Эх, дороги!

С дорогами у нас швах. Полный абзац. Президент подтвердил. Потери от бездорожья равны 3% ВВП. А на оборону мы тратим 2,7% ВВП. То есть, если бы были нормальные дороги, мы могли бы тратить на оборону в два раза больше. Или на здравоохранение. Или на образование. Или на культуру. А так сидим в яме.Всероссийской.

С дорогами у нас швах. Полный абзац. Президент подтвердил. Потери от бездорожья равны 3% ВВП. А на оборону мы тратим 2,7% ВВП. То есть, если бы были нормальные дороги, мы могли бы тратить на оборону в два раза больше. Или на здравоохранение. Или на образование. Или на культуру. А так сидим в яме. Всероссийской.Вонючей и грязной дорожной яме.

Отсутствие приличных дорог — это не только исковерканная ходовая часть и уверенно-быстрый износ транспортного средства. Частного или общественного. Это еще и наш «черепаший ход» или «полный отстой»: мобильность россиянина в 2,5 раза ниже, чем у граждан развитых, то есть нормальных, стран.

Другими словами, шансов дождаться кареты «скорой», автобуса, хлебовозки, доехать до школы, посетить родственника или проводить его в последний путь у россиянина в 2,5 раза меньше, чем, скажем, у немца.

Всего в России всяких дорог — от грунтовых до автострад — 1 млн км. А нужно — 2 млн. км. Желательно — с твердым покрытием. Ведь к половине населенных пунктов отечества асфальтовых дорог не довели. Значит, проехать к ним можно лишь временами. У нас на тысячу жителей дорог с твердым покрытием приходится всего 3,7 км, в Финляндии — 13,9 км, во Франции — 16,6 км, в США — 23,6 км. (Как тут не вспомнить президента США Рузвельта: в годы кризиса он нашел деньги и направил безработных на строительство дорог. С тех пор у янки дорожных проблем нет. А у нас мужики подались в бандиты, охранники или олигархи. Дорог как не было, так и нет.)

Из действующих дорог только 37% федеральных и 24% областных соответствуют нормативам. В какой мере, где и на чей взгляд соответствуют — тоже большой вопрос. На Рублевке, наверное, соответствуют. А всероссийская практика разбитых подвесок и ДТП говорит о том, что это соответствие — весьма относительное.

А остальные дороги? Они, стало быть, непригодны. Для езды. А мы по ним едем и перевозим. Полный бред! Сколько строим-ремонтируем? В минувшем году построили аж… 395 км федеральных и 1056 км — региональных. Такими темпами через тридцать лет появится… 15 000 км новых дорог. А не миллион. И через 30 лет их нужно будет, согласно нормам, капитально ремонтировать. То есть на самом деле мы ничего не строим.

Да и на что строить? Россия тратит на дорожное строительство 1% нацбюджета. В большинстве стран (при уже существующей и весьма приличной дорожной сети) — около 3%. В 2005 году в бюджете ведущих странах Европы на душу населения «дорожных» было более $400, у нас — $32. В бюджете субъектов РФ расходы на автодороги сократились с 2000 по 2005 год с 28,9 до 9,1%.

Мужики, если так и дальше дело пойдет, то пора пересаживаться. С авто на телеги. Что в остатке? Нужны солидные бюджетные деньги. Например из Стабфонда. Надо возродить Дорфонд. Наполнять его прогрессивным дорожным налогом на пользователей. Перейти на нормативное обеспечение строительства и ремонта дорог. Как обещал президент. Тогда покатим. Если не разворуем.