ЧЕЛОВЕК «NISSAN»

Для концерна «Nissan» российский рынок сегодня является одним из приоритетных. О его дальнейших перспективах «МКмобилю» рассказал Тору САЙТО, управляющий директор «Ниссан Мотор РУС». Господин Сайто, не могли бы вы для начала подвести итоги минувшего года? — Ушедший финансовый год оказался для нас не самым удачным. На некоторых рынках, например в Японии и США, произошел даже небольшой спад продаж. Это обусловлено несколькими негативными факторами. Если к росту конкуренции мы готовы, то предсказать существенный рост цен на топливо, сырье, увеличение процентных ставок гораздо сложнее. Тем не менее компанию это не пугает, поскольку с финансовой точки зрения «Nissan» чувствует себя очень хорошо. Маржа операционной прибыли составила 7,4%, что является одним из лучших показателей в отрасли. Кроме того, у нас есть потенциал. В 2007 году «Nissan» выпустит на мировые рынки 11 новых моделей и ряд новых технологий. — А что в России? — Здесь у нас проблем нет. То есть они, конечно, имеются, но более приятного свойства. Российские показатели, безусловно, радуют. Спрос резко растет. В глобальном смысле Россия сегодня является для «Nissan» одной из наиболее перспективных стран. В 2003 году мы продали только 9000 автомобилей, тогда как в 2006-м уже 75 000. — Можно ли было предугадать повышение спроса, чтобы избежать очередей? И насколько изменился имидж России в глазах вашего руководства? — Опередить стремительный рост рынка мы пока не можем, хоть и работаем над этим. Период превращения России в серьезного игрока оказался весьма скоротечным. Когда в 2004 году начала свою работу компания «Nissan Мотор Рус», особого внимания этому рынку в Японии не уделялось. Нас было 20 человек (сегодня 150 — Ред.), и мы не получали столь мощной, как сейчас, поддержки. Так, только рекламный бюджет увеличился за прошедшее время в 10 раз. Значительно выросли затраты на маркетинговую активность. В рейтинге «Nissan» (по продажам) Россия в прошлом году стала шестой страной после США, Японии, Китая, Мексики и Великобритании. Сегодня мы предлагаем 13 моделей, и некоторые из них — Teana и Almera Classic — из европейских рынков представлены только здесь. Кроме того, мы занимаемся адаптацией качества автомобилей, усилением некоторых их сторон и свойств в соответствии с исключительно российскими условиями эксплуатации. — С какими проблемами «Nissan» сталкивается в России? — Основной головной болью для нас сегодня является логистика. Очень большой спрос на автомобили порождает элементарную нехватку кораблей для их транспортировки в Россию. Кроме того, почти ажиотажный спрос ставит и другие задачи. Например, увеличение мощностей дилерских центров как в плане продаж, так и сервисного обслуживания. Существующих мощностей уже начинает не хватать. Причем при расширении мы следим за тем, чтобы качество обслуживания клиентов не пострадало. К сожалению, иногда мы не можем назвать клиенту срок доставки его автомобиля, что для нас весьма неприятно. Сегодня максимальный срок ожидания отмечается на модель Quashkai (на рынке с марта — Ред.) — это ноябрь-декабрь. Наши прогнозы по этой модели были не настолько оптимистичными. Признаю, мы были слишком консервативны. Также немного подождать придется Almera Classic и Nissan Note. — А как складывается бизнес в регионах? — Мы начали развитие дилерской сети с Москвы и центральной части России, но не так давно у нас появились дилеры в Сибири. Это Тюмень, Сургут, планируем открыть центр в Новосибирске. Безусловно, пойдем и на Дальний Восток. Но не так быстро. Это очень далеко от Москвы, и спрос там не столь высок. Но в этом году мы будем оценивать потенциал дальневосточного рынка и возможности партнеров, с которыми можно работать. Пока же мы имеем 37 официальных партнеров и порядка 45 дилерских центров. — Парк автомобилей «Nissan» в последнее время значительно вырос. Успевает ли техническое обслуживание за продажами? — В настоящий момент наша сервисная сеть имеет достаточно мощностей для удовлетворения всех вопросов по сервису. Но, безусловно, в этом и следующем году мы прогнозируем дальнейший рост продаж. Поэтому уже сейчас занимаемся этим вопросом. Увеличиваем количество сервисных станций, стараясь стимулировать наших партнеров к увеличению количества центров. Кроме того, мы работаем над тем, чтобы повысить продуктивность уже имеющихся станций. Что касается механических работ, плановых ТО, здесь очереди нет. Можно записаться за один-два дня. Но с кузовными работами подождать придется чуть больше: неделю — десять дней. Впрочем, ситуацию нельзя назвать неудовлетворительной. — Появления каких новинок мы можем ожидать в ближайшее время? — К сожалению, сегодня мы не можем в деталях говорить о новых продуктах, которые будут запущены на рынок. Пока это конфиденциальная коммерческая информация. Но, безусловно, у «Nissan» очень серьезные виды на Россию. Мы планируем выпускать на рынок две-три новые модели ежегодно. В этом году их три. Уже продается Quashkai, он имеет грандиозный успех. Скоро начнутся продажи нового X-Trail. И затем появится Tiida в кузове седан и хетчбэк, очень важная для нас модель, поскольку сегмент «С» — нынче наиболее быстрорастущий в России. — А чем можно объяснить беспрецедентный успех Quashkai? — Если в двух словах, то успехом продукт обязан своей уникальности. Он не похож ни на что другое, и никто из наших конкурентов не может предложить нечто подобное. Плюс цена. У нас есть переднеприводные и полноприводные версии. Автомобиль небольшой, легок в управлении как для мужчин, так и для женщин. Располагает возможностями внедорожника, но при этом предлагает достойный уровень комфорта и хорошую управляемость. Наша маркетинговая политика заключается в том, что мы должны присутствовать во всех сегментах рынка. — С прихода на российский рынок Infiniti прошло достаточно времени. Насколько оправдываются ожидания? — Этот бренд мы запустили осенью 2006 года, полгода назад. Возможно, еще рано давать оценку. Нам приятно, что покупатели воспринимают эту марку как отличную от других премиум-брендов. Они видят в ней характер, понимают, что это новый уровень услуг, новые продукты. Мы начали продажи Infiniti в трех дилерских центрах (два в Москве и один в Питере — Ред.). Сегодня модельный ряд состоит из трех моделей: М, FX, и недавно к ним присоединился седан Infiniti G. Что касается продаж, то их объем довольно высок. Например, в апреле мы продали 600 автомобилей и считаем, что это очень хороший показатель. В этой марке заинтересованы не только покупатели, но и дилеры. Мы получили очень много заявок на дилерство, а один из наших московских партнеров вложил более $50 млн. в строительство нового центра. Таким образом, интерес к Infiniti очень велик. НАША СПРАВКА Тору Сайто, управляющий директор ООО «Ниссан Мотор РУС», родился в Японии 16 января 1960 года. Закончил университет Кейо, получив степень бакалавра факультета экономики. Женат, отец двоих детей. В компании «Nissan» на разных должностях трудится уже более 25 лет. Начинал в 1982 году менеджером по связям с общественностью «Nissan Motor Company Ltd.». С 1991 года аналогичные функции выполнял в «Nissan Europe N.V.». Через несколько лет стал специалистом отдела продаж. В 1997 году еще одно назначение: на этот раз менеджером в отдел Ближнего Востока. Перед вступлением в должность управляющего директора «Ниссан Мотор РУС» (2004 год) Тору Сайто являлся старшим менеджером по продажам и маркетингу отдела Ближнего Востока.