ЭКСПЕРТИЗА

АДВОКАТ
На вопросы читателей «МКмобиля» отвечает адвокат Алексей РЕУТ.

ТРЕБУЕТСЯ ПРОВЕРИТЬ
Ехал в общем потоке по Можайскому шоссе. Вдруг на моей машине лопнуло переднее правое колесо. Авто резко занесло, и я врезался в «девятку». Гаишники во всем пытаются обвинить меня, но я с такой постановкой вопроса категорически не согласен, поскольку шина прохудилась не по моей вине — на дороге, к примеру, мог оказаться саморез. Есть ли в данном ДТП моя вина?
Павел КУСЛИКОВ
— Для начала необходимо установить причину разрыва покрышки. Если экспертиза
выяснит, что разрыв шины произошел из-за заводского дефекта, который вы не могли своевременно обнаружить, то скорее всего обвинения с вас будут сняты. Поясню, почему «скорее всего». Дело в том, что эксперт в своем заключении может написать следующую фразу: «При данном разрыве покрышки водитель имел возможность предотвратить ДТП». В этом случае обвинительного приговора вам вряд ли удастся избежать. Гвоздь на дороге тоже мог послужить причиной аварии. Но и в этом случае потребуется заключение эксперта.
Но не стоит исключать возможность, что колесо прохудилось из-за неправильной эксплуатации. Если лабораторные исследования покрышки это подтвердят, то виновником ДТП однозначно признают вас, поскольку нарушен пункт Правил 2.3.1, обязывающий водителя содержать авто в технически исправном состоянии...
В любом случае вам надо сохранить покрышку и настаивать на экспертизе. Это ваш единственный шанс оправдаться в данном ДТП, хотя, как я говорил, экспертиза может обернуться и против вас.

СКОРОСТЬ НА ГЛАЗОК
Пешеход перебегал дорогу в неположенном месте и угодил под колеса моего авто. Приехавшим на оформление аварии гаишникам очевидец происшествия заявил, что я двигался с превышением скорости. Инспектора сказали, что обязательно учтут этот факт при рассмотрении дела. Любопытно, почему эти показания вообще собираются приобщить к делу, ведь у свидетеля не было скоростемера в руках, а значит, его словам — грош цена?..
Федор КАЛИМУЛИН
— Действительно, очевидцы ДТП частенько делают вывод, что водитель, совершивший аварию, двигался с существенным превышением скорости. Однако эти голословные утверждения могут быть далеки от истины. Сегодня существует лишь один объективный способ определения скорости движения автомобиля, ставшего участником аварии. Скорость движения транспортного средства до столкновения можно измерить только по длине тормозного пути. Так, при проведении расчетов специалисты учитывают состояние дорожного покрытия, собственную массу транспортного средства и его загрузку, профиль дороги (прямой горизонтальный участок, спуск, подъем) и множество других факторов. Сделав расчеты по специальным формулам, они могут установить, на какой отметке были показания спидометра за несколько секунд до происшествия. Ну а то, что говорят свидетели о скорости автомобилей, не может являться доказательством нарушения.

ЮРИСТ
На вопросы читателей «МКмобиля» отвечает вице-президент «Общества потребителей автотехники России» юрист Антон НЕДЗВЕЦКИЙ.

МАШИНА В СЕРВИСНОЙ «ТЮРЬМЕ»
В прошлом году приобрел Nissan Almera. Неделю назад машина сломалась, и я позвонил в гарантийную мастерскую, чтобы сдать ее в ремонт. Мастера, осмотрев автомобиль, подтвердили, что поломка входит в число устраняемых по гарантии, и через четыре дня пообещали привести машину «в чувство». В назначенный день и час я пришел забирать автомобиль, но мастер-приемщик заявил, что он не может передать мне авто, поскольку временно прекращено поступление денег от фирмы-производителя на ремонт по гарантии. Машина до сих пор находится у сервисменов. Скажите, законны ли действия гарантийной автомастерской и могу ли я потребовать от нее незамедлительного возврата Nissan?
Эмиль ЯКОЛЕВСКИЙ
— Подобные действия сервисменов грубейшим образом нарушают ваши законные права потребителя. Поскольку гарантийный сервис является уполномоченным лицом изготовителя автомобиля, он обязан исполнять обязательства по гарантийному ремонту, пока действует его договор с производителем. А Гражданский кодекс РФ говорит о том, что отсутствие необходимых запасных частей или денежных средств не освобождает сервис от ответственности за неисполнение обязательств перед потребителем. Другими словами, гарантийщики обязаны произвести ремонт вашего авто и незамедлительно отдать его вам. А финансовые дрязги сервиса с производителем машины вас не должны касаться. Если же гарантийный сервис и продавец автомобиля — одно юридическое лицо (то есть фирма является дилером), то за качество автомобиля российские коммерсанты отвечают наравне с производителем и самостоятельно должны обеспечивать устранение недостатков.
За нарушение оговоренного срока устранения недостатков в четыре дня вы вправе потребовать уплаты законной неустойки в размере 1% от цены автомобиля за каждый день просрочки. Напишите заявление с требованием незамедлительно устранить недостатки и выдать исправный автомобиль, в противном случае требуйте уплаты неустойки. Как вариант можно адресовать претензию продавцу или импортеру автомобиля, поскольку их обязанности по устранению недостатков товара определены законом и не зависят от договора с производителем.

РАБОТАТЬ НАДО С «ГОЛОВОЙ»
Пригнал свой автомобиль в техцентр, специализирующийся на обслуживании и ремонте дизельных двигателей, чтобы заменить свечи. Когда пришел за машиной, мне сообщили, что в момент демонтажа старых свечек произошло непредвиденное — они сломались и застряли в головке блока цилиндров. Однако это еще не все. Чтобы исправить «косяк», мастера попытались высверлить «огрызки», но лишь испортили головку блока. Теперь для того, чтобы мой автомобиль был на ходу, необходимо покупать новую головку блока. А пикантность ситуации в том, что финансовое бремя автосервис возложил на меня. Справедливо ли это?
Аркадий ВАТРУШИН
— Согласно статье 1095 ГК РФ и статье 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» вред, причиненный потребителю вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению исполнителем, допустившим брак. А вам причинен имущественный вред в размере стоимости испорченной головки блока и работ по ее замене из-за халатности сотрудников сервиса. Конечно, возместить эти затраты должен автосервис. Необходимо получить смету на ремонт и предъявить претензию о возмещении ущерба, установив разумный (обычно 10 дней) срок на ее исполнение. В случае отказа обратитесь с иском в суд. Обращаю внимание, что согласно закону исполнитель отвечает за причиненный вред, если не докажет, что он возник вследствие нарушения потребителем правил использования результата работ или непреодолимой силы. Поскольку головка блока была испорчена еще в процессе работы, законных оснований для отказа нет. И экспертизу в случае своего несогласия с недостатками работ обязан проводить сервис, причем за свой счет.

ДИЛЕР
На вопросы читателей «МКмобиля» отвечает руководитель Службы бизнеса ГК «Автомир»
Сергей КИЩАК.

ЧТОБ НЕ ОСТАТЬСЯ БЕЗ КОЛЕС
В большинстве цивилизованных стран мира техцентры, принимая машину в ремонт (особенно длительный), предоставляют клиенту на время работ свой автомобиль. Причем чаще всего бесплатно. А в России оказывают такую услугу?
Геннадий МОРОЗОВ
— Еще не успев сдать автомобиль в сервисный центр, мы с ужасом думаем о том, что будем делать без своего любимца эти дни. Безусловно, услуга «Подменный автомобиль» чрезвычайно удобна, она сохраняет мобильность на период обслуживания личного автомобиля в сервисе и дает возможность быстро и эффективно решать свои проблемы без лишних неудобств для клиента. Вам не приходится отвыкать от комфорта и безопасности, к которым вы уже привыкли. Несомненно, привлекательна она и для дилера, поскольку укрепляет и распространяет положительное мнение о компании среди клиентов, повышая их лояльность в условиях огромного количества конкурентов.
Сегодня многие компании предлагают услугу «Подменный автомобиль» и в случае длительного кузовного ремонта, и при краткосрочных работах, руководствуясь необходимостью создания конкурентного преимущества предоставления подобных услуг на рынке и рассматривая данную услугу как хороший маркетинговый ход.
Важно отметить, что услуга «Подменный автомобиль» является не обязанностью дилера, а выражением его заботы о своих клиентах. Это избавляет вас от необходимости передвигаться на метро и в общественном транспорте. При этом компании предоставляют вам тот автомобиль, который, несомненно, будет полностью соответствовать вашему статусу. Мастера технического центра оформляют договор о предоставлении клиенту автомобиля, доверенность на управление им, документы на машину, полисы ОСАГО и КАСКО, а также карточку клиента. При этом стоимость данной услуги уже со страховкой и прочими затратами не превысит суммы, затрачиваемой на такси, а составит лишь необходимые эксплуатационные расходы на автомобиль. Если соотносить затраты на пользование услугой «Подменное авто» со стоимостью проката, очевидной покажется выгода, получаемая от «Подменного авто».
Резюмируя вышеизложенное, можно прийти к выводу, что в России оказывают услугу «Подменный автомобиль» так же, как и во многих других цивилизованных странах. Однако, должен заметить, еще далеко не все отечественные автовладельцы свыклись с возможностью предоставления «западных» услуг техцентрами России, исходя из чего с непонятным подозрением относятся к подобного рода предложениям.