ИМЯ ИМ — ЛЕГИОН

Разрабатывая семейство нового поколения малотоннажных грузовиков Sprinter, инженеры «Mercedes-Benz» в первую очередь озадачились проблемой усовершенствования системы активной безопасности
и попытались удовлетворить любой возможный каприз клиента.

Говоря о вариантах компоновок и комплектаций Sprinter, можно смело утверждать, что «имя им — легион». Три версии колесных баз — 3250, 3665 и 4325 мм. Четыре разных по длине кузова позволяют варьировать объем грузового отсека в диапазоне от 7 до 17 м3. Помимо цельнометаллических фургонов в модельной гамме Sprinter не последнее место занимают комфортабельные микроавтобусы и грузовики бортового типа.
Моторный арсенал «клана» Sprinter состоит из четырех дизельных двигателей. Самый слабый — мощностью 88 л.с. (220 Нм). Статус флагмана принадлежит дизелю
V6-CDI, оснащенному системой наддува
Bi-Flex и двумя турбонагнетателями, что позволяет «снять» с него все 184 л.с. (400 Нм). Есть у Sprinter и бензиновая версия силовой установки с «табуном» в 258 «лошадок». Наравне со стандартной 6-ступенчатой МКП Sprinter с бензиновым мотором можно заказать с автоматической КП. В итоге за счет великого многообразия кузовов, двигателей и колесных баз потребителям предлагается более 200 вариантов Sprinter различной модификации и комплектации. Ближайшие конкуренты нервно курят.

Между тем на Дмитровском полигоне, где проходили тест сразу несколько Sprinter, вашего корреспондента меньше всего волновало мегабогатство модификаций этого автомобиля. Куда интересней было в режиме реального времени испытать штатно устанавливаемую на Sprinter новейшую «мерседесовскую» электронную систему стабилизации движения Adaptive EPS.
Она объединяет функции ABS (антиблокировка), ASR (противобуксовка), ЕВV (аппаратура распределения тормозного усилия) и ВАS (система экстренного торможения). А на тестируемых малотоннажниках была установлена система облегчения трогания с места АSS, являющаяся дополнительной опцией.
Чтобы проверить эффективность работы Adaptive EPS, для начала пустили автомобиль в занос на скользкой брусчатке. В момент сноса задней оси я рефлекторно отпустил педаль «газа», траектория движения заднеприводного фургона выровнялась, но как-то неуклюже. Немецкий инструктор, присутствовавший на тесте, любезно посоветовал в следующий раз при заносе не пугаться и не сбрасывать «газ», а довериться Adaptive EPS. С трудом, но поверил. И действительно: отключив Adaptive EPS, пускаем Sprinter в занос, одновременно происходит автоматическое включение всех бортовых «спасателей» (полностью и навсегда отключить Adaptive EPS нельзя). Продолжаем давить на «газ». Машина после легкого подруливания не только послушно, но еще и с ветерком возвращается к прямолинейному перемещению.
Следующее упражнение — отработка резкого торможения с одновременным объездом препятствия. Тут все получилось с первого раза. Суть в том, что система экстренного торможения BAS распознает скорость, с которой водитель нажимает на педаль тормоза. Резкий удар по педали электроника идентифицирует как ситуацию экстренного торможения, автоматически происходит наращивание общего тормозного усилия. Знаете, когда обычный фургон длиной под семь метров со скоростью 60—70 км/ч за четыре-пять метров перед лобовым препятствием начинает резко оттормаживать и пытается его объехать — ощущения не для слабонервных. На Sprinter же все происходит буднично и спокойно.
Кстати сказать, Adaptive EPS помимо всего прочего умеет автоматически проводить коррекцию своей работы с учетом изменяемой массы автомобиля, что позволяет электронным «спасателям» одинаково эффективно выполнять свои служебные обязанности вне зависимости от того, груженный автомобиль или едет порожняком.

Насчет эргономики водительского пространства сказать особо нечего. Mercedes, даже если он — коммерческий фургон, все равно остается Mercedes. Удобно, уютно, добротно и безопасно. Официальные краш-тесты, проведенные по правилам EuroNCAP, показали, что степень защиты Sprinter аналогична легковому Mercedes
E-класса. И это, безусловно, здорово. Однако, на мой взгляд, «продвинутая» электроника, легкость в управлении, отточенная работа КП и эргономичный салон в Sprinter явно не согласуются с экстерьером автомобиля. Выглядит машина довольно невзрачно и чересчур стандартно. Возьмите любого из ближайших конкурентов (того же VW Crafter или Iveco Daily) — и начнется игра «Найди десять отличий». Согласитесь, скучно. Хотя это — мое частное мнение.