КРЕСЛО ЖИЗНИ

Зачастую только детское автомобильное кресло дает ребенку шанс выжить в ДТП.

Многочисленные исследования однозначно показывают, что при автоаварии человека ростом ниже 135 см не могут
защитить ни стандартные ремни безопасности, ни штатные автомобильные кресла. Ребенок при ДТП из-под обычного ремня выскальзывает. Подушка безопасности, настроенная на пристегнутого взрослого, при срабатывании может покалечить, а то и убить ребенка. Попытки удержать младенца на руках при столкновении обречены на провал чуть ли не по определению. Во время удара авто о препятствие со скоростью всего 50 км/ч вес любого пассажира мгновенно возрастает по меньшей мере в пять раз. В реальной жизни при таких перегрузках малыша ни за что не удержать на руках. Статистика подтверждает эмпирические выводы. В автомобильных авариях дети гибнут в два раза чаще, чем даже незащищенные железом кузова велосипедисты и пешеходы. 15% детей, попадающих в аварии, гибнут, а 35% — получают тяжелейшие увечья. В то же время детское автомобильное кресло помогает избежать 95% травм и увечий, получаемых в таких ситуациях.
Впрочем, в России уже давно никого кровавой статистикой не напугаешь и не образумишь. Но даже приверженцу принципа «со мной-то уж точно ничего не случится» придется купить детское кресло в автомобиль. С начала этого года перевозить ребенка в машине по территории России можно исключительно в специальном кресле. Для справки: европейские дети ездят в них аж с 2000 года.
Разница между младенцем и десятилетним непоседой видна, что называется, невооруженным глазом, поэтому универсального сиденья, которое подходило бы для ребенка любого возраста, в природе не существует.
Самыми безопасными считаются сиденья, которые можно закрепить в автомобиле при помощи системы «Isofix». Она представляет собой кронштейны стандартизированной конструкции на детском сиденье или на опорной раме, которые защелкиваются в специальных гнездах в салоне машины. Но покупать их имеет смысл, только если ваша машина оснащена такой же системой креплений.
Грудных детей обычно перевозят в переносных детских сиденьях-люльках. Чтобы каждый раз не возиться с их монтажом, можно вообще не отстегивать нижнюю часть сиденья и оставлять его в машине. Когда требуется, люльку просто ставят на место, пряжка-фиксатор автоматически защелкивается. Малыши младше четырех лет в детском сиденье-люльке фиксируются ремнем безопасности. Эта система состоит из двух плечевых и одного поясного ремня. Отчасти она напоминает «сбрую», с помощью которой автогонщики «прикрепляют» себя к гоночному болиду.
Даже если ребенка нет в авто, во время движения детское сиденье рекомендуется надежно зафиксировать. При резких маневрах сей аксессуар имеет коварную склонность к неуправляемым полетам по салону.
Не стоит покупать детское автомобильное сиденье по принципу «понравилось — не понравилось». Прежде всего оно должно соответствовать конструкции автомобиля. С другой стороны, обязано не напрягать своего седока. Поэтому рекомендуется отправляться за этой покупкой на машине и в компании ребенка. Посадите отпрыска в выбранное кресло и посмотрите, как он разместился. Потом прикиньте, в какой части салона авто лучше всего сиденье установить. Покупая автокресло, обратите внимание на подголовник и боковую защиту. Лучший вариант — когда эти элементы составляют единое целое. Хорошо если кресло можно ставить как по ходу движения, так и против.
Все сиденья должны быть сертифицированы органами Европейского союза, о чем уведомляет специальная оранжевая бирка. На ней должны быть указаны код стандарта, которому соответствует кресло (ЕСЕ R44/03 или ЕСЕ R44/04); категория (universal, semiuniversal, specific); расчетный вес нагрузки; значок «Е» с кодовым номером страны, проводившей тесты
(«1» — Германия, «2» — Италия, «3» — Франция, «4» — Голландия и т.д.); идентификационный номер сертификации; серийный номер изделия, поскольку тестам подвергают каждое пятитысячное кресло.
Считается, что самая безопасная зона в машине — заднее сиденье за водителем. Однако некоторые исследователи ставят на первое место по безопасности заднее правое сиденье. Так или иначе, но сзади ребенок будет в большей безопасности. Там и надо устанавливать детское кресло. Лишь в крайнем случае его можно разместить на переднем пассажирском сиденье. Если вы везете очень маленького ребенка (группа «0», «0+»), его кресло может стоять тут спиной по ходу движения лишь при одном условии: когда подушки безопасности нет или она отключена. Если подушка активизирована, маленький человек должен сидеть лицом вперед. Следите, чтобы на нижней части сиденья-люльки не было посторонних предметов (они мешают надежно зафиксировать сиденье).
На российском рынке присутствует около полутора десятков иностранных брендов детских автокресел. Цены на этот товар зависят от возраста потребителя, «навороченности» конструкции и именитости производителя. Так, устройства, промаркированные метками «0» и «0+», можно увидеть на прилавках магазинов по 3200—7000 рублей. Для более взрослого контингента («1», «2», «3») предлагаются кресла-трансформеры, позволяющие использовать их по принципу «на вырост». Их цены — в диапазоне 4100—16 000 рублей. Выполнять требования безопасности для детей самой старшей группы дешевле всего. Для них предназначены не полноценные кресла, а их усеченный вариант — сиденья. Цена такого устройства — 1600—3000 рублей.
Дети ростом ниже 140 см не должны сидеть на переднем пассажирском сиденье с подушкой безопасности.
Правильно установленное сиденье не защитит вашего ребенка, если он не пристегнут ремнем с креплением в пяти точках. Следите за тем, чтобы ремни безопасности автомобиля и ремни крепления
были всегда натянуты. Регулярно подтягивайте их. Не используйте автомобильное детское сиденье после того, как оно побывало в аварии.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ
Сергей СЕРГЕЕВ, начальник УГИБДД ГУВД Московской области:
— Почему-то в обществе сложилось представление, что детские удерживающие устройства нужны исключительно ГИБДД. Весь цивилизованный мир давно осознал необходимость использования подобных устройств, поскольку они реально спасают детские жизни. И это нужно не ГИБДД, а в первую очередь самим родителям. Я до сих пор не могу забыть аварию, произошедшую в прошлом году, когда автомобиль Audi вылетел с дороги в кювет. Водитель был пристегнут ремнем безопасности и не получил ни царапины. А его маленький ребенок, находившийся в машине на заднем сиденье, погиб. Малыш не был в детском удерживающем кресле. И подобные трагедии, виновники которых — беспечные родители, случаются, увы, слишком часто.