ПОЖАРНАЯ ЧАСТЬ

Среднестатистический автомобилист о том, что где-то в недрах его машины «живет» огнетушитель, вспоминает крайне редко: пожалуй, лишь при прохождении техосмотра либо когда яркая штуковина мешает в процессе загрузки багажника. А зря. Можно только порадоваться за тех водителей, кому не пришлось применять штатный огнетушитель по прямому назначению. Но никто не гарантирует, что будущее не готовит вашей машине испытание огнем. Поэтому к подбору автомобильного огнетушителя стоит подойти со всей серьезностью. Наплевательское отношение тут может обернуться как минимум потерей собственности. Но для начала разберемся, какими вообще бывают автомобильные огнетушители. Первый тип, который приходит на ум, это аэрозольные устройства. С виду они больше всего напоминают баллончики с пеной для бритья. Принцип работы тот же: нажатие на кнопку распылителя извергает из устройства струю гасящей пламя пены. Подобные «аэрозоли» предназначены для тушения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, твердых веществ, электроустановок под напряжением и всевозможных твердых материалов, кроме щелочных металлов и кислородсодержащих веществ. В аэрозольных огнетушителях в качестве огнетушащего средства применяют парообразующие галоидированные углеводороды (бромистый этил, хладон, смесь хладонов или смесь бромистого этила с хладонами и др.). К недостаткам «аэрозолей» можно отнести то, что при работе с ними надо соблюдать технику безопасности — огнетушащими веществами дышать крайне нежелательно. Эффективность аэрозольных огнетушителей зависит от их объема и конструкции распылителя. Наиболее эффективные из них — с распылителем, формирующим остронаправленную струю. Аэрозольные «пожарные» компактны, просты и удобны в обращении. Однако их возможности крайне ограниченны. С баллончиком противопожарного спрея чувствуешь себя уверенно только перед огненной стихией, разбушевавшейся в пепельнице на кухонном столе. С чем-то более серьезным справиться наверняка не удастся. Главная причина столь невысокой эффективности — крайне недостаточный объем рабочего вещества. Объем подавляющего числа таких баллонов колеблется вокруг половины литра. Да и в качестве «ответа» гаишнику при проведении техосмотра он не сгодится. Гораздо более эффективны порошковые огнетушители. Это самый популярный тип. Их применяют для ликвидации возгорания и пожаров всех классов. Порошковые устройства заряжены огнетушащим порошком и закачаны инертным газом (воздух, азот или углекислый газ) до давления 16 атм. Механизм их работы прост. При нажатии на пусковую кнопку давление газа начинает выбрасывать огнетушащий порошок через сопло. Последний облепляет горящую поверхность и тем самым «душит» огонь, лишая его доступа кислорода. Как правило, порошковые огнетушители автомобильного «калибра» в состоянии справиться с вполне серьезным возгоранием как в моторном отсеке, так и в салоне. Тому причиной — имеющаяся у среднего порошкового устройства в запасе пара литров убивающего огонь состава. Но и без недостатков, как водится, не обошлось. Например, после использования порошкового огнетушителя не всегда удается удалить покрывающий пепелище огнеборческий порошок. Кстати говоря, в процессе тушения моторного отсека комбинация машинного масла, порошка и высокой температуры иногда создает почти непреодолимые проблемы при последующей реанимации двигателя. Кроме того, работоспособность порошковых огнетушителей крайне зависима от срока годности устройства. Порошок имеет тенденцию слеживаться в монолитную массу. «Высокие атмосферы» газа, призванного выталкивать огнетушащее вещество, склонны со временем утекать, извините за тавтологию, в атмосферу. Зато — теоретически — порошковый огнетушитель можно заправлять и применять многократно. Для использования в автомобиле оптимален такой, например, аппарат, как ОП-2. Приобрести его можно по цене 270 рублей. Еще один тип автомобильного огнетушителя — углекислотный. По сути, это баллон, наполненный СО2. Емкость оснащена вентилем того или иного типа и раструбом для направления струи углекислоты на огонь. Она сбивает пламя и охлаждает горящее вещество до температуры меньшей, чем температура горения. После применения «углекислотника» не остается никаких следов, кроме самого «кострища». Но есть у этих аппаратов и минусы. Если огонь сохранился в скрытых от удара струи полостях, то, как только огнетушитель прекращает работу, возникает опасность повторного возгорания. Кроме того, при работе с этими аппаратами нельзя прикасаться оголенными частями тела к раструбу огнетушителя: температура при выходе углекислоты из раструба составляет около –70 градусов по Цельсию. Можно получить изотермический ожог. Работоспособность «углекислотника» также зависит от срока его годности — со временем газ улетучивается. Стоимость огнетушителя такого типа, например ОУ-2, составляет 730 рублей. Существует еще один класс инструментов для борьбы с подкапотным огнем. Это автоматические системы пожаротушения. Они, безусловно, эффективнее ручных. Другое их достоинство — в полной автономности и возможности использования в любых агрессивных средах. Сигнал на срабатывание поступает от датчика, установленного в корпусе огнетушителя, при повышении температуры в защищаемом объеме свыше 200 градусов Цельсия. Некоторые АСП начинают бурно извергать огнетушащий состав от прямого контакта с огнем. В других огнетушителях-автоматах предусмотрена возможность ручного электрозапуска с помощью кнопки, выведенной на панель приборов авто. Все хорошо в автоматических системах пожаротушения, кроме двух моментов. Первый — стоимость. В ценовом состязании, что главное для большинства автовладельцев, между автомобильной системой пожаротушения и тем же аэрозольным огнетушителем последний, безусловно, выигрывает. Сравните: 300—400 рублей за ручной огнетушитель или 2—3 тысячи (включая установку) за автоматику. Ответ ясен — выбирают что подешевле. Один из таких «генераторов огнетушащего аэрозоля» носит симпатичное имя «Допинг-2», и приобрести его в специализированном магазине можно за 1500 рублей. С другой стороны, мало кто из автовладельцев решается дополнительно загромождать моторный отсек или багажник противопожарной «бомбой». И некоторые потом об этом горько жалеют. И наконец, последний вид противопожарной «хлопушки», которая совсем не помешает владельцу гаража. Как правило, она представляет собой колбу той или иной формы, наполненную огнетушащим порошком. Ее устанавливают на высоте 1,5—2 метра. Срабатывает устройство самостоятельно при достижении окружающим воздухом температуры 100 градусов Цельсия. Взрываясь, колба разбрасывает в окружающее пространство огнетушащий порошок. Самостоятельно смонтировал ее на потолке гаража — и на пять гарантийных лет забыл об угрозе пожара. В качестве примера такого устройства можно назвать ОСП-1. Приобрести его можно по цене 530 рублей. КСТАТИ При покупке автомобильного огнетушителя, если во главу угла ставится его эффективность, стоит придерживаться нескольких общих правил. Во-первых, чем аппарат крупнее, тем он при прочих равных условиях эффективнее. Выбирая из двух похожих устройств, отдайте предпочтение производящему более «массивно-кондовое» впечатление. Обязательно поинтересуйтесь у продавца сроком годности устройства. Вообще говоря, практика показывает, что среднестатистический автомобильный огнетушитель в состоянии выполнять свои функции в течение 1,5—2 лет с момента изготовления. Надеяться на него после истечения этого срока особо не стоит. В процессе осмотра собственными руками проверьте, насколько свободно вытаскивается предохранительная чека. Имейте в виду: в момент возгорания времени искать молоток или пассатижи для активации огнетушителя не будет. ЕСЛИ МАШИНА ЗАГОРЕЛАСЬ, или АЛГОРИТМ ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПОЖАРЕ В АВТОМОБИЛЕ Когда автомобиль загорелся, нужно немедленно остановиться и выключить двигатель, поставив машину на тормоз.Огонь в автомобиле почти всегда зарождается под капотом мотора из-за разрыва трубопровода, подающего бензин, шланга гидроусилителя либо в результате загорания карбюратора или газового баллона. Если машина работает на газе, закрываются два крана, расположенные в багажнике на баке с топливом. И только после этого можно приступать к тушению, направив струю огнетушителя на основание пламени. Если огнетушителя нет, используйте песок, землю, накидку, одежду. Эффективен также пакет с водой, с силой брошенный на объятые пламенем части автомобиля. Если пожар затронул только карбюратор, достаточно погонять мотор на максимальных оборотах, что поможет потушить огонь. Если пламя охватило заднюю часть машины, где находится бензобак, единственное, что остается сделать, — это быстро удалиться от машины. Сцены из фильмов, где взрывается автомобиль, в жизни довольно редки — подобное может произойти, если бензобак почти пустой или машина работает на газовой установке. Если пожар охватил салон автомобиля, знайте: опасность велика, огонь быстро распространяется по обивке, состоящей из ткани и пластика. И коли уж сразу не удалось справиться с огнем в салоне, совет тот же — удалиться от очага возгорания.