились легальные карты в основном центральных регионов страны: Москвы с Подмосковьем, Санкт-Петербурга и др. На них помимо дорог и улиц городов с обозначением номеров домов, как правило, отмечены офисы банков, АЗС, станции технического обслуживания и т.д. В ближайшие два-три года будет «оцифрована» как минимум вся европейская часть страны.

НАША СПРАВКА
Спутниковая навигационная система NAVISTAR-GPS, или просто GPS (Global Positioning System — глобальная система определения координат), была создана военным ведомством США. Первый ее спутник запустили в феврале 1978 года, и сегодня их число составляет 24. Спутники объединены в общую сеть с наземными станциями слежения. GPS-приемник, используя сигнал нескольких спутников, рассчитывает расстояние до каждого из них, сопоставляет информацию и вычисляет свои координаты. Для определения широты и долготы необходимо получить сигналы с трех спутников, а для определения высоты над уровнем моря —
с четырех. Аналогичная система спутниковой навигации (ГЛОНАСС) существует и в России. Первый спутник этой системы вышел на орбиту еще в 1982 году,
в 1993 году ГЛОНАСС сдали в эксплуатацию, а сегодня активно модернизируют и расширяют ее «сферу влияния». При этом отечественная система отличается от GPS более высокой точностью и защищенностью. Между тем и европейцы решили обзавестись независимой от США системой спутниковой навигации, которая будет называться «Galileo». Ее запуск намечен на 2008 год.